Ювелирное дело
Янтарь
ЯНТАРЬ

 

 

Ископаемая смола, имя которой "янтарь", неоднородна по своему характеру; она состоит из отдельных компонентов, более или менее растворимых в спирте или хлороформе, и нерастворимого битуминозного компонента. Формула янтаря С10Н16О. Это настоящий ископаемый материал; деревья, выделявшие смолу, не имеют представителей в современном растительном мире, тогда как деревья, которые давали занзибарскую копаловую камедь, произрастают и сейчас. Изо всех природных смол янтарь вообще единственная, которая обычно шла на изготовление декоративных изделий, главным образом бус, и такое применение она находит в Англии с бронзового века.

Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar. Существовала большая путаница между английским ambег (янтарь) и совсем другим веществом, которое образуется в кишечнике кашалота и пользуется очень большим спросом как необходимый ингредиент прекраснейших духов. Название "поддельный янтарь" (bastard amber) дано непрозрачному материалу. Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Имя пришло в латинский язык как bernix, позднее преобразовалось в vernix и в конце концов дошло до нас как varnish (лак).

У Плиния мы читаем, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена: "Следующим по порядку (т. е. после хрусталя и, возможно, агата или флюорита) среди предметов роскоши мы видим янтарь, изделия из которого, однако, пока пользуются спросом только у женщин".

В ходе многословного описания свойств янтаря он упоминает о его способности при трении притягивать куски материала: "Если передать живое тепло янтарю, потерев его между пальцами, он будет притягивать солому, сухие листья и кору так же, как магнит притягивает железо".

Эта способность янтаря притягивать предметы была также знакома грекам, и от их названия янтаря электрон происходит слово "электричество". Можно отметить, что этим же словом они называли золото, содержащее от 20 до 30% серебра и имеющее поэтому более светлый желтый цвет, чем чистое золото.

 

 

Как понимали происхождение янтаря во времена Плиния, ясно из следующей цитаты: "Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов. Во всяком случае, он "извергался" на побережье в виде легких струящихся потоков, которые на отмелях имели вид драпировок, подвешенных в воде. Наши предки тоже придерживались мнения, что это сок дерева и поэтому дали ему имя "сукцинум" (от слова succus - "сок"); серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен, служит тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево".

Поскольку деревья, из смолы которых образовался янтарь, произрастали в олигоценовую эпоху и вымерли задолго до времени жизни Плиния, в цитируемом описании имеется очевидная путаница между копаловой камедью ныне растущих деревьев и янтарем.

Что знал Плиний о включениях в янтаре и как оценивал их значение, показывает следующий отрывок из его работы: "Главным свидетельством того, каким должен был быть янтарь в исходном жидком состоянии, является его прозрачность - внутри твердых кусков видны муравьи, комары, ящерицы. Они, без сомнения, должны были сначала прилипнуть к смоле, пока она была жидкой, и затем, по мере затвердевания, оставались внутри".

 

 

Цвет янтаря желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливей голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый. Янтарь гораздо мягче, чем драгоценные камни; его твердость около 2 1/2 по шкале Мооса; он царапается ножом, хотя твердость самого ножа не постоянна, а меняется у каждого отдельно взятого лезвия. Янтарь не хрупок и, следовательно, представляет собой материал, который очень подходит для резьбы. Подобно всем смолам, он аморфный, оптически одноосный, показатель преломления колеблется от 1,539 до 1,545; всегда дает высокие цвета интерференции в поляризованном свете. Плотность варьирует от 1,05 до 1,10, следовательно, янтарь должен тонуть в чистой воде, но в достаточно плотном рассоле будет плавать. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь теплый на ощупь. При трении в нем образуется отрицательный электрический заряд и он начинает притягивать кусочки материалов; подобно всем смолам, он является хорошим изолятором. Часто янтарь бывает мутным из-за присутствующих в нем пузырьков воздуха и, как отмечал Плиний, нередко в виде включений содержит как органические, так и -неорганические предметы. Насекомые и другие мелкие животные, которые были захвачены во время выделения смолы и таким образом сохранились, представляют собой материал величайшей важности для представления о жизни в ту давнюю эпоху.

Нагретый до температуры 250-300°С, янтарь кипит после полного плавления, образуя в качестве дистиллята красновато-коричневое масло (янтарное масло), твердое кристаллическое вещество (сукцинитовую кислоту) и водянистую жидкость, оставляя после сгорания черный остаток (янтарную канифоль или янтарную красную смолу). Содержание присутствующей сукцинитовой кислоты меняется от 2,5 до 8%. Химическая формула кислоты - С2Н4(СООН)2. Впервые она была получена при возгонке янтаря в середине XVI в., и почти тот же метод применяется и сейчас. Присутствием сукцинитовой кислоты объясняется возгонка ароматических паров, выделяемых горящим янтарем.

Строго говоря, называть янтарем следовало бы одну только разновидность - сукцинит, который содержит сукцинитовую кислоту. Есть другие ископаемые смолы, не содержащие кислоты, в частности геданит (название происходит от Gedaimrn, латинского названия Гданьска). Эта разность мягче, твердость ее меняется от 1 1/2 до 2 по шкале Мооса, а плотность - от 1,01 до 1,03; бирмит - янтарь из района Мииткиина в Бирме, он несколько тверже и плотнее, чем янтарь из других мест.

Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь. Из него изготовляют бруски (прутья), получаемые при продавливании через круглые дырки нужного диаметра в металлической пластинке. Прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, но его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло).

Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия. До появления прессованного янтаря мелкие кусочки использовались как материал для лакировки.

Янтарь легко имитируется некоторыми синтетическими смолами, такими, как бакелит, казеиновые продукты эриноид и галалит, целлулоид (нитрат целлюлозы); но при проверке в каком-нибудь неприметном месте, например около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.

В Калининградской области янтарь распространен в нижнеолигоценовых морских глауконитовых песках, называемых голубой землей, образовавшихся за счет более ранних третичных отложений: янтарь - ископаемая смола Pinus succinifer; он распространен также в ледниковых отложениях. Янтарь намывается морем на побережья Восточной Англии, Нидерландов, Дании, Швеции, Финляндии и островов Балтийского моря. Заметно флюоресцирующий красно-коричневым цветом янтарь, который получил название "симетит", встречается на побережье Сицилии. Добывается янтарь в Румынии и Бирме.


просмотров: 2717
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$8.08
End Date: Monday Dec-10-2018 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $8.08
|
925 Sterling Silver ROUND Wire Coils 6" thru 20' Gauges 8 thru 30 Dead Soft USA

$11.24
End Date: Monday Dec-10-2018 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $11.24
|
925 Sterling Silver ROUND Wire Coils 6" thru 20' Gauges 8 thru 30 Dead Soft USA

$5.25
End Date: Friday Nov-23-2018 14:45:51 PST
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$10.90
End Date: Monday Dec-10-2018 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $10.90
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
 Драгоценные камни. Мини-энциклопедия
Драгоценные камни. Мини-энциклопедия
Компактная мини-энциклопедия содержит информацию о самых популярных и распространенных драгоценных камнях мира. В книге каждому из них отведена всего одна страница, однако она содержит очень много полезной информации и несколько цветных фотографий. Описаны характеристики камня, история его открытия, особенности использования в ювелирном деле. Отдельно рассказано о магической роли, которую приписывают данному самоцвету. Приводятся рекомендации астрологов - людям какого знака Зодиака рекомендуется носить украшения с этим камнем. Указано использование камня в современной литотерапии. Компактный размер издания позволяет использовать книгу как справочник, который всегда поможет вам в выборе индивидуального украшения с драгоценными камнями....

Цена:
75 руб

Ювелирные камни
Ювелирные камни
Описаны наиболее известные ювелирные камни: алмаз, корунд, хризоберилл, берилл, шинель, гранат, бирюза, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, родонит, пироксены, полевые шпаты, органогенные камни, некоторые новые и редкие ювелирные камни. Для каждого камня приведены минералогическое описание, состав, свойства, история открытия месторождений и их типы. Даны сведения о синтетических аналогах природных камней. Работа иллюстрирована цветными фотографиями....

Цена:
509 руб

Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса Collection Thyssen-Bornemisza Electa International
Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса
Издание 1986 года. Сохранность отличная.
Издание на русском и английском языках.
Настоящая выставка предоставляет посетителю возможность видеть золотые и серебряные изделия из коллекции барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы.
В альбом вошла 121 фото-иллюстрация ювелирных изделий, в основном из бывших царских коллекций.
Предисловие Ганса Генриха Тиссена-Борнеммисы.
Введение Анны Сомерс Кокс....

Цена:
219 руб

Искусство медали
Искусство медали
Издание 1977 года. Сохранность хорошая.
Книга "Искусство медали" обращена к учителю изобразительного искусства, но может быть полезна и преподавателям литературы, истории. Автор анализирует медаль как исторический и художественный памятник эпохи. В книге собран и систематизирован большой материал, автор рассматривает медальерное искусство на фоне развития скульптуры больших форм. Книга проникнута чувством любви к Родине, к ее истории, к ее искусству.
Материалы, изложенные в книге могут быть использованы педагогами как на уроках, так и на факультативных занятиях, а также во внеклассной работе....

Цена:
76 руб

Художественная ковка и литье Москвы
Художественная ковка и литье Москвы
Рассмотрены процессы художественной ковки и литья и особенности изготовления изделий в соответствии с уровнем развития технологии XVII - XX веков. Сделана попытка систематизировать художественные изделия ковки и литья Москвы. Приведены композиционные схемы оград с указанием основных размеров, характеристикой соединительных узлов и комплектующих деталей.
Текст иллюстрирован черно-белыми и цветными фотографиями, рисунками и чертежами....

Цена:
1119 руб

Дэвид Беннетт и Даниела Маскетти Ювелирное искусство (эксклюзивное подарочное издание)
Ювелирное искусство (эксклюзивное подарочное издание)
Стильно оформленное подарочное издание с ляссе. Переплет изготовлен из натуральной кожи с блинтовым тиснением и объемным золотым тиснением на обложке. К изданию прилагается сертификат, свидетельствующий о том, что книга переплетена вручную по старинной европейской технологии 18 века в профессиональной мастерской. Эксклюзивный переплет изготовлен из высококачественных материалов от лучших мировых компаний производителей.

Эта книга позволяет составить представление о всех типах ювелирных изделий с конца XVIII века и до конца XX столетия.
В первой главе книги читатель найдет подробное описание драгоценных камней, мест их добычи и методов проверки, которые применяются для идентификации драгоценных и полудрагоценных камней, оценки их качества и установления подделок.
"Ювелирное искусство" - книга уникальная; в ней рассказывается, почему цены на ювелирные изделия так варьируются. Информация преподносится в простой и интересной форме, а текст подкреплен многочисленными иллюстрациями.
Авторы - эксперты аукционного дома "Сотби", ежегодно оценивают ювелирные изделия на сумму во много миллионов фунтов, и, как никто другой, владеют информацией о том, что в данный момент представлено на рынке. Они сами отобрали для этой книги 919 превосходных цветных иллюстраций, чтобы продемонстрировать читателю, на что стоит обращать внимание при покупке старинных драгоценностей и - это не менее важно - чего избегать. Каждое изделие на этих иллюстрациях представлено в натуральную величину.

Эта книга уже завоевала себе репутацию лучшего зарубежного справочника для дилеров и коллекционеров драгоценностей, а также для людей, интересующихся историей и развитием моды в ювелирном искусстве....

Цена:
22790 руб

Древнее золото / Orfevrerie Ancienne
Древнее золото / Orfevrerie Ancienne
В предлагаемой книге публикуются художественные произведения безымянных древних мастеров, хранящихся в Музее исторических драгоценностей УССР. В ней представлены шедевры ювелирного искусства греческих и скифских мастеров, ремесленников раннего средневековья и произведения древнерусских художников по золоту и серебру.
Автор вступительной статьи и составитель альбома И.В.Бондарь....

Цена:
639 руб

Советские художники-ювелиры
Советские художники-ювелиры
Настоящий альбом посвящен произведениям ювелирного искусства, созданным за последние годы художниками и народными мастерами всех союзных республик. Представлены, главным образом, произведения индивидуального творчества, которые экспонировались на художественных выставках в СССР и за рубежом. Настоящий альбом посвящен произведениям ювелирного искусства, созданным за последние годы художниками и народными мастерами всех союзных республик. Представлены, главным образом, произведения индивидуального творчества, которые экспонировались на художественных выставках в СССР и за рубежом. Авторы-составители попытались собрать воедино наиболее интересные выставочные произведения, познакомить читателя с национальным многообразием ювелирного искусства в целом. В альбоме представлены новые по своему назначению и художественному решению украшения для молодежи, для новобрачных, для мужчин, каждодневные и для торжественных случаев....

Цена:
709 руб

Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро в Государственном Эрмитаже занимает одно из первых мест среди подобных коллекций музеев России. Исторический охват эрмитажного собрания простирается от XVII до начала XX века.
Здесь собрано множество самых разнообразных предметов, начиная с такого уникального грандиозного памятника, как гробница Александра невского, и кончая канделябрами, табакерками, стопами, ковшами, мисками, пуговицами, перстнями, серьгам и т.д.
Альбом дает яркую картину развития и смены художественных стилей, совершенствования и разнообразия технических приемов обработки серебра на протяжении более двухсот лет. В нем представлено около четырехсот предметов самого разнообразного назначения, от высокохудожественных произведений до мелких бытовых изделий, что позволяет всесторонне ознакомиться с историей серебряного дела в России....

Цена:
1639 руб

Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
659 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика