Ювелирное дело
Янтарь
ЯНТАРЬ

 

 

Ископаемая смола, имя которой "янтарь", неоднородна по своему характеру; она состоит из отдельных компонентов, более или менее растворимых в спирте или хлороформе, и нерастворимого битуминозного компонента. Формула янтаря С10Н16О. Это настоящий ископаемый материал; деревья, выделявшие смолу, не имеют представителей в современном растительном мире, тогда как деревья, которые давали занзибарскую копаловую камедь, произрастают и сейчас. Изо всех природных смол янтарь вообще единственная, которая обычно шла на изготовление декоративных изделий, главным образом бус, и такое применение она находит в Англии с бронзового века.

Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar. Существовала большая путаница между английским ambег (янтарь) и совсем другим веществом, которое образуется в кишечнике кашалота и пользуется очень большим спросом как необходимый ингредиент прекраснейших духов. Название "поддельный янтарь" (bastard amber) дано непрозрачному материалу. Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Имя пришло в латинский язык как bernix, позднее преобразовалось в vernix и в конце концов дошло до нас как varnish (лак).

У Плиния мы читаем, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена: "Следующим по порядку (т. е. после хрусталя и, возможно, агата или флюорита) среди предметов роскоши мы видим янтарь, изделия из которого, однако, пока пользуются спросом только у женщин".

В ходе многословного описания свойств янтаря он упоминает о его способности при трении притягивать куски материала: "Если передать живое тепло янтарю, потерев его между пальцами, он будет притягивать солому, сухие листья и кору так же, как магнит притягивает железо".

Эта способность янтаря притягивать предметы была также знакома грекам, и от их названия янтаря электрон происходит слово "электричество". Можно отметить, что этим же словом они называли золото, содержащее от 20 до 30% серебра и имеющее поэтому более светлый желтый цвет, чем чистое золото.

 

 

Как понимали происхождение янтаря во времена Плиния, ясно из следующей цитаты: "Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов. Во всяком случае, он "извергался" на побережье в виде легких струящихся потоков, которые на отмелях имели вид драпировок, подвешенных в воде. Наши предки тоже придерживались мнения, что это сок дерева и поэтому дали ему имя "сукцинум" (от слова succus - "сок"); серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен, служит тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево".

Поскольку деревья, из смолы которых образовался янтарь, произрастали в олигоценовую эпоху и вымерли задолго до времени жизни Плиния, в цитируемом описании имеется очевидная путаница между копаловой камедью ныне растущих деревьев и янтарем.

Что знал Плиний о включениях в янтаре и как оценивал их значение, показывает следующий отрывок из его работы: "Главным свидетельством того, каким должен был быть янтарь в исходном жидком состоянии, является его прозрачность - внутри твердых кусков видны муравьи, комары, ящерицы. Они, без сомнения, должны были сначала прилипнуть к смоле, пока она была жидкой, и затем, по мере затвердевания, оставались внутри".

 

 

Цвет янтаря желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливей голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый. Янтарь гораздо мягче, чем драгоценные камни; его твердость около 2 1/2 по шкале Мооса; он царапается ножом, хотя твердость самого ножа не постоянна, а меняется у каждого отдельно взятого лезвия. Янтарь не хрупок и, следовательно, представляет собой материал, который очень подходит для резьбы. Подобно всем смолам, он аморфный, оптически одноосный, показатель преломления колеблется от 1,539 до 1,545; всегда дает высокие цвета интерференции в поляризованном свете. Плотность варьирует от 1,05 до 1,10, следовательно, янтарь должен тонуть в чистой воде, но в достаточно плотном рассоле будет плавать. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь теплый на ощупь. При трении в нем образуется отрицательный электрический заряд и он начинает притягивать кусочки материалов; подобно всем смолам, он является хорошим изолятором. Часто янтарь бывает мутным из-за присутствующих в нем пузырьков воздуха и, как отмечал Плиний, нередко в виде включений содержит как органические, так и -неорганические предметы. Насекомые и другие мелкие животные, которые были захвачены во время выделения смолы и таким образом сохранились, представляют собой материал величайшей важности для представления о жизни в ту давнюю эпоху.

Нагретый до температуры 250-300°С, янтарь кипит после полного плавления, образуя в качестве дистиллята красновато-коричневое масло (янтарное масло), твердое кристаллическое вещество (сукцинитовую кислоту) и водянистую жидкость, оставляя после сгорания черный остаток (янтарную канифоль или янтарную красную смолу). Содержание присутствующей сукцинитовой кислоты меняется от 2,5 до 8%. Химическая формула кислоты - С2Н4(СООН)2. Впервые она была получена при возгонке янтаря в середине XVI в., и почти тот же метод применяется и сейчас. Присутствием сукцинитовой кислоты объясняется возгонка ароматических паров, выделяемых горящим янтарем.

Строго говоря, называть янтарем следовало бы одну только разновидность - сукцинит, который содержит сукцинитовую кислоту. Есть другие ископаемые смолы, не содержащие кислоты, в частности геданит (название происходит от Gedaimrn, латинского названия Гданьска). Эта разность мягче, твердость ее меняется от 1 1/2 до 2 по шкале Мооса, а плотность - от 1,01 до 1,03; бирмит - янтарь из района Мииткиина в Бирме, он несколько тверже и плотнее, чем янтарь из других мест.

Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь. Из него изготовляют бруски (прутья), получаемые при продавливании через круглые дырки нужного диаметра в металлической пластинке. Прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, но его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло).

Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия. До появления прессованного янтаря мелкие кусочки использовались как материал для лакировки.

Янтарь легко имитируется некоторыми синтетическими смолами, такими, как бакелит, казеиновые продукты эриноид и галалит, целлулоид (нитрат целлюлозы); но при проверке в каком-нибудь неприметном месте, например около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.

В Калининградской области янтарь распространен в нижнеолигоценовых морских глауконитовых песках, называемых голубой землей, образовавшихся за счет более ранних третичных отложений: янтарь - ископаемая смола Pinus succinifer; он распространен также в ледниковых отложениях. Янтарь намывается морем на побережья Восточной Англии, Нидерландов, Дании, Швеции, Финляндии и островов Балтийского моря. Заметно флюоресцирующий красно-коричневым цветом янтарь, который получил название "симетит", встречается на побережье Сицилии. Добывается янтарь в Румынии и Бирме.


просмотров: 3056
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$5.60
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $5.60
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.55
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.55
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.55
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.55
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.60
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.60
|
Винтажный Балтийский янтарь ограненный ожерелье 72 г

19 725,78 руб.
End Date: 13.06 14:16
Buy It Now for only: US 19 725,78 руб.
Buy it now |
Новый 3mm/4mm/6mm/8mm/10mm граненый rondelle Crystal Glass Spacer Loose бусы

47,57 руб.
End Date: 21.05 20:44
Buy It Now for only: US 47,57 руб.
Buy it now |
Ручной работы натуральный драгоценный камень круглые бусины стрейч-браслет 4 мм 6 мм 8 мм 10 мм

128,70 руб.
End Date: 24.05 03:36
Buy It Now for only: US 128,70 руб.
Buy it now |
Реальный Балтийский янтарь женский ожерелье

1 151,39 руб.
End Date: 04.06 02:02
Buy It Now for only: US 1 151,39 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
 Большая иллюстрированная энциклопедия. Драгоценные камни
Большая иллюстрированная энциклопедия. Драгоценные камни
Великолепно иллюстрированная энциклопедия посвящена удивительному миру драгоценных камней. Первая часть книги рассказывает о наиболее известных самоцветах: агате, аквамарине, александрите, алмазе, аметисте, бирюзе, гранате, жемчуге, изумруде, коралле, малахит, нефрите, опале, рубине, сапфире, сердолике, топазе, турмалине, шпинели, янтаре и яшме. Вторая часть книги представляет собой обширный справочник. В нем приводятся краткие характеристики трех сотен минералов, которые могут использоваться в качестве украшений.

Книга интересна не только людям, впервые знакомящимся с удивительным миром самоцветов, но и профессионалам, которые смогут почерпнуть много информации о драгоценных минералах, лишь недавно появившихся на мировом рынке....

Цена:
923 руб

Л. К. Кузнецова Петербургские ювелиры ХIХ- начала ХХ в. Династии знаменитых мастеров императорской России
Петербургские ювелиры ХIХ- начала ХХ в. Династии знаменитых мастеров императорской России
Книга "Петербургские ювелиры XIX - начала ХХ в." - последняя часть трилогии о мастерах ювелирного дела, написанной знатоком и исследователем этого прекрасного вида искусства, научным сотрудником Эрмитажа, кандидатом искусствоведения Лилией Константиновной Кузнецовой....

Цена:
961 руб

 Драгоценности
Драгоценности
Настоящая книга поистине уникальна - благодаря своему необычному оформлению в виде футляра, закрывающегося на магниты, она станет оригинальным и полезным подарком.
С древнейших времен ассортимент украшений богат: как красками из палитры художника, ими можно воссоздавать ритуал соперничества человека с неумолимым временем и его мечту о собственном идеальном образе. Сменялись религии, уходили в забвение "великие" завоевания, но этот набор из нескольких десятков украшений и предметов остался неизменным, и руки людей, особенно женщин, из любой эпохи, прикасаясь к ним, безошибочно определяют место и назначение каждой вещи......

Цена:
107 руб

И. Ю. Перфильева Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000-е годы
Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000-е годы
Книга посвящена русскому ювелирному искусству ХХ века. Автор прослеживает эволюцию этого вида пластических искусств сквозь призму общеевропейских художественно-стилистических тенденций прошлого века. В книге освещаются проблемы становления и развития авторского направления в ювелирном деле России в советский и постсоветский периоды. Книга предназначена для художников, искусствоведов, студентов художественных вузов и колледжей, а также любителей искусства....

Цена:
902 руб

The USSR Academy Of Arts
The USSR Academy Of Arts
Издание 1982 года. Сохранность отличная.
Альбом на английском языке.
Том посвящен Академии Художеств СССР и ее роли в развитии советского искусства.
Великолепное издание с большим количеством цветных фотоиллюстраций, здесь представлена живопись, скульптура, графика, сценический дизайн и декоративно-прикладное искусство....

Цена:
879 руб

Zlato i srebro
Zlato i srebro
Издание 1972 года, в отличном состоянии.
В альбоме собраны предметы старины из золота и серебра. Книга получила золотую медаль на Международном конкурсе по художественному оформлению и полиграфическому исполнению изданий. Конкурс проходил в Москве в 1975 году.
Издание на сербско-харватском языке....

Цена:
6039 руб

Русское золотое и серебряное дело XV - XX веков
Русское золотое и серебряное дело XV - XX веков
Русскому ювелирному делу различных периодов посвящались монографические исследования, статьи, касающиеся особенностей отдельных художественных школ и художественных мастерских. Однако история ювелирного дела в России до сих пор еще не написана.
Авторы настоящей работы стремились обобщить и систематизировать многолетние наблюдения, показать развитие русского ювелирного искусства на протяжении веков, наметить конкретные стилистические течения и школы в возможно более точных хронологических пределах. Анализ строится на пристальном изучении своеобразия искусства различных городов России - Новгорода, Пскова, Москвы, Нижнего Новгорода, Калуги и других художественных центров страны.
Когда речь идет о периодах более поздних, начиная с XVII века, в силу вступают наблюдения над богатейшим материалом клейм, надписей и гербов.
Авторы не ограничились наблюдением над произведениями ювелирного дела прошлых эпох. Они ввели весьма интересные данные о советском ювелирном деле....

Цена:
3317 руб

Техника художественной эмали, чеканки и ковки
Техника художественной эмали, чеканки и ковки
В книге рассмотрены практические приемы ручной художественной обработки металлов и техники горячей эмали, чеканки и художественной ковки. Описаны инструменты и приспособления для этих работ, а также способы изготовления инструментов. Рассмотрены различные виды эмальерных чеканных и ковочных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект.
Для студентов высших и учащихся средних художественно-промышленных учебных заведений....

Цена:
733 руб

Алмазы в мировой истории и истории об алмазах
Алмазы в мировой истории и истории об алмазах
Гюнтер Вермуш рассказывает, как образуются алмазы в земной коре, о богатейших месторождениях, о добыче и обработке драгоценных камней. Он называет имена первооткрывателей месторождений и владельцев наиболее известных алмазов, промышленно-финансовых магнатов и мастеров-ювелиров. Каждого заинтересуют легенды и факты, связанные с наиболее ценными и знаменитыми камнями, история которых полна приключений, борьбы и преступлений....

Цена:
193 руб

Художественное литье из драгоценных металлов
Художественное литье из драгоценных металлов
В книге изложены теоретические и практические основы изготовления отливок из сплавов драгоценных металлов; дан исторический обзор методов литья сплавов золота и серебра; описаны способы получения эластичных пресс-форм, выплавляемых моделей и огнеупорных литейных форм, методы плавки и литья драгоценных металлов, а также способы создания на литых изделиях защитно-декоративных покрытий; рассмотрены причины возникновения брака; обобщен опыт изготовления отливок из драгоценных металлов в условиях мастерской художника.
Книга предназначена для инженерно-технических работников ювелирной промышленности, мастеров декоративно-прикладного искусства, любителей, занимающихся художественной обработкой металлов....

Цена:
1614 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика