Ювелирное дело
Названия камней
НАЗВАНИЯ КАМНЕЙ

 

Истоки названий основных видов драгоценных камней, широко используемых и в наши дни, восходят к глубокой древности, и поскольку они употреблялись задолго до выделения науки о минералах в самостоятельную отрасль - минералогию, значение этих названий в разные времена было различным. Только недавно была предпринята серьезная попытка достичь международного соглашения относительно названий камней, употребляемых в ювелирном деле. Если бы ювелиры использовали названия, взятые из минералогии, не было бы никакой путаницы или неопределенности, но надо учитывать, что многие из этих названий неизвестны или по крайней мере непривычны людям, непричастным к этой науке, и что в целом нежелателен полный отказ от названий, возникших в древности, даже если бы эта задача не казалась столь безнадежной. Конечно, название, подобранное для впервые найденного камня, может оказать очень большое влияние на его дальнейшую судьбу.

Когда томящаяся от любви Джульетта вопрошала: "Что значит имя?!" - ее мысли блуждали далеко от драгоценностей, но для камня имя - это почти все. Привлекательный красный камень, сопутствующий алмазу в Южной Африке, под своим собственным названием "гранат" почти не находил спроса, однако он стал ходким товаром под неправильным названием "капский рубин". Многие находят тихое удовлетворение в обладании камнем, который они считают одним из видов рубина, но эта радость может вдруг омрачиться открытием, что их камень - всего лишь презренный гранат, "золушка" среди драгоценных камней.

По тем же соображениям сочли целесообразным предложить название "хризолит" для обозначения блестящего зеленого граната, найденного около полувека назад на Урале; это название было чрезвычайно неудачным, и не только потому, что цвет камня скорее травянисто-зеленый, а не оливковый, но также и потому, что этот термин ("хризолит") постоянно используется в минералогии для обозначения камня, известного в ювелирном деле под названием "перидот".

В наше время против использования подобных неправильных или вводящих в заблуждение названий выступают ведущие объединения ювелиров во всем мире. Названия, которые обычно употребляются в ювелирном деле, давались камням в основном по их цвету - наиболее очевидной, но наименее надежной физической характеристике драгоценных камней. Чтобы разделять камни с явно различной твердостью, были введены особые эпитеты.

Так, термин "восточный" стал употребляться для обозначения разновидностей корунда, близких по твердости к алмазу, не потому, что корунды привозили с Востока, а потому, что в то время лучшие драгоценные камни попадали в Европу именно оттуда. Точно так же из-за того, что много цепных образцов настоящих топазов было привезено из Бразилии, эпитет "бразильский" стали употреблять, чтобы отличить этот вид камней от желтого кварца, который ювелиры часто называли топазом.

Едва ли не все красные камни объединяли под названием "рубин" (иногда в сочетании с разными эпитетами, позволяющими разделить виды, отличающиеся по оттенкам или твердости) или производными от него названиями "рубеллит" и "рубицелл". Термин "рубин" следует употреблять только по отношению к драгоценным красным разновидностям корунда. Рубин-балэ, или балас-рубин - это красная шпинель, которая встречается вместе с настоящими рубинами на рудниках Бирмы и после огранки становится очень похожей на рубин. Как было отмечено выше, капский рубин - это гранат из Южной Африки; подобные названия, например "аделаидский рубин", "аризонский рубин", "колорадский рубин", в действительности относятся к гранатам из этих районов.

Рубеллит - это восхитительный малиновый турмалин, прекрасные образцы которого добывают в Калифорнии, а рубицелл - это оранжево-красная шпинель.

Название "сапфир" всегда обозначает синий камень. Первоначально оно, по-видимому, использовалось для обозначения ляпис-лазури и подобных минералов, а затем, когда была открыта драгоценная синяя разновидность корунда, так стали называть именно этот великолепный камень. Минералоги прошлого использовали это название в более широком, почти родовом смысле: для обозначения всех разновидностей драгоценных корундов, включая и рубин. Современные ювелиры употребляют его в том же смысле, но исключают рубин; так, они говорят о белом, желтом, зеленом и даже розовом сапфире. Бразильский сапфир - это на самом деле голубой турмалин (такая окраска у этого минерала встречается довольно редко), а водяным сапфиром называют как кордиерит (полит), так и топаз.

Желтые камни, как правило, объединяли под названием "топаз". Собственно топазом называется твердый естественный фторосиликат алюминия, который в чистом виде бесцветен, но радует глаз широкой палитрой оттенков, возникающих благодаря присутствию окислов металлов; тем не менее ювелиры долго не отказывались от привычки употреблять этот термин для обозначения как желтых разновидностей этого минерала, так и желтой разновидности кварца - цитрина; правда, когда говорили о собственно топазе, то добавляли слово "бразильский". Даже в наше время некоторые ювелиры вносят путаницу, употребляя названия "бразильский топаз" и "топаз", когда они имеют в виду настоящий топаз и кварц. Возможно, для тех, кто настаивал на сохранении такого неправильного употребления слова "топаз", в качестве компромисса был предложен термин "топаз-кварц" для обозначения желтого кварца, но это почти так же плохо, потому что порождает представление о какой-то минеральной разновидности, промежуточной между топазом и кварцем. Восточный топаз, королевский топаз, индийский топаз - все это желтый корунд, тогда как западный топаз - это желтый кварц (цитрин).

Название "изумруд" всегда употреблялось для обозначения камней зеленого цвета. Вначале так обозначалась хризоколла - непрозрачный зеленоватый камень, а позднее это название стали использовать для обозначения бесценной разновидности берилла травянисто-зеленого цвета, для которой оно употребляется и поныне. Восточный изумруд - это зеленый корунд. В XVIII в. зеленый турмалин, только что появившийся в Европе, обычно назывался бразильским изумрудом. Название "уральский изумруд" пробовали употреблять для обозначения зеленого граната с Уральских гор; чаще этот камень называли (опять-таки неправильно) хризолитом. Литиевый изумруд, медный изумруд, капский изумруд и африканский изумруд - это соответственно гидденит (зеленый, или благородный, сподумен), диоптаз, пренит и зеленый флюорит. Следует, однако, отметить, что в настоящее время названия "бразильский изумруд" и "африканский изумруд" вполне правильно употребляются для обозначения изумрудов, добываемых в Бразилии и в Африке.

Аметист - красивый фиолетовый кварц, однако с эпитетом "восточный" он означает фиолетовый корунд и даже фиолетовую шпинель; в то же время некоторые ювелиры используют это название для обозначения блестящего кварца из Сибири, характеризующегося чередованием полос пурпурной и белой окраски.

Альмандином называют фиолетово-красный гранат, но названия "восточный альмандин" и "альмандин-шпинель" употреблялись раньше для обозначения фиолетовых разновидностей корунда и шпинели соответственно. Название "алмаз" применяется для обозначения блестящего, чрезвычайно твердого и в случае правильной огранки ярко сверкающего камня, который для всех поколений был самым популярным среди драгоценных камней. К сожалению, это название давали также блестящим бесцветным камням, относящимся к другим видам; корнуэллский алмаз, бристольский алмаз и подобные камни - это горный хрусталь (бесцветный кварц), матарский бриллиант (Матара - город на юге Цейлона) и цейлонский алмаз - бесцветный циркон, а саксонский (или сибирский) алмаз - бесцветный топаз.

Аквамарин - это прекрасная голубовато-зеленая разновидность берилла; восточный аквамарин и сиамский аквамарин - это зеленоватый корунд и зеленая шпинель соответственно.

"Гиацинт" - название красновато-коричневого циркона, но часто его неправильно употребляют для обозначения гранатов такого же оттенка. Восточный гиацинт - это красновато-коричневый корунд.

С названием "хризолит" связана некоторая путаница. Это слово - синоним названия "оливин" (или "перидот", как предпочитают говорить ювелиры), но часто оно неправильно используется для обозначения совершенно иного минерала - хризоберилла. Восточный хризолит - это желтовато-зеленый корунд, но иногда так называют хризоберилл такого же оттенка. Бразильский хризолит, аквамарин-хризолит и саксонский хризолит - это хризоберилл, берилл и топаз соответственно. Как хризоберилл, так и кварц, имеющие подходящую окраску и ограненные кабошоном, могут производить эффект "кошачьего глаза".

Название "кошачий глаз" без дополнительного определения относится только к хризобериллу; если речь идет о кварце, то следует говорить "кварцевый кошачий глаз".

Название "жад" объединяет два различных минерала - жадеит и нефрит, однако его вольно употребляют по отношению к другим, внешне похожим минералам, например гранату (трансваальский жад) и идокразу (американский жад и калифорнийский жад).

Истинная шпинель - твердый минерал, носящий такое же название; аризонская шпинель - это красный или зеленый гранат, а кандийская шпинель - бледно-красный гранат с Цейлона.

В коммерческом масштабе успешно изготавливаются такие драгоценные камни, как корунд, шпинель, изумруд и рутил; эти названия с добавкой "синтетический" вполне правильно используются для обозначения соответствующих искусственных материалов. Было бы неверно называть красновато-зеленый камень, который становится еще краснее при искусственном освещении, синтетическим александритом, поскольку такой камень по составу соответствует корунду, а не хризобериллу. Не следует также использовать в случае синтетических камней термин "восстановленный": он был введен для обозначения образцов искусственного корунда, которые, как полагают, были получены из расплавленных кусочков природного корунда; этот термин нельзя применять для обозначения материалов, кристаллизовавшихся из порошкообразного глинозема.

Из сказанного можно понять, что популярные названия драгоценных камней имеют тот большой недостаток, что они заставляют предполагать несуществующее родство между отдельными видами и не отражают никаких существенных свойств этих камней, кроме, разве что, цвета (сапфир и рубин, изумруд и аквамарин, цитрин и аметист).


просмотров: 6455
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$6.38
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $6.38
|
925 Sterling Silver ROUND Wire Coils 6" thru 20' Gauges 8 thru 30 Dead Soft USA

$5.25
End Date: Tuesday Jan-22-2019 14:45:51 PST
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$5.69
End Date: Wednesday Jan-23-2019 10:27:49 PST
Buy It Now for only: $5.69
|
Jewelry Cleaner Solution Safely Clean all Jewelry Gold Silver & Diamonds

$8.08
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $8.08
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Русское золото XIV- начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Русское золото XIV- начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Настоящий альбом - первая публикация лучших русских и художественных золотых изделий из фондов Музеев Кремля.
Вошедшие в альбом древние изделия XIV - XVII веков свидетельствуют о вдохновленной одаренности мастеров золотого дела, об их вкусах, представлениях и мечтах об "украсно украшенной" и счастливой Родине.
Произведения XVIII - начала XX столетий позволяют проследить национальное своеобразие стилистических изменений от барокко и рококо до модерна в русском ювелирном искусстве.

Авторы-составители С.Я.Коварская, И.Д.Костина, Е.В.Шакурова....

Цена:
899 руб

Ананов. Избранные произведения
Ананов. Избранные произведения
Издание 1999 года. Сохранность отличная.
Альбом на русском и английском языках.
Имя Андрея Ананова взошло яркой звездой на ювелирном небосклоне России. В альбоме "Избранные произведения" представлены работы Ананова и его мастерской, созданные за десять лет существования фирмы "Русское ювелирное искусство".
Страницы альбома - это история возрождения богатых русских ювелирных традиций прошлого, история возвращения в мир утерянной некогда красоты.
Как сказал Борис Пастернак, талант - единственная новость, которая всегда нова. И Ананов подтверждает эти слова шедеврами, созданными в его фирме.
Предисловие Михаила Пиотровского.
Составление, вступительная статья и подписи к иллюстрациям Андрея Ананова.
Перевод на английский язык Лори Биннигтона и Элеоноры Андреевой....

Цена:
2479 руб

Художественный металл Древней Руси
Художественный металл Древней Руси
Издание 1985 года. Сохранность хорошая.
В книге Г.Н. Бочарова "Художественный металл древней Руси. X-XIII вв." анализируется развитие стиля и техники этого интересного ремесла в крупнейших центрах древней Руси - в Киеве, Чернигове, Владимире, Рязани и Новгороде. Рассматриваются перегородчатые эмали, чеканный сосуды, великолепные сканные изделия. Уточняются в ряде случаев их хронология, назначение и место производства....

Цена:
569 руб

Определитель ювелирных и поделочных камней
Определитель ювелирных и поделочных камней
В справочнике приведено описание и охарактеризованы методы определения ювелирных и поделочных камней. Даны диагностические таблицы минералов. В них включены как традиционные ювелирные и поделочные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, гранат, топаз, турмалин, кварц и др.), так и новые (скаполит, апатит и др.), а также синтетические аналоги и имитации природных камней. Определитель построен на диагностике физических свойств минералов: цвета, прозрачности, твердости, спайности и др.
Для геммологов, минералогов, геологов и других специалистов, занимающихся изучением, оценкой, обогащением и обработкой ювелирных и поделочных камней. Представляет интерес для широкого круга любителей камня....

Цена:
819 руб

Н. Г. Троепольская Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917-2000 гг. (СССР-Россия)
Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917-2000 гг. (СССР-Россия)
Настоящий справочник призван удовлетворить интересы коллекционеров, экспертов и людей, интересующихся различными вопросами, касающимися развития ювелирного производства в России XX века. Являясь естественным продолжением известного справочника, опубликованного в книге "Золотое и серебряное дело XV-XX веков" М.М.Постникова-Лосева, Н.Г.Платонова, Б.Л.Ульянова, он поможет в определении не только времени и места производства того или иного изделия, но и в определении авторства благодаря расшифровке так называемых именников.
В научный оборот вводятся новые имена мастеров XX века, обобщенные в именном указателе, и именники предприятий (всего около 22 000 клейм).
Справочник поможет проследить динамику развития ювелирного производства советского и постсоветского периодов как по годам, так и по регионам. Помимо этого в приложениях приведены основные нормативные документы по вопросам клеймения изделий из драгоценных металлов в стране.

Формат издания: 21 см х 26,5 см....

Цена:
2973 руб

Русское серебро. Вторая половина XIX - начало XX века
Русское серебро. Вторая половина XIX - начало XX века
Альбом "Русское серебро: вторая половина 19-го - начало 20-го века" открывает серию альбомов Издательского дома БЕРЕСТА, посвященных русскому художественному металлу. Настоящий альбом впервые среди подобных публикаций по русскому художественному серебру этого периода акцентирует внимание читателя на вопросах формирования "русского стиля" в художественном серебре России.
Изобразительный ряд альбома сопровождается информационно-аналитическим текстом, дающим развернутое представление о художественно-стилевой направленности русского серебра второй половины 19-го - начала 20-го века, об основных технических приемах работы с ним, а также о ведущих ювелирных фирмах, таких, как "Фаберже", "Сазиков", "Овчинников", "Хлебников", "Постников", "Немиров-Колодкин" и т.д.
Все экспонаты, вошедшие в данный альбом, любезно предоставлены из запасников Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) и публикуются впервые....

Цена:
999 руб

Музей исторических драгоценностей УССР
Музей исторических драгоценностей УССР
Музей исторических драгоценностей УССР — один из интереснейших в Киеве. В его экспозиции собраны уникальные памятники материальной культуры начиная с VI в. до н. э. Среди них коллекция так называемого «скифского золота», высокохудожественные произведения раннеславянских, древнерусских и византийских мастеров, украинского ювелирного искусства XVII—XX вв. Музей ежегодно посещают тысячи экскурсантов.
Предлагаемое издание станет прекрасным сувениром для советских и зарубежных туристов....

Цена:
429 руб

Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
659 руб

Куманин Владимир Игоревич, Лившиц Виктор Борисович Материалы для ювелирных изделий
Материалы для ювелирных изделий

Рассмотрены основные металлические материалы, которые применяются в ювелирной технике, их структура и свойства. Подробно изложены литейные свойства сплавов и приведены особенности плавки драгоценных металлов и сплавов. Описаны драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, используемые в ювелирном деле. Приведены примеры уникальных ювелирных изделий, изготовленных мастерами XVI—XVII веков и изделия современных российских мастеров.

Книга будет полезна преподавателям, бакалаврам, магистрам и аспирантам, а так же учащимся колледжей и читателям, которые желают выбрать материал для изготовления ювелирных изделий в небольших частных мастерских.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для бакалавров, магистров по специальности 26140002 «Технология художественной обработки материалов» и аспирантов специальности 170006 «Техническая эстетика и дизайн».

...

Цена:
176 руб

Gold
Gold
Gold is the most coveted of metals, its rarity and radiant natural beauty imbuing it with rich meaning throughout human history. For artists, gold has long been associated with the divine. For monarchs, it has been a means of symbolizing status and wealth. With Gold, Kathryn Jones, Lauren Porter, and Jennifer Scott have written a lively and highly informative cultural history of gold in the Royal Collection, one that explores its many manifestations throughout history and its use in promoting messages of power and wealth.

Drawing on the Royal Collection’s unparalleled collection of paintings, miniatures, jewelry, gold boxes, and drawings in and on gold, the book takes readers through the possibilities of this noble metal. Organized thematically, chapters include “Divinity,” which covers gold in devotional art; “Power,” which explores the role of gold as a symbol of status and wealth; and “Art,” which presents the craftsmanship and indestructible quality of gold objects.
From Faberge’s astonishing gold-mounted boxes to the nearly-four-thousand-year-old Rillaton Gold Cup and drawings in gold paint by Edward Burne-Jones, this lavish book—in its own gold binding—presents this most precious substance throughout history in one hundred full-color illustrations....

Цена:
2759 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика