Ювелирное дело
Твердость камня. Шкала Мооса
ТВЕРДОСТЬ КАМНЯ. ШКАЛА МООСА

 

Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом; твердость представляет собой меру связности атомной структуры вещества. Каждый обладатель алмазного перстня знает, что алмаз легко царапает оконное стекло. Если мы станем пробовать другие драгоценные камни, то обнаружится, что и они царапают стекло, но не так легко, а если продолжать этот эксперимент, мы установим, что топаз царапает оконное стекло, но на самом топазе оставляет царапины корунд, который в свою очередь поддается всесильному алмазу. Следовательно, существуют значительные различия в способности драгоценных камней противостоять износу, абразии, т. е. камни, как обычно говорят, различаются по твердости. Чтобы упростить способ выражения этого свойства, минералог Фридрих Моос разработал в начале прошлого века следующую условную шкалу, которая широко употребляется до сих пор:

Шкала твердости (шкала Мооса)

1. Тальк.
2. Гипс.
3. Кальцит.
4. Флюорит.
5. Апатит.
6. Полевой шпат.
7. Кварц.
8. Топаз.
9. Корунд.
10. Алмаз.

Для практических целей полезно запомнить, что ноготь оставляет царапину на гипсе и более мягких веществах и что обычное оконное стекло немного мягче полевого шпата, тогда как стальное лезвие ножа немного тверже полевого шпата, приближаясь по твердости к кварцу, и легко царапает стекло. Поскольку различные виды драгоценных камней имеют по меньшей мере такую же твердость, как и кварц, их легко отличить от внешне на них похожих мягких стеклянных изделий с помощью напильника; до того как ввели в употребление рефрактометр, это был практически единственный в ювелирном деле способ проверки граненых камней.

Говоря, что камень имеет твердость 7, мы подразумеваем, что он не царапает кварц, а кварц не царапает его. Номер по шкале твердости указывает только на порядок в распределении по твердости, но не имеет какого-либо количественного значения. Это важно учитывать, так как здесь часто допускают ошибку. Нельзя, например, считать, что алмаз (10) вдвое тверже апатита (5) или что твердость топаза и шпинели (8) составляет 80% твердости алмаза. В действительности интервал между алмазом и корундом гораздо больше, чем между корундом и тальком - самым мягким из минералов. Промежуточные степени твердости выражаются в виде дробей. Так, число 8 1/2, относящееся к хризобериллу, означает, что он царапает топаз примерно так же, как сам царапается корундом. Гранат пироп несколько тверже кварца (7) и несколько мягче берилла (7 1/2), поэтому его твердость обозначается как 7 1/4.

Вследствие особенностей правильной атомной структуры, характерной для всех кристаллических веществ, твердость одного и того же камня может быть различной в разных направлениях. Большим различием твердости в разных направлениях среди других минералов выделяется кианит: твердость изменяется у него от 5 до 7, и в одних направлениях образец царапается ножом, а в других нет. Однако для большинства веществ этот интервал настолько мал, что обычными способами обнаружить различие не удается.

Ювелиры установили, что образцы одних и тех же минералов, полученные из разных мест, отличаются друг от друга по сложности процесса огранки и полировки. Так, об алмазах с Калимантана п из Нового Южного Уэльса говорят, что они существенно тверже алмазов из Южной Африки и из других мест и что при их огранке возникают известные трудности. Установлено также, что цейлонские сапфиры тверже, чем рубины, а кашмирские сапфиры - мягче. Хотя твердость, как и другие физические характеристики, может меняться от кристалла к кристаллу даже одного и того же минерального вида (благодаря изменению химического состава вследствие изоморфного замещения одного элемента другим), это не объясняет различий, обнаруженных ювелирами. Здесь накладывается другое свойство, которое можно назвать прочностью, или вязкостью. Оно возникает в результате двойникования, которое иногда имеет полисинтетический характер, и в результате других нарушений непрерывности внутренней структуры. Двойникование в алмазе, которое часто трудно распознать, может служить причиной того, что для огранки разных камней требуется затратить разный объем работы. Такое же объяснение пригодно для случая рубина и сапфира.

Для измерения твердости минералов делались попытки применить различные методы, основанные на сопротивлении камней царапанию, истиранию, сверлению, прокалыванию и деформации поверхности. Главная особенность этих попыток - очень плохое совпадение результатов. Очевидный вывод состоит в том, что результаты разных методов несопоставимы и что сцепление в минералах является чрезвычайно сложным свойством.

Хотя установление твердости мало помогает при определении драгоценного камня, сама эта характеристика очень важна для камня в украшениях, поскольку именно от твердости зависит долговечность его полировки и блеска. Обычная пыль - это в основ-ком мельчайшие частицы кварца, поэтому твердость драгоценного камня должна быть не меньше 7. Стеклянные пасты имеют твердость только немного выше 5, и поэтому, как показывает опыт, их полировка выдерживает всего несколько недель постоянной носки, не говоря уже о разрушительном действии на их поверхность вредных примесей в воздухе.

Испытание на твердость вполне подходит для того, чтобы отличить кварц и более твердые драгоценные камни от их стеклянных имитаций, поскольку последние легко поддаются действию напильника. Особенно полезно такое испытание в случае алмаза, потому что он, будучи гораздо тверже любого другого драгоценного камня, оставляет на стекле царапину значительно более глубокую, чем это можно сделать рубином или сапфиром.

Испытание на твердость нельзя рекомендовать для общего применения, так как существует очевидный риск повредить камень. Если камень заключен в оправу, желательно его вынуть оттуда и провести испытание па ободке камня, поскольку поцарапанное место можно в этом случае полностью закрыть, снова вставив камень в оправу. Все пятнышки надо стереть, чтобы убедиться, что они не связаны с попаданием порошка абразива, так как, если два вещества имеют примерно одинаковую твердость, часто возникает путаница. Если по той или иной причине требуется определить твердость граненого камня, лучше попытаться поцарапать углом этого камня какую-нибудь пластинку, а не царапать камень острием, поскольку в первом случае опасность повредить камень менее вероятна. Для удобства испытания минералов на твердость применяют так называемые эталонные острия, в которых кусочки материала с известной твердостью вставлены в небольшие держатели; по указанным уже причинам применять их для граненых камней чрезвычайно нежелательно, а если это неизбежно, то надо проявлять величайшую осторожность.


просмотров: 5155
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Herb

$6.60
End Date: Sunday Mar-25-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $6.60
|
Bead Smith Tarnish Resistant Craft Wire Gold/Silver/Copper 16-28 gauge

$6.62
End Date: Tuesday Feb-27-2018 5:12:41 PST
Buy It Now for only: $6.62
|
Portable 200g x 0.01g Mini Digital Scale Jewelry Pocket Balance Weight Gram LCD

$6.65
End Date: Sunday Mar-25-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $6.65
|
Bead Smith Tarnish Resistant Craft Wire Gold/Silver/Copper 16-28 gauge

$7.40
End Date: Sunday Mar-25-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $7.40
|

SLENDER BREAKFAST COLLECTION- Now only $63

Start: 07 Nov 2017 | End: 07 Apr 2018

Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Величайшие сокровища мира
Величайшие сокровища мира
На страницах этого богатого иллюстрированного издания представлены величайшие произведения ювелирного искусства всех времен и народов....

Цена:
749 руб

Искусство Картье
Искусство Картье
Настоящее издание представляет собой каталог выставки искусства дома Картье, проходившей в 1992 году в Государственном Эрмитаже.
Творчество Картье определяет стиль и моду в современном ювелирном искусстве. Выставка ретроспективна, и это дает возможность познакомиться с путями его развития, исканиями, обретением своего стиля.
Изделия Картье нельзя спутать с тем, что создают другие мировые ювелирные фирмы. Многие изделия Картье не просто украшения, а подлинные произведения искусства, поражающие богатством фантазии, изысканностью композиций, утонченностью вкуса. Картье использует в своих произведениях обычно весь набор драгоценных камней и делает это с удивительным тактом и умением высветить всю поразительную их красоту. Великолепные фотоиллюстрации позволяют убедиться в этом....

Цена:
889 руб

Валерио Фачченда Справочник по финишной обработке в производстве ювелирных изделий из золота (на спирали) Handbook on Finishing in Gold Jewellery Manufacture
Справочник по финишной обработке в производстве ювелирных изделий из золота (на спирали)
Настоящий справочник является частью серии технических руководств и справочников по технологии производства золотых украшений, выпускаемой Всемирным Золотым Советом (ВЗС). Эти книги, наряду с журналом "Технология золота" (Gold Technology), ориентированным на технологию производства украшений, служат поддержкой нашим обучающим программам в данной области, в частности, технических семинаров, мастер-классов и региональных технических симпозиумов. Ключевой аспект здесь - не просто дать указания и ознакомить с передовой практикой, но и подкрепить эти сведения лежащими в их основе технологией и научной информацией, образующими основу современной ювелирной промышленности. Основной упор сделан на технологию, а не на индивидуальное мастерство, как бы оно ни было важно в традиционном производстве украшений. Возможно, вы и не поймете все технологические тонкости, но вы, несомненно, оцените тот факт, что эти указания и лучшие приемы работы имеют под собой солидную основу, которая дает возможность найти пути решения конкретных задач финишной отделки.

Формат: 21 см х 30 см....

Цена:
679 руб

Сокровища Алмазного фонда СССР. Каталог выставки
Сокровища Алмазного фонда СССР. Каталог выставки
Книга представляет собой иллюстрированный каталог выставки "Сокровища Алмазного фонда СССР".
Алмазный фонд СССР является собранием уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность. Выставка знакомит с характером и многообразием этого редчайшего собрания драгоценностей....

Цена:
284 руб

Сокровища Алмазного фонда СССР
Сокровища Алмазного фонда СССР
Алмазный Фонд СССР — одно из самых значительных в мире собраний уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность.
Выставка Алмазного фонда СССР, организованная к 50-летию Советской власти, показывает некоторые, наиболее примечательные в историческом и художественном отношении предметы, отражающие характер и многообразие этого редчайшего собрания....

Цена:
589 руб

 Аукцион №2. Декоративно-прикладное искусство XVIII-XX веков и предметы Фаберже. Каталог
Аукцион №2. Декоративно-прикладное искусство XVIII-XX веков и предметы Фаберже. Каталог
Представляем вам коллекцию второго аукциона русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и предметов Фаберже аукционного дома "Кабинет"....

Цена:
1459 руб

Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI - XIX вв.
Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI - XIX вв.
Предлагаемая работа является едва ли не первой и единственной попыткой соединить в одном исследовании историю возникновения и организации золотого и серебряного дела в России, характеристику его художественных центров, его мастеров, сочетая это с анализом эволюции форм, характером технологии и зависимостью всего этого от общеисторических условий. Автору удается в свободной поэтической форме охарактеризовать образную сторону произведений, декоративные возможности различных видов обработки металлов, проследить эволюцию форм и их бытование в разные эпохи и в разных материалах. Главная ценность работы и ее значение заключаются в характеристике и выявлении центров русского ювелирного искусства....

Цена:
3589 руб

Г. И. Зуев Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
444 руб

Русское серебро XIV- начала ХХ века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Русское серебро XIV- начала ХХ века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Альбом о русском художественном серебре, подготовленный коллективом научных сотрудников Государственных музеев Московского Кремля, представляет большой научный интерес: в нем воспроизведены ранее не публиковавшиеся произведения из фондов всемирно известной сокровищницы прикладного искусства - Оружейной палаты, ризниц кремлевских соборов и церквей и из других древлехранилищ русских монастырей и городов. До сих пор широко публиковались лишь уникальные изделия, составляющие основное собрание Оружейной палаты, и оставались неизвестными произведения, хранящиеся в фондах музеев Кремля. Между тем по этим работам можно проследить основные направления развития русского серебряного дела от XIV до начала XX века и порою найти среди них уникальные образцы....

Цена:
1939 руб

Античные камеи
Античные камеи
Собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире: в настоящем каталоге опубликовано пятьсот рельефных гемм, из них лишь небольшая часть - камеи из стекла. В основу расположения материала положен хронологический принцип. В каждом из четырех основных разделов (периоды раннего и позднего эллинизма, ранней и поздней империи) камеи даны в соответствии с сюжетным делением: портреты, символы и надписи. В два дополнительных раздела выделены (по технологическому принципу) камеи из стекла и миниатюрные скульптуры из цветного камня....

Цена:
649 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика