Ювелирное дело
Янтарь
ЯНТАРЬ

 

 

Ископаемая смола, имя которой "янтарь", неоднородна по своему характеру; она состоит из отдельных компонентов, более или менее растворимых в спирте или хлороформе, и нерастворимого битуминозного компонента. Формула янтаря С10Н16О. Это настоящий ископаемый материал; деревья, выделявшие смолу, не имеют представителей в современном растительном мире, тогда как деревья, которые давали занзибарскую копаловую камедь, произрастают и сейчас. Изо всех природных смол янтарь вообще единственная, которая обычно шла на изготовление декоративных изделий, главным образом бус, и такое применение она находит в Англии с бронзового века.

Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar. Существовала большая путаница между английским ambег (янтарь) и совсем другим веществом, которое образуется в кишечнике кашалота и пользуется очень большим спросом как необходимый ингредиент прекраснейших духов. Название "поддельный янтарь" (bastard amber) дано непрозрачному материалу. Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Имя пришло в латинский язык как bernix, позднее преобразовалось в vernix и в конце концов дошло до нас как varnish (лак).

У Плиния мы читаем, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена: "Следующим по порядку (т. е. после хрусталя и, возможно, агата или флюорита) среди предметов роскоши мы видим янтарь, изделия из которого, однако, пока пользуются спросом только у женщин".

В ходе многословного описания свойств янтаря он упоминает о его способности при трении притягивать куски материала: "Если передать живое тепло янтарю, потерев его между пальцами, он будет притягивать солому, сухие листья и кору так же, как магнит притягивает железо".

Эта способность янтаря притягивать предметы была также знакома грекам, и от их названия янтаря электрон происходит слово "электричество". Можно отметить, что этим же словом они называли золото, содержащее от 20 до 30% серебра и имеющее поэтому более светлый желтый цвет, чем чистое золото.

 

 

Как понимали происхождение янтаря во времена Плиния, ясно из следующей цитаты: "Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов. Во всяком случае, он "извергался" на побережье в виде легких струящихся потоков, которые на отмелях имели вид драпировок, подвешенных в воде. Наши предки тоже придерживались мнения, что это сок дерева и поэтому дали ему имя "сукцинум" (от слова succus - "сок"); серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен, служит тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево".

Поскольку деревья, из смолы которых образовался янтарь, произрастали в олигоценовую эпоху и вымерли задолго до времени жизни Плиния, в цитируемом описании имеется очевидная путаница между копаловой камедью ныне растущих деревьев и янтарем.

Что знал Плиний о включениях в янтаре и как оценивал их значение, показывает следующий отрывок из его работы: "Главным свидетельством того, каким должен был быть янтарь в исходном жидком состоянии, является его прозрачность - внутри твердых кусков видны муравьи, комары, ящерицы. Они, без сомнения, должны были сначала прилипнуть к смоле, пока она была жидкой, и затем, по мере затвердевания, оставались внутри".

 

 

Цвет янтаря желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливей голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый. Янтарь гораздо мягче, чем драгоценные камни; его твердость около 2 1/2 по шкале Мооса; он царапается ножом, хотя твердость самого ножа не постоянна, а меняется у каждого отдельно взятого лезвия. Янтарь не хрупок и, следовательно, представляет собой материал, который очень подходит для резьбы. Подобно всем смолам, он аморфный, оптически одноосный, показатель преломления колеблется от 1,539 до 1,545; всегда дает высокие цвета интерференции в поляризованном свете. Плотность варьирует от 1,05 до 1,10, следовательно, янтарь должен тонуть в чистой воде, но в достаточно плотном рассоле будет плавать. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь теплый на ощупь. При трении в нем образуется отрицательный электрический заряд и он начинает притягивать кусочки материалов; подобно всем смолам, он является хорошим изолятором. Часто янтарь бывает мутным из-за присутствующих в нем пузырьков воздуха и, как отмечал Плиний, нередко в виде включений содержит как органические, так и -неорганические предметы. Насекомые и другие мелкие животные, которые были захвачены во время выделения смолы и таким образом сохранились, представляют собой материал величайшей важности для представления о жизни в ту давнюю эпоху.

Нагретый до температуры 250-300°С, янтарь кипит после полного плавления, образуя в качестве дистиллята красновато-коричневое масло (янтарное масло), твердое кристаллическое вещество (сукцинитовую кислоту) и водянистую жидкость, оставляя после сгорания черный остаток (янтарную канифоль или янтарную красную смолу). Содержание присутствующей сукцинитовой кислоты меняется от 2,5 до 8%. Химическая формула кислоты - С2Н4(СООН)2. Впервые она была получена при возгонке янтаря в середине XVI в., и почти тот же метод применяется и сейчас. Присутствием сукцинитовой кислоты объясняется возгонка ароматических паров, выделяемых горящим янтарем.

Строго говоря, называть янтарем следовало бы одну только разновидность - сукцинит, который содержит сукцинитовую кислоту. Есть другие ископаемые смолы, не содержащие кислоты, в частности геданит (название происходит от Gedaimrn, латинского названия Гданьска). Эта разность мягче, твердость ее меняется от 1 1/2 до 2 по шкале Мооса, а плотность - от 1,01 до 1,03; бирмит - янтарь из района Мииткиина в Бирме, он несколько тверже и плотнее, чем янтарь из других мест.

Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь. Из него изготовляют бруски (прутья), получаемые при продавливании через круглые дырки нужного диаметра в металлической пластинке. Прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, но его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло).

Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия. До появления прессованного янтаря мелкие кусочки использовались как материал для лакировки.

Янтарь легко имитируется некоторыми синтетическими смолами, такими, как бакелит, казеиновые продукты эриноид и галалит, целлулоид (нитрат целлюлозы); но при проверке в каком-нибудь неприметном месте, например около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.

В Калининградской области янтарь распространен в нижнеолигоценовых морских глауконитовых песках, называемых голубой землей, образовавшихся за счет более ранних третичных отложений: янтарь - ископаемая смола Pinus succinifer; он распространен также в ледниковых отложениях. Янтарь намывается морем на побережья Восточной Англии, Нидерландов, Дании, Швеции, Финляндии и островов Балтийского моря. Заметно флюоресцирующий красно-коричневым цветом янтарь, который получил название "симетит", встречается на побережье Сицилии. Добывается янтарь в Румынии и Бирме.


просмотров: 2411
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
3pc Jewelry Eye Optical Loupe Set 10x 30x + Dual Magnifier Magnifying Glass Lens

$9.49
End Date: Friday Jun-1-2018 8:08:46 PDT
Buy It Now for only: $9.49
|
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Herb Silver Coin Gram Pocket Gold

$7.64
End Date: Friday Jun-8-2018 9:58:47 PDT
Buy It Now for only: $7.64
|
10-150 Rubber Locking Butterfly Lapel Pin Backs Clasp Clutches Guards Attachment

$6.65
End Date: Thursday May-24-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $6.65
|
Bead Smith Tarnish Resistant Craft Wire Gold/Silver/Copper 16-28 gauge

$11.75
End Date: Monday May-28-2018 7:00:58 PDT
Buy It Now for only: $11.75
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Калли Олдершоу, Кристин Вудворд, Роджер Хардинг Драгоценные камни Gemstones
Драгоценные камни
На протяжении тысячелетий драгоценные камни восхищают и очаровывают. В этой книге вы познакомитесь со всеми видами драгоценных камней, узнаете об их красоте, редкости и прочности. Вы поймете, как образуются драгоценные камни, где их находят и как добывают, как отличить подлинные камни от фальшивых. Здесь также представлена информация о различных видах огранки, старинных и современных ювелирных изделиях с драгоценными камнями. Издание, иллюстрированное красочными фотографиями, откроет вам дверь в прекрасный и волшебный мир драгоценных камней....

Цена:
209 руб

Художественная ковка и слесарное искусство
Художественная ковка и слесарное искусство
Издание 1982 года. Сохранность хорошая.
В книге собран богатый материал, характеризующий кузнечное дело как искусство, дан его исторический обзор, представлен раздел, посвященный технологии изготовления изделий, кузнечным инструментам и машинам. Текст иллюстрирован многочисленными фотографиями изделий различных эпох, выполненных мастерами Западной и Центральной Европы. Эта научно популярная книга представляет большой интерес, как с производственной, так и с историко-художественной стороны. Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна тем, кто занимается или хочет овладеть искусством художественной ковки....

Цена:
1539 руб

Уникальные Драгоценности
Уникальные Драгоценности
Издание 1997 года. Сохранность хорошая.
Прикоснуться к редким и прекрасным драгоценностям - значит хотя бы на мгновение войти в мир, куда сознательно или бессознательно стремиться каждый: мир красоты и элегантности.
Содержит множество великолепных фотоиллюстраций....

Цена:
3199 руб

Марк Ф. Гримвейд Руководство по пайке и другим техникам соединения (на спирали) Handbook on Soldering and Other Joining Techniques in Gold Jewellery Manufacture
Руководство по пайке и другим техникам соединения (на спирали)
Настоящее руководство - шестая книга в ряду технических публикаций Всемирного Золотого Совета. Эта книга предназначена в помощь практикующим ювелирам для применения ими в своей работе оптимальных технологий и лучшего опыта, что приводит к улучшению качества продукции, снижению брака и уменьшению затрат времени и, следовательно, к снижению себестоимости изделий. Для практикующих ювелиров, если они собираются добиться неизменно высокого качества своей продукции, важно разбираться в технологиях, лежащих в основе используемых ими процессов и материалов. Издаваемые Всемирным Золотым Советом справочники и руководства направлены еще и на то, чтобы не только предоставить мастеру полезные базовые процедуры и наставления, но и объяснить, почему они так важны, и как они влияют на качество изделий. Вооружившись такими знаниями, ювелир, несомненно, сможет успешнее справляться с проблемами, которые неизбежно время от времени встают перед ним.

Формат: 21 см х 30 см....

Цена:
799 руб

Художественная обработка металлов
Художественная обработка металлов
В книге рассказано о народном творчестве людей, работающих в художественных промыслах, об уникальных вещах, созданных художниками и мастерами, о значении декоративно-прикладного искусства в жизни русского человека. Книга знакомит молодого читателя с приемами и технологией изготовления простейших художественных изделий из металла.
В третье издание (2-е изд. 1984 г.) добавлен иллюстративный материал.
Для молодежи, оканчивающей среднюю школу и стоящей перед выбором профессии....

Цена:
434 руб

Янтарь
Янтарь
В сборник вошли очерки о янтаре. Издание содержит цветные фотографии....

Цена:
479 руб

Узоры жизни
Узоры жизни
Единственная в Дагестане женщина-златокузнец, заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана и заслуженный художник Грузии рассказывает в этой книге о своей интересной профессии, о своей жизни, народных традициях, о родном ауле....

Цена:
489 руб

А. Н. Иванов Золото доколумбовой эпохи
Золото доколумбовой эпохи
Настоящий каталог выставки посвящен ювелирному искусству доколумбовых культур, которые существовали на территории Центральной и Южной Америки до открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году. Некоторые из этих культур к этому времени достигли наивысшего расцвета, как, например, культура ацтеков (к моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя) или культура инков (империя инков занимала территории от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили, включавшие в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии). Другие культуры уже исчезли или шли к упадку, как, например, культура ольмеков, живших на южном побережье Мексиканского залива, а также культуры майя и тольтеков, проживавших на полуострове Юкатан. При описании древних цивилизаций, созданных индейцами в доколумбовой Америке на территории современных Мексики, Гватемалы, Белиза, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа часто используется термин Мезоамерика. Термин был введен в обиход в 1493 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом. Все эти цивилизации заимствовали друг у друга лучшие культурные, ювелирные и исторические достижения, поэтому их культуры так похожи между собой...

Цена:
2359 руб

Завод "Русские самоцветы"
Завод "Русские самоцветы"
Эта книга об одном из самых своеобразных заводов не только на Урале и даже не только в нашей стране. Огранка полудрагоценных камней и алмазов, создание удивительных изделий из цветного камня: яшмовых ваз, малахитовых шкатулок, монументальных изделий и сувениров - вот сфера его деятельности.
В нем объединены промышленное предприятие и художественная мастерская. Естественно возникновение камнерезного дела на Урале - в богатейшей кладовой яшм и мраморов, малахита и самоцветов, в промышленном рабочем крае.
Завод родился 250 лет назад - в июле 1726 года - как небольшая мастерская. Стал Екатеринбургской гранильной фабрикой. За годы Советской власти вырос в одно из передовых предприятий отрасли.
Высокое мастерство современных камнерезов и гранильщиков не пришло вдруг - в нем спрессован опыт поколений, оно по крупицам накапливалось веками. Сегодняшним мастерам камня нужно знать свое прошлое, опыт предшественников, их удачи и ошибки, их надежды и разочарования. История любого производственного коллектива - это не просто перечень достижений. Это часто противоречивый поиск, постоянные попытки решать все новые и новые проблемы. А потому к прошлому стоит обращаться не только для сравнения - у прошлого нужно уметь учиться, учиться как на удачах, так и на ошибках.
За четверть тысячелетия "Русские самоцветы" знали блестящие взлеты, испытали горечь упадка и заблуждений. Однако, несмотря на временные неудачи, завод остается крупнейшим мировым центром по художественной обработке камня. Изделия, созданные уральскими камнерезами и гранильщиками, широко известны не только в нашей стране. Их знают Париж и Лондон, Нью-Йорк и Токио. Они несут людям радость, рассказывают о богатстве подземных кладовых, о красоте и щедрости души "каменных дел мастеров"....

Цена:
619 руб

Сингаевский Вадим Николаевич Легендарные драгоценности
Легендарные драгоценности

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей возникновения драгоценных камней и металлов, историей знаменитых людей и их драгоценностей. В ней представлены неожиданные материалы и сведения о самых прославленных драгоценностях и их обладателях от древнейших времен до наших дней. Основное назначение этой книги систематизировать обширные исторические сведения и дать возможность читателю познакомиться с каждым образцом неповторимого ювелирного искусства или предметом из королевских сокровищниц. Жанр книги – малая занимательная иллюстрированная энциклопедия.

...

Цена:
90 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика