Ювелирное дело
Янтарь
ЯНТАРЬ

 

 

Ископаемая смола, имя которой "янтарь", неоднородна по своему характеру; она состоит из отдельных компонентов, более или менее растворимых в спирте или хлороформе, и нерастворимого битуминозного компонента. Формула янтаря С10Н16О. Это настоящий ископаемый материал; деревья, выделявшие смолу, не имеют представителей в современном растительном мире, тогда как деревья, которые давали занзибарскую копаловую камедь, произрастают и сейчас. Изо всех природных смол янтарь вообще единственная, которая обычно шла на изготовление декоративных изделий, главным образом бус, и такое применение она находит в Англии с бронзового века.

Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar. Существовала большая путаница между английским ambег (янтарь) и совсем другим веществом, которое образуется в кишечнике кашалота и пользуется очень большим спросом как необходимый ингредиент прекраснейших духов. Название "поддельный янтарь" (bastard amber) дано непрозрачному материалу. Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Имя пришло в латинский язык как bernix, позднее преобразовалось в vernix и в конце концов дошло до нас как varnish (лак).

У Плиния мы читаем, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена: "Следующим по порядку (т. е. после хрусталя и, возможно, агата или флюорита) среди предметов роскоши мы видим янтарь, изделия из которого, однако, пока пользуются спросом только у женщин".

В ходе многословного описания свойств янтаря он упоминает о его способности при трении притягивать куски материала: "Если передать живое тепло янтарю, потерев его между пальцами, он будет притягивать солому, сухие листья и кору так же, как магнит притягивает железо".

Эта способность янтаря притягивать предметы была также знакома грекам, и от их названия янтаря электрон происходит слово "электричество". Можно отметить, что этим же словом они называли золото, содержащее от 20 до 30% серебра и имеющее поэтому более светлый желтый цвет, чем чистое золото.

 

 

Как понимали происхождение янтаря во времена Плиния, ясно из следующей цитаты: "Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов. Во всяком случае, он "извергался" на побережье в виде легких струящихся потоков, которые на отмелях имели вид драпировок, подвешенных в воде. Наши предки тоже придерживались мнения, что это сок дерева и поэтому дали ему имя "сукцинум" (от слова succus - "сок"); серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен, служит тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево".

Поскольку деревья, из смолы которых образовался янтарь, произрастали в олигоценовую эпоху и вымерли задолго до времени жизни Плиния, в цитируемом описании имеется очевидная путаница между копаловой камедью ныне растущих деревьев и янтарем.

Что знал Плиний о включениях в янтаре и как оценивал их значение, показывает следующий отрывок из его работы: "Главным свидетельством того, каким должен был быть янтарь в исходном жидком состоянии, является его прозрачность - внутри твердых кусков видны муравьи, комары, ящерицы. Они, без сомнения, должны были сначала прилипнуть к смоле, пока она была жидкой, и затем, по мере затвердевания, оставались внутри".

 

 

Цвет янтаря желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливей голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый. Янтарь гораздо мягче, чем драгоценные камни; его твердость около 2 1/2 по шкале Мооса; он царапается ножом, хотя твердость самого ножа не постоянна, а меняется у каждого отдельно взятого лезвия. Янтарь не хрупок и, следовательно, представляет собой материал, который очень подходит для резьбы. Подобно всем смолам, он аморфный, оптически одноосный, показатель преломления колеблется от 1,539 до 1,545; всегда дает высокие цвета интерференции в поляризованном свете. Плотность варьирует от 1,05 до 1,10, следовательно, янтарь должен тонуть в чистой воде, но в достаточно плотном рассоле будет плавать. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь теплый на ощупь. При трении в нем образуется отрицательный электрический заряд и он начинает притягивать кусочки материалов; подобно всем смолам, он является хорошим изолятором. Часто янтарь бывает мутным из-за присутствующих в нем пузырьков воздуха и, как отмечал Плиний, нередко в виде включений содержит как органические, так и -неорганические предметы. Насекомые и другие мелкие животные, которые были захвачены во время выделения смолы и таким образом сохранились, представляют собой материал величайшей важности для представления о жизни в ту давнюю эпоху.

Нагретый до температуры 250-300°С, янтарь кипит после полного плавления, образуя в качестве дистиллята красновато-коричневое масло (янтарное масло), твердое кристаллическое вещество (сукцинитовую кислоту) и водянистую жидкость, оставляя после сгорания черный остаток (янтарную канифоль или янтарную красную смолу). Содержание присутствующей сукцинитовой кислоты меняется от 2,5 до 8%. Химическая формула кислоты - С2Н4(СООН)2. Впервые она была получена при возгонке янтаря в середине XVI в., и почти тот же метод применяется и сейчас. Присутствием сукцинитовой кислоты объясняется возгонка ароматических паров, выделяемых горящим янтарем.

Строго говоря, называть янтарем следовало бы одну только разновидность - сукцинит, который содержит сукцинитовую кислоту. Есть другие ископаемые смолы, не содержащие кислоты, в частности геданит (название происходит от Gedaimrn, латинского названия Гданьска). Эта разность мягче, твердость ее меняется от 1 1/2 до 2 по шкале Мооса, а плотность - от 1,01 до 1,03; бирмит - янтарь из района Мииткиина в Бирме, он несколько тверже и плотнее, чем янтарь из других мест.

Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь. Из него изготовляют бруски (прутья), получаемые при продавливании через круглые дырки нужного диаметра в металлической пластинке. Прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, но его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло).

Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия. До появления прессованного янтаря мелкие кусочки использовались как материал для лакировки.

Янтарь легко имитируется некоторыми синтетическими смолами, такими, как бакелит, казеиновые продукты эриноид и галалит, целлулоид (нитрат целлюлозы); но при проверке в каком-нибудь неприметном месте, например около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.

В Калининградской области янтарь распространен в нижнеолигоценовых морских глауконитовых песках, называемых голубой землей, образовавшихся за счет более ранних третичных отложений: янтарь - ископаемая смола Pinus succinifer; он распространен также в ледниковых отложениях. Янтарь намывается морем на побережья Восточной Англии, Нидерландов, Дании, Швеции, Финляндии и островов Балтийского моря. Заметно флюоресцирующий красно-коричневым цветом янтарь, который получил название "симетит", встречается на побережье Сицилии. Добывается янтарь в Румынии и Бирме.


просмотров: 2612
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Digital Scale 1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Grain Gram Pocket Size Herb

$7.40
End Date: Friday Sep-21-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $7.40
|
Bead Smith Tarnish Resistant Craft Wire Gold/Silver/Copper 16-28 gauge

$8.99
End Date: Saturday Oct-6-2018 11:42:50 PDT
Buy It Now for only: $8.99
|
1000g X 0.1g Digital Pocket Scale Portable Gram ACCUDIGITAL Kitchen Jewelry Herb

$14.95
End Date: Thursday Sep-20-2018 17:33:51 PDT
Buy It Now for only: $14.95
|
AMPUT 0.01g x 200g Precision Digital Pocket Scale with Touch Screen LCD Display

$9.49
End Date: Saturday Oct-6-2018 11:36:44 PDT
Buy It Now for only: $9.49
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Л. К. Кузнецова Петербургские ювелиры ХIХ- начала ХХ в. Династии знаменитых мастеров императорской России
Петербургские ювелиры ХIХ- начала ХХ в. Династии знаменитых мастеров императорской России
Книга "Петербургские ювелиры XIX - начала ХХ в." - последняя часть трилогии о мастерах ювелирного дела, написанной знатоком и исследователем этого прекрасного вида искусства, научным сотрудником Эрмитажа, кандидатом искусствоведения Лилией Константиновной Кузнецовой....

Цена:
649 руб

Русское золото XIV- начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Русское золото XIV- начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Настоящий альбом - первая публикация лучших русских и художественных золотых изделий из фондов Музеев Кремля.
Вошедшие в альбом древние изделия XIV - XVII веков свидетельствуют о вдохновленной одаренности мастеров золотого дела, об их вкусах, представлениях и мечтах об "украсно украшенной" и счастливой Родине.
Произведения XVIII - начала XX столетий позволяют проследить национальное своеобразие стилистических изменений от барокко и рококо до модерна в русском ювелирном искусстве.

Авторы-составители С.Я.Коварская, И.Д.Костина, Е.В.Шакурова....

Цена:
899 руб

Драгоценные камни
Драгоценные камни
Репринтное воспроизведение издания 1888 года....

Цена:
474 руб

Ювелирные камни
Ювелирные камни
Описаны наиболее известные ювелирные камни: алмаз, корунд, хризоберилл, берилл, шинель, гранат, бирюза, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, родонит, пироксены, полевые шпаты, органогенные камни, некоторые новые и редкие ювелирные камни. Для каждого камня приведены минералогическое описание, состав, свойства, история открытия месторождений и их типы. Даны сведения о синтетических аналогах природных камней. Работа иллюстрирована цветными фотографиями....

Цена:
509 руб

Лагутенков Алексей Александрович Драгоценные камни. Ювелирные секреты. Иллюстрированный гид
Драгоценные камни. Ювелирные секреты. Иллюстрированный гид
Драгоценные камни известны человечеству с древнейших времен. И на протяжении многих столетий они притягивали взгляды, служили символами любви и богатства, дарили радость каждому своему владельцу. В наши дни ничего не изменилось. По-прежнему люди покупают украшения с драгоценными камнями, стремясь подчеркнуть свой статус, сделать дорогой подарок любимому человеку, либо просто порадовать себя фактом обладания красивым ювелирным изделием. Из этой книги вы узнаете как о самых известных, так и возможно, еще незнакомых вам драгоценных камнях, об их истории, астрологических и лечебных свойствах каждого из них. Используя информацию, изложенную в этом гиде, вы сможете самостоятельно определить примерную цену украшения, которое вам понравилось, сориентироваться в пробе ювелирного изделия и узнать, как ухаживать за вашими любимыми украшениями, чтобы они надолго оставались красивыми. Здесь же вы встретите ранее нигде не опубликованную интересную информацию о редких драгоценных камнях, а также получите общее представление о большинстве самоцветов, доступных на ювелирном рынке. Эта книга будет интересна самому широкому кругу людей. Продвинутый коллекционер ювелирных изделий получит в руки краткий справочник, написанный геммологом GIA (Геммологического Института Америки), человек, покупающий в подарок ювелирное изделие, сможет правильно выбрать нужное украшение, счастливая обладательница драгоценного камня или ювелирного украшения сможет почерпнуть о нем больше любопытной информации. Те, кто впервые обратил свое внимание на прекрасный и удивительный мир драгоценных камней, смогут быстро и самостоятельно разобраться в ценах на ювелирные изделия, получив максимальное удовольствие от грамотно сделанной покупки, при этом не переплатив за нее лишних денег. Красочно оформленный подарочный гид снабжен большим количеством красивых иллюстраций драгоценных камней и ювелирных изделий....

Цена:
424 руб

Древнее золото Orfevrerie ancienne. De la collection du Musee des tresors historigues d`Ukraine
Древнее золото
В предлагаемой книге публикуются художественные произведения безымянных древних мастеров, хранящихся в Музее исторических драгоценностей УССР. В ней представлены шедевры ювелирного искусства греческих и скифских мастеров, ремесленников раннего средневековья и произведения древнерусских художников по золоту и серебру.
Автор вступительной статьи и составитель альбома И.В.Бондарь....

Цена:
1330 руб

Определитель ювелирных и поделочных камней
Определитель ювелирных и поделочных камней
В справочнике приведено описание и охарактеризованы методы определения ювелирных и поделочных камней. Даны диагностические таблицы минералов. В них включены как традиционные ювелирные и поделочные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, гранат, топаз, турмалин, кварц и др.), так и новые (скаполит, апатит и др.), а также синтетические аналоги и имитации природных камней. Определитель построен на диагностике физических свойств минералов: цвета, прозрачности, твердости, спайности и др.
Для геммологов, минералогов, геологов и других специалистов, занимающихся изучением, оценкой, обогащением и обработкой ювелирных и поделочных камней. Представляет интерес для широкого круга любителей камня....

Цена:
799 руб

Искусство Картье
Искусство Картье
Настоящее издание представляет собой каталог выставки искусства дома Картье, проходившей в 1992 году в Государственном Эрмитаже.
Творчество Картье определяет стиль и моду в современном ювелирном искусстве. Выставка ретроспективна, и это дает возможность познакомиться с путями его развития, исканиями, обретением своего стиля.
Изделия Картье нельзя спутать с тем, что создают другие мировые ювелирные фирмы. Многие изделия Картье не просто украшения, а подлинные произведения искусства, поражающие богатством фантазии, изысканностью композиций, утонченностью вкуса. Картье использует в своих произведениях обычно весь набор драгоценных камней и делает это с удивительным тактом и умением высветить всю поразительную их красоту. Великолепные фотоиллюстрации позволяют убедиться в этом....

Цена:
889 руб

Русские самовары/Russian Samovars
Русские самовары/Russian Samovars
Настоящий альбом - это первая публикация одной из крупнейших коллек­ций самоваров, принадлежащей Государственному Русскому музею. В альбом вошел и ряд образцов из Государственного музея этнографии на­родов СССР, Краеведческого музея города Великий Устюг и некоторых других музеев, а также из собрания ленинградца П. П. Кваскова. В издании, кроме того, представлена металлическая утварь и "окружение" самовара: чайная посуда, сервизы, подносы. Воспроизведенные здесь предметы будут экспонироваться на выставке "Русские самовары", которая должна открыться в Государственном Русском музее.

В свое время историко-бытовой отдел Русского музея обладал большой и интересной коллекцией самоваров. Но еще до Великой Отечественной войны все материалы этого отдела, в том числе и самовары, были переданы в Госу­дарственный Эрмитаж. В собрании Русского музея осталось всего несколь­ко образцов, входящих в парадные серебряные сервизы.

Формирование новой коллекции началось в 1965 году, когда музей при­обрел в Москве у Е. Г. Андреевой-Аренд около сорока изделий из меди, среди которых большую часть составляли самовары. Эта группа самоваров и явилась основой настоящей коллекции Русского музея. За пять лет музеем были приобретены медные и серебряные самовары, среди которых есть образцы очень интересные как в художественном отношении, так и с точки зрения исторической. В коллекции собраны самовары XVIII и XIX веков, разнообразные по формам и материалу.

В историко-краеведческих, этнографических и художественных музеях нашей страны хранится большое количество русских самоваров. Например, интереснейшей коллекцией обладает Государственный Исторический музей. Все эти собрания ждут своих исследователей и, конечно, публикаций. Это издание, являющееся первой попыткой систематизации и изучения русских самоваров, естественно, не претендует на полноту освещения темы.

Автор текста и составитель альбома Е.А.Иванова. Фотографии И.Л.Захаровой. Научный редактор В.А.Пушкарев....

Цена:
3099 руб

Monet: the master jewelers
Monet: the master jewelers
As one of the oldest costume jewelry companies still in existence, Monet has, for almost 70 years, made jewelry that cannot be surpassed for its quality, craftsmanship, and audacious design. Monet: The Master Jewelers is a long overdue, in-depth look at this innovative and enduring company. Through comprehensive research, little known facts about Monet and its founders, Michael and Joseph Chernow, as well as the people behind it, are revealed for the first time. Misconceptions about the companys origins and its early years are finally corrected. This is also a visual celebration of the artistry of Monet jewelry throughout the decades. Delving well beyond basic gold necklaces and earrings, you will be overwhelmed by the diversified and unique styling of the many bracelets, charms, earrings, and necklaces Monet pioneered throughout their long history. The Monet experience is further explored through vintage magazine and newspaper advertisements, patents, rare company and family photos, as well as never-before-published memorabilia from the early Monocraft years. Collectors, dealers, designers, stylists, and anyone with an appreciation of costume jewelry and its history will find this book to be a valuable and must-have reference....

Цена:
6390 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика