Ювелирное дело
Твердость камня. Шкала Мооса
ТВЕРДОСТЬ КАМНЯ. ШКАЛА МООСА

 

Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом; твердость представляет собой меру связности атомной структуры вещества. Каждый обладатель алмазного перстня знает, что алмаз легко царапает оконное стекло. Если мы станем пробовать другие драгоценные камни, то обнаружится, что и они царапают стекло, но не так легко, а если продолжать этот эксперимент, мы установим, что топаз царапает оконное стекло, но на самом топазе оставляет царапины корунд, который в свою очередь поддается всесильному алмазу. Следовательно, существуют значительные различия в способности драгоценных камней противостоять износу, абразии, т. е. камни, как обычно говорят, различаются по твердости. Чтобы упростить способ выражения этого свойства, минералог Фридрих Моос разработал в начале прошлого века следующую условную шкалу, которая широко употребляется до сих пор:

Шкала твердости (шкала Мооса)

1. Тальк.
2. Гипс.
3. Кальцит.
4. Флюорит.
5. Апатит.
6. Полевой шпат.
7. Кварц.
8. Топаз.
9. Корунд.
10. Алмаз.

Для практических целей полезно запомнить, что ноготь оставляет царапину на гипсе и более мягких веществах и что обычное оконное стекло немного мягче полевого шпата, тогда как стальное лезвие ножа немного тверже полевого шпата, приближаясь по твердости к кварцу, и легко царапает стекло. Поскольку различные виды драгоценных камней имеют по меньшей мере такую же твердость, как и кварц, их легко отличить от внешне на них похожих мягких стеклянных изделий с помощью напильника; до того как ввели в употребление рефрактометр, это был практически единственный в ювелирном деле способ проверки граненых камней.

Говоря, что камень имеет твердость 7, мы подразумеваем, что он не царапает кварц, а кварц не царапает его. Номер по шкале твердости указывает только на порядок в распределении по твердости, но не имеет какого-либо количественного значения. Это важно учитывать, так как здесь часто допускают ошибку. Нельзя, например, считать, что алмаз (10) вдвое тверже апатита (5) или что твердость топаза и шпинели (8) составляет 80% твердости алмаза. В действительности интервал между алмазом и корундом гораздо больше, чем между корундом и тальком - самым мягким из минералов. Промежуточные степени твердости выражаются в виде дробей. Так, число 8 1/2, относящееся к хризобериллу, означает, что он царапает топаз примерно так же, как сам царапается корундом. Гранат пироп несколько тверже кварца (7) и несколько мягче берилла (7 1/2), поэтому его твердость обозначается как 7 1/4.

Вследствие особенностей правильной атомной структуры, характерной для всех кристаллических веществ, твердость одного и того же камня может быть различной в разных направлениях. Большим различием твердости в разных направлениях среди других минералов выделяется кианит: твердость изменяется у него от 5 до 7, и в одних направлениях образец царапается ножом, а в других нет. Однако для большинства веществ этот интервал настолько мал, что обычными способами обнаружить различие не удается.

Ювелиры установили, что образцы одних и тех же минералов, полученные из разных мест, отличаются друг от друга по сложности процесса огранки и полировки. Так, об алмазах с Калимантана п из Нового Южного Уэльса говорят, что они существенно тверже алмазов из Южной Африки и из других мест и что при их огранке возникают известные трудности. Установлено также, что цейлонские сапфиры тверже, чем рубины, а кашмирские сапфиры - мягче. Хотя твердость, как и другие физические характеристики, может меняться от кристалла к кристаллу даже одного и того же минерального вида (благодаря изменению химического состава вследствие изоморфного замещения одного элемента другим), это не объясняет различий, обнаруженных ювелирами. Здесь накладывается другое свойство, которое можно назвать прочностью, или вязкостью. Оно возникает в результате двойникования, которое иногда имеет полисинтетический характер, и в результате других нарушений непрерывности внутренней структуры. Двойникование в алмазе, которое часто трудно распознать, может служить причиной того, что для огранки разных камней требуется затратить разный объем работы. Такое же объяснение пригодно для случая рубина и сапфира.

Для измерения твердости минералов делались попытки применить различные методы, основанные на сопротивлении камней царапанию, истиранию, сверлению, прокалыванию и деформации поверхности. Главная особенность этих попыток - очень плохое совпадение результатов. Очевидный вывод состоит в том, что результаты разных методов несопоставимы и что сцепление в минералах является чрезвычайно сложным свойством.

Хотя установление твердости мало помогает при определении драгоценного камня, сама эта характеристика очень важна для камня в украшениях, поскольку именно от твердости зависит долговечность его полировки и блеска. Обычная пыль - это в основ-ком мельчайшие частицы кварца, поэтому твердость драгоценного камня должна быть не меньше 7. Стеклянные пасты имеют твердость только немного выше 5, и поэтому, как показывает опыт, их полировка выдерживает всего несколько недель постоянной носки, не говоря уже о разрушительном действии на их поверхность вредных примесей в воздухе.

Испытание на твердость вполне подходит для того, чтобы отличить кварц и более твердые драгоценные камни от их стеклянных имитаций, поскольку последние легко поддаются действию напильника. Особенно полезно такое испытание в случае алмаза, потому что он, будучи гораздо тверже любого другого драгоценного камня, оставляет на стекле царапину значительно более глубокую, чем это можно сделать рубином или сапфиром.

Испытание на твердость нельзя рекомендовать для общего применения, так как существует очевидный риск повредить камень. Если камень заключен в оправу, желательно его вынуть оттуда и провести испытание па ободке камня, поскольку поцарапанное место можно в этом случае полностью закрыть, снова вставив камень в оправу. Все пятнышки надо стереть, чтобы убедиться, что они не связаны с попаданием порошка абразива, так как, если два вещества имеют примерно одинаковую твердость, часто возникает путаница. Если по той или иной причине требуется определить твердость граненого камня, лучше попытаться поцарапать углом этого камня какую-нибудь пластинку, а не царапать камень острием, поскольку в первом случае опасность повредить камень менее вероятна. Для удобства испытания минералов на твердость применяют так называемые эталонные острия, в которых кусочки материала с известной твердостью вставлены в небольшие держатели; по указанным уже причинам применять их для граненых камней чрезвычайно нежелательно, а если это неизбежно, то надо проявлять величайшую осторожность.


просмотров: 5803
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Herb

$5.25
End Date: Wednesday Oct-24-2018 15:45:51 PDT
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$5.15
End Date: Friday Nov-2-2018 19:48:28 PDT
Buy It Now for only: $5.15
|
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$23.99
End Date: Saturday Nov-10-2018 4:33:21 PST
Buy It Now for only: $23.99
|
Truweigh EN-500 Digital Scale 500g x 0.01g Gold Silver Coin Gram Jewelry Grain

$11.24
End Date: Saturday Nov-10-2018 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $11.24
|
2 x 9H Hardness HD Tempered Glass Screen Protector For Samsung Galaxy J4/J6 2018

111,51 руб.
End Date: 14.11 12:10
Buy It Now for only: US 111,51 руб.
Buy it now |
For Xiaomi Redmi Note 5 4 3 2 9H Hardness tempered glass Screen Protect Flim FU1

88,56 руб.
End Date: 25.10 16:21
Buy It Now for only: US 88,56 руб.
Buy it now |
Tempered Glass Screen Protector Film For Huawei Honor Play Lot New 9H Hardness

196,13 руб.
End Date: 09.11 19:07
Buy It Now for only: US 196,13 руб.
Buy it now |
For Gopro Hero 6/5 Screen Protector / Lens Protect 9H Hardness Tempered Glass*

46,86 руб.
End Date: 18.10 09:22
Buy It Now for only: US 46,86 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Г. И. Зуев Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
519 руб

И. А. Селезнева Золотая и Серебряная палаты
Золотая и Серебряная палаты
Москва XVII столетия была крупнейшим центром промышленности и торговли России. Здесь трудились ремесленники почти всех известных тогда профессий. Изделия московских мастеров славились не только в стране, но и за ее пределами. Недаром голштинский посол А.Олеарий отметил: "Особенно удивили меня русские золотых дела мастера, которые делают теперь серебряную с резными украшениями посуду с таким искусством и изяществом, что не уступают в том нисколько немцам". Предлагаемая читателю монография кандидата исторических наук И.А.Селезневой посвящена именно той теме, которая заинтересовала наблюдательного иностранца. На основе обширного архивного материала автор представил развернутую картину развития золотого и серебряного дела в столице России. Эти, требующие высокой квалификации и дорогого сырья, виды ремесла не избежали страшных потрясений Смутного времени первых лет XVII в. После "очищения московского" все пришлось начинать почти с нуля. Золотое и серебряное дело возрождалось вместе с городом....

Цена:
285 руб

Ананов. Избранные произведения
Ананов. Избранные произведения
Издание 1999 года. Сохранность отличная.
Альбом на русском и английском языках.
Имя Андрея Ананова взошло яркой звездой на ювелирном небосклоне России. В альбоме "Избранные произведения" представлены работы Ананова и его мастерской, созданные за десять лет существования фирмы "Русское ювелирное искусство".
Страницы альбома - это история возрождения богатых русских ювелирных традиций прошлого, история возвращения в мир утерянной некогда красоты.
Как сказал Борис Пастернак, талант - единственная новость, которая всегда нова. И Ананов подтверждает эти слова шедеврами, созданными в его фирме.
Предисловие Михаила Пиотровского.
Составление, вступительная статья и подписи к иллюстрациям Андрея Ананова.
Перевод на английский язык Лори Биннигтона и Элеоноры Андреевой....

Цена:
2479 руб

Искусство медали
Искусство медали
Издание 1977 года. Сохранность хорошая.
Книга "Искусство медали" обращена к учителю изобразительного искусства, но может быть полезна и преподавателям литературы, истории. Автор анализирует медаль как исторический и художественный памятник эпохи. В книге собран и систематизирован большой материал, автор рассматривает медальерное искусство на фоне развития скульптуры больших форм. Книга проникнута чувством любви к Родине, к ее истории, к ее искусству.
Материалы, изложенные в книге могут быть использованы педагогами как на уроках, так и на факультативных занятиях, а также во внеклассной работе....

Цена:
76 руб

Искусственные драгоценные камни
Искусственные драгоценные камни
В книге Д.Элуэлла рассмотрены методы выращивания синтетических материалов, используемых в ювелирной промышленности, в том числе соединений, не имеющих аналогов в природе, описаны их свойства, определяющие пригодность для использования в украшениях.
Для специалистов, выращивающих и обрабатывающих искусственные драгоценные материалы, а также для любителей камня....

Цена:
249 руб

Современные художественные изделия из металла
Современные художественные изделия из металла
В красочном исполнении представлены лучшие образцы изделий из металла предприятий ювелирной промышленности и народных промыслов СССР - предметы сервировки стола и украшения интерьера.
Кратко, но емко охарактеризованы традиционные и новые центры декоративно-прикладного искусства. Описаны свойства металлов, а также классификация и ассортимент художественных изделий из металла. Рассмотрены технологические процессы их изготовления.
Альбом предназначен для широкого круга любителей художественных изделий из металла....

Цена:
201 руб

Художественная обработка металлов
Художественная обработка металлов
В книге рассказано о народном творчестве людей, работающих в художественных промыслах, об уникальных вещах, созданных художниками и мастерами, о значении декоративно-прикладного искусства в жизни русского человека. Книга знакомит молодого читателя с приемами и технологией изготовления простейших художественных изделий из металла.
В третье издание (2-е изд. 1984 г.) добавлен иллюстративный материал.
Для молодежи, оканчивающей среднюю школу и стоящей перед выбором профессии....

Цена:
434 руб

Русские самовары/Russian Samovars
Русские самовары/Russian Samovars
Настоящий альбом - это первая публикация одной из крупнейших коллек­ций самоваров, принадлежащей Государственному Русскому музею. В альбом вошел и ряд образцов из Государственного музея этнографии на­родов СССР, Краеведческого музея города Великий Устюг и некоторых других музеев, а также из собрания ленинградца П. П. Кваскова. В издании, кроме того, представлена металлическая утварь и "окружение" самовара: чайная посуда, сервизы, подносы. Воспроизведенные здесь предметы будут экспонироваться на выставке "Русские самовары", которая должна открыться в Государственном Русском музее.

В свое время историко-бытовой отдел Русского музея обладал большой и интересной коллекцией самоваров. Но еще до Великой Отечественной войны все материалы этого отдела, в том числе и самовары, были переданы в Госу­дарственный Эрмитаж. В собрании Русского музея осталось всего несколь­ко образцов, входящих в парадные серебряные сервизы.

Формирование новой коллекции началось в 1965 году, когда музей при­обрел в Москве у Е. Г. Андреевой-Аренд около сорока изделий из меди, среди которых большую часть составляли самовары. Эта группа самоваров и явилась основой настоящей коллекции Русского музея. За пять лет музеем были приобретены медные и серебряные самовары, среди которых есть образцы очень интересные как в художественном отношении, так и с точки зрения исторической. В коллекции собраны самовары XVIII и XIX веков, разнообразные по формам и материалу.

В историко-краеведческих, этнографических и художественных музеях нашей страны хранится большое количество русских самоваров. Например, интереснейшей коллекцией обладает Государственный Исторический музей. Все эти собрания ждут своих исследователей и, конечно, публикаций. Это издание, являющееся первой попыткой систематизации и изучения русских самоваров, естественно, не претендует на полноту освещения темы.

Автор текста и составитель альбома Е.А.Иванова. Фотографии И.Л.Захаровой. Научный редактор В.А.Пушкарев....

Цена:
3099 руб

Алмазы в мировой истории и истории об алмазах
Алмазы в мировой истории и истории об алмазах
Гюнтер Вермуш рассказывает, как образуются алмазы в земной коре, о богатейших месторождениях, о добыче и обработке драгоценных камней. Он называет имена первооткрывателей месторождений и владельцев наиболее известных алмазов, промышленно-финансовых магнатов и мастеров-ювелиров. Каждого заинтересуют легенды и факты, связанные с наиболее ценными и знаменитыми камнями, история которых полна приключений, борьбы и преступлений....

Цена:
272 руб

Советские художники-ювелиры
Советские художники-ювелиры
Настоящий альбом посвящен произведениям ювелирного искусства, созданным за последние годы художниками и народными мастерами всех союзных республик. Представлены, главным образом, произведения индивидуального творчества, которые экспонировались на художественных выставках в СССР и за рубежом. Настоящий альбом посвящен произведениям ювелирного искусства, созданным за последние годы художниками и народными мастерами всех союзных республик. Представлены, главным образом, произведения индивидуального творчества, которые экспонировались на художественных выставках в СССР и за рубежом. Авторы-составители попытались собрать воедино наиболее интересные выставочные произведения, познакомить читателя с национальным многообразием ювелирного искусства в целом. В альбоме представлены новые по своему назначению и художественному решению украшения для молодежи, для новобрачных, для мужчин, каждодневные и для торжественных случаев....

Цена:
709 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика