Ювелирное дело
Топаз
ТОПАЗ

Топаз был очень распространенным желтым камнем в ювелирных изделиях и часто служил главным камнем в брошах или подвесках, особенно в старинных изделиях. Существует общее представление, что все желтые камни являются топазами, а все топазы - желтые, но ни одно из этих утверждений не соответствует истине.

Топаз часто совершенно бесцветен или очень слабо окрашен. Нередко наблюдаются желтые оттенки различной густоты: от бледно-желтых до густых вишнево-коричневых тонов; встречаются чисто голубые и бледно-зеленые камни, часто принимаемые за аквамарины.Красные и розовые камни в природе очень редки. Красивые розовые топазы, которые издавна привлекали внимание ювелиров, получают из бразильских коричневато-желтых камней путем их нагревания. Этот цвет возникает при охлаждении нагретых камней и, по-видимому, не выцветает под действием солнечного света, как это обычно бывает с многими розовыми минералами. Воспроизвести это изменение окраски довольно легко. Один страстный коллекционер любил удивлять и развлекать своих гостей, помещая в камин тигель с несгораемым порошком, в котором находился подходящий кристалл топаза, и после обеда извлекал из тигля розовый кристалл. Нагревание вызывает некоторое перераспределение слагающих кристалл атомов, так как все эти розовые топазы, сохраняя прежнюю форму кристаллов, обладают высокими показателями преломления и резко выраженным дихроизмом. В то же время чуждые атомы диффундируют в кристалл и вызывают появление различных оттенков окраски. Следует отметить, что не все желтые топазы становятся розовыми при нагревании. Так, например, топазы с Цейлона обесцвечиваются. Бледноокрашенные желтовато-коричневые кристаллы с реки Урульги, Россия, выцветают при длительном воздействии яркого солнечного света.

Точное значение слова "топаз" неизвестно. В английский язык оно пришло от латинского topazus, но происхождение слова еще древнее и, возможно, восходит к санскритскому слову, означающему тепло или огонь. Одно время полагали, что ключ к разгадке содержится в описании топаза, приводимом Плинием: "Топаз - камень, который все еще высоко ценится из-за его зеленой окраски. И впрямь, когда его впервые открыли, то предпочитали всем другим видам драгоценных камней. Случилось так, что пираты из некоего дикого племени, страдая от бури и голода, высадились на остров у берегов Аравии, известный под названием Цитис. Они стали выкапывать для пропитания корни диких трав и открыли этот драгоценный камень. Таково, по крайней мере, мнение Архелая. Юба говорит, что в Красном море, на расстоянии трехсот стадий от материка, есть остров по имени Топазос. Этот остров часто бывает скрыт туманом, так что моряки вынуждены разыскивать его. Поэтому-то он и получил свое современное название - слово "топазин" на языке троглодитов означает "искать".

Топаз имеет стеклянный блеск и часто исключительно чист. Он сильно электризуется при трении. В ультрафиолетовых лучах наблюдается слабая флюоресценция. Однако розовые разновидности слабо флюоресцируют при облучении красным светом с длиной волны 6820 А; на этом же участке обнаруживается полоса в спектре поглощения. Наблюдаемые эффекты в обоих случаях обусловлены присутствием хрома.

Вариации плотности для топазов, имеющих различную окраску, следующие: розовые - от 3,50 до 3,53; желтые - от 3,51 до 3,54; бесцветные - от 3,56 до 3,57; голубые - от 3,56 до 3,57. Топаз по сравнению с другими драгоценными камнями обладает самым низким светопреломлением.

Твердость топаза по шкале Мооса 8. По твердости он уступает лишь таким драгоценным камням, как хризоберилл, корунд и алмаз, но интервал твердости между топазом и кварцем (7) значительно меньше, чем между ними и корундом (9). Он обладает совершенной спайностью по базопинакоиду, и по этой причине топазы следует носить с осторожностью. Резкий удар может вызвать появление перистых трещин, даже если камень и не расколется. При определении твердости топаза царапины следует наносить по различным направлениям, поскольку он характеризуется очень сильной анизотропией твердости и значительно легче царапается вдоль спайности.

Обычно топазы, когда они имеют нормальные размеры, подвергают бриллиантовой огранке сверху и ступенчатой огранке снизу, а площадка иногда бывает округлена. Бесцветные камни зачастую подвергают бриллиантовой огранке. Топаз отлично полируется, приобретая ослепительный блеск. Одно время топаз не считался драгоценным камнем, но ныне экземпляры высокого качества стоят дорого. Наибольшим спросом пользуются розовые камни, о которых неоднократно упоминалось выше. Поскольку камни любого размера добывают без особого труда, стоимость карата с увеличением размеров камней не растет столь стремительно, как в случае других, более ценных камней.

Полагают, что камень "Браганза", входящий в число регалий Португальской короны и считавшийся гигантским алмазом весом 1680 каратов, на самом деле является бесцветным топазом. Правильно ограненный кристалл голубого топаза из Бразилии, хранящийся в Музее естественной истории в Чикаго, весит 5890 каратов. Коллекция минералов Британского музея естественной истории содержит два кристалла топаза, примечательных своей огранкой. Первый - ступенчато-ограненный камень квадратной формы, без изъянов, голубого цвета, весящий 614 метрических каратов и происходящий из Бразилии. Второй камень - более крупный, бесцветный, имеющий бриллиантовую огранку, овальной формы, без изъянов, весом 1300 метрических каратов.

Среди неограненных кристаллов в этой коллекции имеется несколько необычных камней, заслуживающих особого внимания. Первый из них - крупный, уплощенный кристалл бледно-голубого цвета с зонально расположенными участками более густой окраски, обточенный водой, весом 3,6 кг, размером 18х13х5 см; он был найден в Марамбайе в горах Серраду-Чиффре, шт. Минас-Жерайс, Бразилия. Два других - крупные бесцветные скатанные призматические кристаллы, из которых один, происходящий из Бразилии, весит 13 кг, а другой, с Цейлона, весит около 6 кг. Последний .из этих кристаллов был обнаружен в середине нынешнего столетия в одном из магазинов на Флит-Стрит, где им подпирали дверь, так как хозяин магазина думал, что это кусок стекла. Примером того, каких размеров могут достигать кристаллы непрозрачного топаза, служит гигантский образец весом 62 кг из Сетерсдаля в Норвегии, который является ценным экспонатом несмотря на его качество.

Топаз встречается главным образом в пегматитовых жилах и в гнездах в гранитах и является типичным продуктом воздействия горячих кислых флюидов на горные породы, богатые алюмосиликатами; по этой причине топаз обычно сопровождается такими минералами, как флюорит, касситерит и турмалин, которые имеют близкий генезис. Великолепные кристаллы топаза происходят из двух обширных горнодобывающих районов России, из которых один простирается вдоль восточного склона Уральских гор, а другой расположен в окрестностях Нерчинска в Забайкалье. Красивые зеленые и голубые камни найдены близ деревни Алабашка к востоку от Невьянска и в расположенных южнее Ильменских горах, а также на золотых приисках на реке Санарке, где добывались редкие топазы красноватой окраски. Превосходные бледно-коричневые кристаллы, выцветающие на солнечном свету, происходят с речки Урульги на северном склоне Борщовочного хребта, а хорошие кристаллы топаза сопровождают бериллы в хребте Адун-Челон; оба эти местонахождения расположены в районе Нерчинска в Восточной Сибири. Желтые, голубые и зеленые топазы находили на крайнем востоке Сибири.

Многие топазы, используемые в ювелирном деле, происходят из Бразилии. Главное их месторождение расположено близ Оуро-Прето, на юге шт. Минас-Жерайс; здесь найдены кристаллы всех оттенков желтого цвета - от совсем бледных до густоокрашенных винно-желтых. Очень редко здесь находили также красные камни. Их называли "бразильскими рубинами", но такое название порождает путаницу, и употреблять его не следует. На северо-востоке шт. Минас-Жерайс встречаются скатанные гальки голубого и бесцветного топаза, которые присутствуют в большом количестве в речных галечниках близ Арассуахи; здесь топазу сопутствуют берилл и хризоберилл.

Главным месторождением желтых топазов в XVIII в. был Шнекенштейн в Саксонии. Некоторые происходящие отсюда камни обладают зеленоватым оттенком и по этой причине получили название "саксонские хризолиты". Такое использование слова "хризолит", которое должно относиться лишь к минералу оливину, неправильно, и его следует избегать. В Японии кристаллы топаза встречаются довольно часто, во они либо бесцветные, либо имеют лишь слабый голубоватый, зеленоватый, желтоватый или коричневатый оттенок; очень редки здесь разноцветные кристаллы. Говорят, что коричневатые камни полностью утрачивают окраску на ярком солнечном свету. Главные месторождения находятся близ Такаямы и Наэги в провинции Мино и в Танокамияме в провинции Оми.

Бесцветные и голубоватые топазы встречаются во многих районах США. В округе Сан-Диего в Калифорнии их сопровождает синий турмалин; в горах Томас в шт. Юта они встречаются в пустотах в риолитах; в шт. Колорадо они найдены в нескольких месторождениях, главным образом в гнездах в гранитных пегматитах; такие же условия залегания характерны для топазов из округа Мэзон, шт. Техас, и Нью-Гэмпшира. Коричневые или коричневые и голубые кристаллы известны из месторождений в шт. Юта и Нью-Гэмпшир. Подобные кристаллы встречали на острове Флиндерс, а также близ Эммавилла в Новом Южном Уэльсе в Австралии и на острове Тасмания. Топазы встречаются также в Могоке в Верхней Бирме и на Мадагаскаре.


просмотров: 2626
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Herb

$5.25
End Date: Wednesday Oct-24-2018 15:45:51 PDT
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$5.15
End Date: Friday Nov-2-2018 19:48:28 PDT
Buy It Now for only: $5.15
|
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$23.99
End Date: Saturday Nov-10-2018 4:33:21 PST
Buy It Now for only: $23.99
|
Truweigh EN-500 Digital Scale 500g x 0.01g Gold Silver Coin Gram Jewelry Grain

$9.49
End Date: Monday Oct-29-2018 8:08:46 PDT
Buy It Now for only: $9.49
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Калли Олдершоу, Кристин Вудворд, Роджер Хардинг Драгоценные камни Gemstones
Драгоценные камни
На протяжении тысячелетий драгоценные камни восхищают и очаровывают. В этой книге вы познакомитесь со всеми видами драгоценных камней, узнаете об их красоте, редкости и прочности. Вы поймете, как образуются драгоценные камни, где их находят и как добывают, как отличить подлинные камни от фальшивых. Здесь также представлена информация о различных видах огранки, старинных и современных ювелирных изделиях с драгоценными камнями. Издание, иллюстрированное красочными фотографиями, откроет вам дверь в прекрасный и волшебный мир драгоценных камней....

Цена:
186 руб

Русская золотая и серебряная скань
Русская золотая и серебряная скань
Скань - одна из наиболее широко распространенных отраслей ювелирного искусства.
Еще в древности люди обратили внимание на то, что золото и серебро не только красивы, но и очень мягки, пластичны, вязки, благодаря чему это свойство широко использовалось при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружево, делали из гладкой проволоки, расплющенной в тонкую ленточку, из веревочки или шнура, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими шариками из того же металла.
Скань делали в России почти повсеместно. Каждый из художественных центров отличался способом изготовления сканых изделий, особенностями орнамента, ассортиментом.
Эта книга содержит не только интересный рассказ о скани, технологическом процессе изготовления сканых изделий, но и предоставляет богатейший иллюстративный материал....

Цена:
929 руб

Лилия Кузнецова Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало
Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало
Вы держите в руках вторую книгу ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Л.К.Кузнецовой из задуманного автором трехтомного издания, посвященного малоизученной до сегодняшнего дня области отечественной культуры - ювелирному искусству XVIII - начала XIX века.
Первая книга серии - "Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый..." - уже нашла достойное место на книжных полках. Помимо повествования о мастерах-ювелирах периода правления Александра I и об их драгоценных изделиях читатель найдет в книге занимательные детали взаимоотношений России с европейскими государствами после сокрушительного разгрома наполеоновской Франции, истории награждения императора Александра I высшими иностранными орденами и рассказ о них.

Книга написана удивительным языком, передающим атмосферу "дней Александровых". Она откроет для читателя много новых фактов, но и принесет радость от самого процесса чтения....

Цена:
449 руб

Ананов. Избранные произведения
Ананов. Избранные произведения
Издание 1999 года. Сохранность отличная.
Альбом на русском и английском языках.
Имя Андрея Ананова взошло яркой звездой на ювелирном небосклоне России. В альбоме "Избранные произведения" представлены работы Ананова и его мастерской, созданные за десять лет существования фирмы "Русское ювелирное искусство".
Страницы альбома - это история возрождения богатых русских ювелирных традиций прошлого, история возвращения в мир утерянной некогда красоты.
Как сказал Борис Пастернак, талант - единственная новость, которая всегда нова. И Ананов подтверждает эти слова шедеврами, созданными в его фирме.
Предисловие Михаила Пиотровского.
Составление, вступительная статья и подписи к иллюстрациям Андрея Ананова.
Перевод на английский язык Лори Биннигтона и Элеоноры Андреевой....

Цена:
2479 руб

Искусство Кубачи
Искусство Кубачи
Этот альбом посвящен знаменитому дагестанскому аулу, известному под названием Кубачи.
Сюда вошли материалы об искуссте, культуре, быте аула, а также о мастерах и их работах.
Авторы А.А. Иванов, Р.А. Алиханов.
Составитель альбома А.А. Иванов....

Цена:
1249 руб

Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства
Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства
В настоящий альбом включены произведения искусства, хранящиеся в отделе драгоценных металлов - "золотой кладовой" Исторического музея Москвы. Среди них камерная скульптура и декоративные вазы, созданные для убранства интерьеров, золотая и серебряная посуда, ювелирные украшения из платины, золота, серебра, предметы церковного обихода.
Всего иллюстраций 156....

Цена:
719 руб

Основы художественной обработки металла
Основы художественной обработки металла
В книге рассмотрены операции и технические приемы кузнечно-слесарных работ, оборудование и инструменты, применяемые при художественной ковке; освещены вопросы технологии соединения отдельных деталей; приведены примеры изготовления художественных изделий по основным видам чеканно-дифовочных и граверных работ.
Пособие может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве....

Цена:
1049 руб

Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
В альбоме анализируется развитие стиля и техники художественного металла на Урале XVIII - XIX вв. Рассматриваются чугунное литье, каслинское чугунное литье, художественная ковка, изделия из меди, гравировка на стали, роспись....

Цена:
1616 руб

Алмазный фонд СССР
Алмазный фонд СССР
Вашему вниманию предлагается издание "Алмазный фонд СССР"....

Цена:
529 руб

Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
659 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика