Ювелирное дело
Янтарь
ЯНТАРЬ

 

 

Ископаемая смола, имя которой "янтарь", неоднородна по своему характеру; она состоит из отдельных компонентов, более или менее растворимых в спирте или хлороформе, и нерастворимого битуминозного компонента. Формула янтаря С10Н16О. Это настоящий ископаемый материал; деревья, выделявшие смолу, не имеют представителей в современном растительном мире, тогда как деревья, которые давали занзибарскую копаловую камедь, произрастают и сейчас. Изо всех природных смол янтарь вообще единственная, которая обычно шла на изготовление декоративных изделий, главным образом бус, и такое применение она находит в Англии с бронзового века.

Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar. Существовала большая путаница между английским ambег (янтарь) и совсем другим веществом, которое образуется в кишечнике кашалота и пользуется очень большим спросом как необходимый ингредиент прекраснейших духов. Название "поддельный янтарь" (bastard amber) дано непрозрачному материалу. Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Имя пришло в латинский язык как bernix, позднее преобразовалось в vernix и в конце концов дошло до нас как varnish (лак).

У Плиния мы читаем, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена: "Следующим по порядку (т. е. после хрусталя и, возможно, агата или флюорита) среди предметов роскоши мы видим янтарь, изделия из которого, однако, пока пользуются спросом только у женщин".

В ходе многословного описания свойств янтаря он упоминает о его способности при трении притягивать куски материала: "Если передать живое тепло янтарю, потерев его между пальцами, он будет притягивать солому, сухие листья и кору так же, как магнит притягивает железо".

Эта способность янтаря притягивать предметы была также знакома грекам, и от их названия янтаря электрон происходит слово "электричество". Можно отметить, что этим же словом они называли золото, содержащее от 20 до 30% серебра и имеющее поэтому более светлый желтый цвет, чем чистое золото.

 

 

Как понимали происхождение янтаря во времена Плиния, ясно из следующей цитаты: "Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов. Во всяком случае, он "извергался" на побережье в виде легких струящихся потоков, которые на отмелях имели вид драпировок, подвешенных в воде. Наши предки тоже придерживались мнения, что это сок дерева и поэтому дали ему имя "сукцинум" (от слова succus - "сок"); серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен, служит тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево".

Поскольку деревья, из смолы которых образовался янтарь, произрастали в олигоценовую эпоху и вымерли задолго до времени жизни Плиния, в цитируемом описании имеется очевидная путаница между копаловой камедью ныне растущих деревьев и янтарем.

Что знал Плиний о включениях в янтаре и как оценивал их значение, показывает следующий отрывок из его работы: "Главным свидетельством того, каким должен был быть янтарь в исходном жидком состоянии, является его прозрачность - внутри твердых кусков видны муравьи, комары, ящерицы. Они, без сомнения, должны были сначала прилипнуть к смоле, пока она была жидкой, и затем, по мере затвердевания, оставались внутри".

 

 

Цвет янтаря желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливей голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый. Янтарь гораздо мягче, чем драгоценные камни; его твердость около 2 1/2 по шкале Мооса; он царапается ножом, хотя твердость самого ножа не постоянна, а меняется у каждого отдельно взятого лезвия. Янтарь не хрупок и, следовательно, представляет собой материал, который очень подходит для резьбы. Подобно всем смолам, он аморфный, оптически одноосный, показатель преломления колеблется от 1,539 до 1,545; всегда дает высокие цвета интерференции в поляризованном свете. Плотность варьирует от 1,05 до 1,10, следовательно, янтарь должен тонуть в чистой воде, но в достаточно плотном рассоле будет плавать. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь теплый на ощупь. При трении в нем образуется отрицательный электрический заряд и он начинает притягивать кусочки материалов; подобно всем смолам, он является хорошим изолятором. Часто янтарь бывает мутным из-за присутствующих в нем пузырьков воздуха и, как отмечал Плиний, нередко в виде включений содержит как органические, так и -неорганические предметы. Насекомые и другие мелкие животные, которые были захвачены во время выделения смолы и таким образом сохранились, представляют собой материал величайшей важности для представления о жизни в ту давнюю эпоху.

Нагретый до температуры 250-300°С, янтарь кипит после полного плавления, образуя в качестве дистиллята красновато-коричневое масло (янтарное масло), твердое кристаллическое вещество (сукцинитовую кислоту) и водянистую жидкость, оставляя после сгорания черный остаток (янтарную канифоль или янтарную красную смолу). Содержание присутствующей сукцинитовой кислоты меняется от 2,5 до 8%. Химическая формула кислоты - С2Н4(СООН)2. Впервые она была получена при возгонке янтаря в середине XVI в., и почти тот же метод применяется и сейчас. Присутствием сукцинитовой кислоты объясняется возгонка ароматических паров, выделяемых горящим янтарем.

Строго говоря, называть янтарем следовало бы одну только разновидность - сукцинит, который содержит сукцинитовую кислоту. Есть другие ископаемые смолы, не содержащие кислоты, в частности геданит (название происходит от Gedaimrn, латинского названия Гданьска). Эта разность мягче, твердость ее меняется от 1 1/2 до 2 по шкале Мооса, а плотность - от 1,01 до 1,03; бирмит - янтарь из района Мииткиина в Бирме, он несколько тверже и плотнее, чем янтарь из других мест.

Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь. Из него изготовляют бруски (прутья), получаемые при продавливании через круглые дырки нужного диаметра в металлической пластинке. Прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, но его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло).

Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия. До появления прессованного янтаря мелкие кусочки использовались как материал для лакировки.

Янтарь легко имитируется некоторыми синтетическими смолами, такими, как бакелит, казеиновые продукты эриноид и галалит, целлулоид (нитрат целлюлозы); но при проверке в каком-нибудь неприметном месте, например около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.

В Калининградской области янтарь распространен в нижнеолигоценовых морских глауконитовых песках, называемых голубой землей, образовавшихся за счет более ранних третичных отложений: янтарь - ископаемая смола Pinus succinifer; он распространен также в ледниковых отложениях. Янтарь намывается морем на побережья Восточной Англии, Нидерландов, Дании, Швеции, Финляндии и островов Балтийского моря. Заметно флюоресцирующий красно-коричневым цветом янтарь, который получил название "симетит", встречается на побережье Сицилии. Добывается янтарь в Румынии и Бирме.


просмотров: 2516
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Herb

$7.40
End Date: Monday Jul-23-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $7.40
|
Bead Smith Tarnish Resistant Craft Wire Gold/Silver/Copper 16-28 gauge

$9.49
End Date: Tuesday Aug-7-2018 11:36:44 PDT
Buy It Now for only: $9.49
|
200g X 0.01g Pocket Digital Scale Portable Gram ACCUDIGITAL Kitchen Jewelry Herb

$7.99
End Date: Monday Aug-20-2018 2:07:12 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Digital Scale 1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Grain Gram Pocket Size Herb

$6.82
End Date: Friday Jul-27-2018 6:12:41 PDT
Buy It Now for only: $6.82
|
ЯНТАРЬ. КУЛОН. ЯНТАРЬ НАТУРАЛЬНЫЙ. AMBER

$71.64
End Date: Jul-29 09:34
Buy It Now for only: US $71.64
Buy it now |
ЯНТАРЬ. ЯНТАРЬ НАТУРАЛЬНЫЙ; ЯНТАРНЫЕ БУСЫ;AMBER

$212.57
End Date: Jul-28 09:34
Buy It Now for only: US $212.57
Buy it now |
ЯНТАРЬ. ЯНТАРНЫЙ БРАСЛЕТ. ЯНТАРЬ НАТУРАЛЬНЫЙ. AMBER

$117.31
End Date: Jul-28 10:04
Buy It Now for only: US $117.31
Buy it now |
ЯНТАРЬ. ЯНТАРНОЕ КОЛЬЕ. НАТУРАЛЬНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ЯНТАРЬ.

$223.59
End Date: Jul-28 09:34
Buy It Now for only: US $223.59
Buy it now |
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Джаспер Стоун Всё о драгоценных камнях
Всё о драгоценных камнях
Книга является наиболее полным русскоязычным справочником, посвященным драгоценным и поделочным камням, которые используются в ювелирном деле. Она рассказывает более чем о ста двадцати минералах. Описания самоцветов включают данные минералогии, астрологии, литотерапии и проиллюстрированы сотнями цветных фотографий. Читатели почерпнут из книги не только информацию о драгоценных камнях, но и найдут конкретные данные об их стоимости на мировом рынке....

Цена:
279 руб

Г. И. Зуев Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
519 руб

Ювелирные камни
Ювелирные камни
Описаны наиболее известные камни: алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аквамарин, воробьевит, хризоберилл, аметист, цитрин, горный хрусталь, хризопраз, агат, благородный опал, бирюза, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, хромдиопсид, хризолит, турмалин и др.; органогенные ювелирные камни - жемчуг, янтарь, коралл, гагат. Для каждого камня приведены минералогическое описание, состав, свойства, история открытия месторождений и их типы. Даны сведения о синтетических аналогах природных камней. Второе издание дополнено описанием новых нетрадиционных ювелирных камней. Описаны методы диагностики ювелирных камней и их синтетических аналогов....

Цена:
302 руб

И. Ю. Перфильева Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000-е годы
Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000-е годы
Книга посвящена русскому ювелирному искусству ХХ века. Автор прослеживает эволюцию этого вида пластических искусств сквозь призму общеевропейских художественно-стилистических тенденций прошлого века. В книге освещаются проблемы становления и развития авторского направления в ювелирном деле России в советский и постсоветский периоды. Книга предназначена для художников, искусствоведов, студентов художественных вузов и колледжей, а также любителей искусства....

Цена:
820 руб

Искусство Кубачи
Искусство Кубачи
Этот альбом посвящен знаменитому дагестанскому аулу, известному под названием Кубачи.
Сюда вошли материалы об искуссте, культуре, быте аула, а также о мастерах и их работах.
Авторы А.А. Иванов, Р.А. Алиханов.
Составитель альбома А.А. Иванов....

Цена:
1099 руб

Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней
Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней
Издание 1989 года. Сохранность хорошая.
В книге известного американского геммолога Дж. Синкенкеса даются рекомендации по методам обработки ювелирных и поделочных камней, по выбору и ориентировке исходного каменного материала, которые основываются на оптических и других физических свойствах минералов.
Содержит иллюстрации....

Цена:
1719 руб

The Manufacture's Book of Timepieces/История. Механизмы. Коллекции
The Manufacture's Book of Timepieces/История. Механизмы. Коллекции
Издание 1998 года. Сохранность хорошая.
Книга поведует любознательным туристам о жизни одного из самых значительных мировых центров по производству часов, шедевров высочайшего мирового уровня, фабрики Jaeger-leCoultre. Напечатано в Швейцарии....

Цена:
1019 руб

Геммологический словарь Dictionary of gemmology
Геммологический словарь
Приведены объяснения более 3 тысяч терминов, относящихся к природным и искусственным драгоценным и поделочным камням, а также к материалам, которые используются в ювелирном деле. Особое внимание уделено способам обработки драгоценных и поделочных камней и методам их диагностики. Приложен англо-русский словарь геммологических терминов.
Для геммологов, минералогов, кристаллографов, ювелиров и других специалистов....

Цена:
990 руб

Марк Ф. Гримвейд Руководство по пайке и другим техникам соединения (на спирали) Handbook on Soldering and Other Joining Techniques in Gold Jewellery Manufacture
Руководство по пайке и другим техникам соединения (на спирали)
Настоящее руководство - шестая книга в ряду технических публикаций Всемирного Золотого Совета. Эта книга предназначена в помощь практикующим ювелирам для применения ими в своей работе оптимальных технологий и лучшего опыта, что приводит к улучшению качества продукции, снижению брака и уменьшению затрат времени и, следовательно, к снижению себестоимости изделий. Для практикующих ювелиров, если они собираются добиться неизменно высокого качества своей продукции, важно разбираться в технологиях, лежащих в основе используемых ими процессов и материалов. Издаваемые Всемирным Золотым Советом справочники и руководства направлены еще и на то, чтобы не только предоставить мастеру полезные базовые процедуры и наставления, но и объяснить, почему они так важны, и как они влияют на качество изделий. Вооружившись такими знаниями, ювелир, несомненно, сможет успешнее справляться с проблемами, которые неизбежно время от времени встают перед ним.

Формат: 21 см х 30 см....

Цена:
889 руб

Сокровища Алмазного фонда СССР
Сокровища Алмазного фонда СССР
Алмазный Фонд СССР — одно из самых значительных в мире собраний уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность.
Выставка Алмазного фонда СССР, организованная к 50-летию Советской власти, показывает некоторые, наиболее примечательные в историческом и художественном отношении предметы, отражающие характер и многообразие этого редчайшего собрания....

Цена:
639 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика