Ювелирное дело
Янтарь
ЯНТАРЬ

 

 

Ископаемая смола, имя которой "янтарь", неоднородна по своему характеру; она состоит из отдельных компонентов, более или менее растворимых в спирте или хлороформе, и нерастворимого битуминозного компонента. Формула янтаря С10Н16О. Это настоящий ископаемый материал; деревья, выделявшие смолу, не имеют представителей в современном растительном мире, тогда как деревья, которые давали занзибарскую копаловую камедь, произрастают и сейчас. Изо всех природных смол янтарь вообще единственная, которая обычно шла на изготовление декоративных изделий, главным образом бус, и такое применение она находит в Англии с бронзового века.

Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar. Существовала большая путаница между английским ambег (янтарь) и совсем другим веществом, которое образуется в кишечнике кашалота и пользуется очень большим спросом как необходимый ингредиент прекраснейших духов. Название "поддельный янтарь" (bastard amber) дано непрозрачному материалу. Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Имя пришло в латинский язык как bernix, позднее преобразовалось в vernix и в конце концов дошло до нас как varnish (лак).

У Плиния мы читаем, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена: "Следующим по порядку (т. е. после хрусталя и, возможно, агата или флюорита) среди предметов роскоши мы видим янтарь, изделия из которого, однако, пока пользуются спросом только у женщин".

В ходе многословного описания свойств янтаря он упоминает о его способности при трении притягивать куски материала: "Если передать живое тепло янтарю, потерев его между пальцами, он будет притягивать солому, сухие листья и кору так же, как магнит притягивает железо".

Эта способность янтаря притягивать предметы была также знакома грекам, и от их названия янтаря электрон происходит слово "электричество". Можно отметить, что этим же словом они называли золото, содержащее от 20 до 30% серебра и имеющее поэтому более светлый желтый цвет, чем чистое золото.

 

 

Как понимали происхождение янтаря во времена Плиния, ясно из следующей цитаты: "Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов. Во всяком случае, он "извергался" на побережье в виде легких струящихся потоков, которые на отмелях имели вид драпировок, подвешенных в воде. Наши предки тоже придерживались мнения, что это сок дерева и поэтому дали ему имя "сукцинум" (от слова succus - "сок"); серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен, служит тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево".

Поскольку деревья, из смолы которых образовался янтарь, произрастали в олигоценовую эпоху и вымерли задолго до времени жизни Плиния, в цитируемом описании имеется очевидная путаница между копаловой камедью ныне растущих деревьев и янтарем.

Что знал Плиний о включениях в янтаре и как оценивал их значение, показывает следующий отрывок из его работы: "Главным свидетельством того, каким должен был быть янтарь в исходном жидком состоянии, является его прозрачность - внутри твердых кусков видны муравьи, комары, ящерицы. Они, без сомнения, должны были сначала прилипнуть к смоле, пока она была жидкой, и затем, по мере затвердевания, оставались внутри".

 

 

Цвет янтаря желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливей голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый. Янтарь гораздо мягче, чем драгоценные камни; его твердость около 2 1/2 по шкале Мооса; он царапается ножом, хотя твердость самого ножа не постоянна, а меняется у каждого отдельно взятого лезвия. Янтарь не хрупок и, следовательно, представляет собой материал, который очень подходит для резьбы. Подобно всем смолам, он аморфный, оптически одноосный, показатель преломления колеблется от 1,539 до 1,545; всегда дает высокие цвета интерференции в поляризованном свете. Плотность варьирует от 1,05 до 1,10, следовательно, янтарь должен тонуть в чистой воде, но в достаточно плотном рассоле будет плавать. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь теплый на ощупь. При трении в нем образуется отрицательный электрический заряд и он начинает притягивать кусочки материалов; подобно всем смолам, он является хорошим изолятором. Часто янтарь бывает мутным из-за присутствующих в нем пузырьков воздуха и, как отмечал Плиний, нередко в виде включений содержит как органические, так и -неорганические предметы. Насекомые и другие мелкие животные, которые были захвачены во время выделения смолы и таким образом сохранились, представляют собой материал величайшей важности для представления о жизни в ту давнюю эпоху.

Нагретый до температуры 250-300°С, янтарь кипит после полного плавления, образуя в качестве дистиллята красновато-коричневое масло (янтарное масло), твердое кристаллическое вещество (сукцинитовую кислоту) и водянистую жидкость, оставляя после сгорания черный остаток (янтарную канифоль или янтарную красную смолу). Содержание присутствующей сукцинитовой кислоты меняется от 2,5 до 8%. Химическая формула кислоты - С2Н4(СООН)2. Впервые она была получена при возгонке янтаря в середине XVI в., и почти тот же метод применяется и сейчас. Присутствием сукцинитовой кислоты объясняется возгонка ароматических паров, выделяемых горящим янтарем.

Строго говоря, называть янтарем следовало бы одну только разновидность - сукцинит, который содержит сукцинитовую кислоту. Есть другие ископаемые смолы, не содержащие кислоты, в частности геданит (название происходит от Gedaimrn, латинского названия Гданьска). Эта разность мягче, твердость ее меняется от 1 1/2 до 2 по шкале Мооса, а плотность - от 1,01 до 1,03; бирмит - янтарь из района Мииткиина в Бирме, он несколько тверже и плотнее, чем янтарь из других мест.

Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь. Из него изготовляют бруски (прутья), получаемые при продавливании через круглые дырки нужного диаметра в металлической пластинке. Прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, но его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло).

Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия. До появления прессованного янтаря мелкие кусочки использовались как материал для лакировки.

Янтарь легко имитируется некоторыми синтетическими смолами, такими, как бакелит, казеиновые продукты эриноид и галалит, целлулоид (нитрат целлюлозы); но при проверке в каком-нибудь неприметном месте, например около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.

В Калининградской области янтарь распространен в нижнеолигоценовых морских глауконитовых песках, называемых голубой землей, образовавшихся за счет более ранних третичных отложений: янтарь - ископаемая смола Pinus succinifer; он распространен также в ледниковых отложениях. Янтарь намывается морем на побережья Восточной Англии, Нидерландов, Дании, Швеции, Финляндии и островов Балтийского моря. Заметно флюоресцирующий красно-коричневым цветом янтарь, который получил название "симетит", встречается на побережье Сицилии. Добывается янтарь в Румынии и Бирме.


просмотров: 2834
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$6.38
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $6.38
|
925 Sterling Silver ROUND Wire Coils 6" thru 20' Gauges 8 thru 30 Dead Soft USA

$5.25
End Date: Tuesday Jan-22-2019 14:45:51 PST
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$5.69
End Date: Wednesday Jan-23-2019 10:27:49 PST
Buy It Now for only: $5.69
|
Jewelry Cleaner Solution Safely Clean all Jewelry Gold Silver & Diamonds

$8.08
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $8.08
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Лилия Кузнецова Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало
Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало
Вы держите в руках вторую книгу ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Л.К.Кузнецовой из задуманного автором трехтомного издания, посвященного малоизученной до сегодняшнего дня области отечественной культуры - ювелирному искусству XVIII - начала XIX века.
Первая книга серии - "Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый..." - уже нашла достойное место на книжных полках. Помимо повествования о мастерах-ювелирах периода правления Александра I и об их драгоценных изделиях читатель найдет в книге занимательные детали взаимоотношений России с европейскими государствами после сокрушительного разгрома наполеоновской Франции, истории награждения императора Александра I высшими иностранными орденами и рассказ о них.

Книга написана удивительным языком, передающим атмосферу "дней Александровых". Она откроет для читателя много новых фактов, но и принесет радость от самого процесса чтения....

Цена:
439 руб

Золото Колумбии
Золото Колумбии
Известный колумбийский ученый, основываясь на документах и археологических исследованиях, рассказывает об одном из интересных явлений в истории культуры - ювелирном искусстве древних индейцев.
В книге повествуется о способах добычи золота, основных зонахювелирного искусства, существовавших на территории современной Колумбии до прихода испанцев. Автор привлекает материалы старинных хроник и легенд. Издание рассчитано на специалистов и широкие круги читателей, интересующихся вопросами искусства. Предисловие и и редакция Б.Б.Пиотровского, перевод с испанского Зубрицкой Г.Ю. Издание в глянцевой суперобложке, обрез позолоченный....

Цена:
699 руб

Величайшие сокровища мира
Величайшие сокровища мира
На страницах этого богатого иллюстрированного издания представлены величайшие произведения ювелирного искусства всех времен и народов....

Цена:
689 руб

Pskov Art Treasures And Architectural Monuments 12th-17th Centuries
Pskov Art Treasures And Architectural Monuments 12th-17th Centuries
Альбом на английском языке знакомит с архитектурой и изобразительным искусством древней земли Псковской. По цветным широкоформатным фотоиллюстрациям можно совершить настоящую экскурсию сначала по Пскову, с кремлем и монастырями, потом - по старинным русским крепостям - Изборску и Печоре.
Вторая часть альбома посвящена псковской школе иконописи и фрескам северных русских церквей.
Аннотации к иллюстрациям - на английском языке. Содержат краткую историческую справку о каждом представленном объекте....

Цена:
519 руб

Russian Applied Art. Eighteenth to Early Twentieth Century
Russian Applied Art. Eighteenth to Early Twentieth Century
Альбом на английском языке, перевод с русского Ю.И.Немецкого.
В издании представлено русское прикладное искусство XVIII - начала XX века....

Цена:
369 руб

Техника художественной эмали, чеканки и ковки
Техника художественной эмали, чеканки и ковки
В книге рассмотрены практические приемы ручной художественной обработки металлов и техники горячей эмали, чеканки и художественной ковки. Описаны инструменты и приспособления для этих работ, а также способы изготовления инструментов. Рассмотрены различные виды эмальерных чеканных и ковочных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект.
Для студентов высших и учащихся средних художественно-промышленных учебных заведений....

Цена:
629 руб

Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
В альбоме анализируется развитие стиля и техники художественного металла на Урале XVIII - XIX вв. Рассматриваются чугунное литье, каслинское чугунное литье, художественная ковка, изделия из меди, гравировка на стали, роспись....

Цена:
1616 руб

Каслинский чугунный павильон
Каслинский чугунный павильон
Каслинский чугунный павильон - один из самых замечательных экспонатов Свердловской картинной галереи. Он пленяет красотой ажурных узоров, тонкостью их отливки. В нем органически слились и техническое совершенство каслинского чугунного литья, и безукоризненное мастерство народных умельцев, сумевших покорить грубый чугун, сделать его послушным воле художника. Необычна судьба чугунного павильона: то он ярко сверкает в волнах света на Всемирной выставке в Париже 1900 года, то скован жестоким уральским морозом на старом заводском дворе, то на долгие годы спрятан от взоров людей в полусумрачном покое музейных хранилищ. Каслинскому павильону не очень повезло у художественной критики тех лет: она не дала развернутой характеристики этого произведения. Причина этого, очевидно, в том, что павильон экспонировался не по отделу "изящных искусств" (считалось, что по ее разделу России вообще нечего показывать), а по горному ведомству. Время внесло поправку - каслинское литье теперь всеми признано наряду с Палехом как прекрасное явление искусства.
В альбом вошли статьи о рождении павильона, о выставке в Париже, о дальнейшей судьбе павильона, об авторе проекта, о мастерах, о декоративном убранстве. Иллюстрации демонстрируют павильон в деталях....

Цена:
3579 руб

Янтарь
Янтарь
Эта книга - о чудесном даре калининградской земли - янтаре, который, одухотворенный талантом ее мастеров, приносит людям радость общения с прекрасным.
В книге 100 фотоиллюстраций, изображающих различные виды янтаря и изделия с ним....

Цена:
365 руб

Слезы Гелиад / The Tears of the Heliads
Слезы Гелиад / The Tears of the Heliads
Янтарь - окаменевшая смола - встречается во многих странах, но в Прибалтике сосредоточено 95 процентов мировых запасов янтаря. Прибалтийский янтарь считается лучшим в мире. Его возраст от 35 до 140 миллионов лет. А чем камень старше, тем он красивее и дороже.
Альбом "Слезы Гелиад" рассказывает об истории этого солнечного камня, представляет лучшие янтарные изделия из музеев Паланги и Калининграда, Меньшиковского и Павловского дворцов, Эрмитажа и Оружейной палаты, изделия современных мастеров, многие образцы янтаря с инклюзами - вкраплениями древнейших насекомых и растений.
В альбоме собраны стихи и гравюры о янтаре от древнейших времен до наших дней. Книга расскажет, как добывается и обрабатывается янтарь, а завершается альбом рассказом о восстановлении знаменитой Янтарной палаты....

Цена:
226 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика