Ювелирное дело
Твердость камня. Шкала Мооса
ТВЕРДОСТЬ КАМНЯ. ШКАЛА МООСА

 

Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом; твердость представляет собой меру связности атомной структуры вещества. Каждый обладатель алмазного перстня знает, что алмаз легко царапает оконное стекло. Если мы станем пробовать другие драгоценные камни, то обнаружится, что и они царапают стекло, но не так легко, а если продолжать этот эксперимент, мы установим, что топаз царапает оконное стекло, но на самом топазе оставляет царапины корунд, который в свою очередь поддается всесильному алмазу. Следовательно, существуют значительные различия в способности драгоценных камней противостоять износу, абразии, т. е. камни, как обычно говорят, различаются по твердости. Чтобы упростить способ выражения этого свойства, минералог Фридрих Моос разработал в начале прошлого века следующую условную шкалу, которая широко употребляется до сих пор:

Шкала твердости (шкала Мооса)

1. Тальк.
2. Гипс.
3. Кальцит.
4. Флюорит.
5. Апатит.
6. Полевой шпат.
7. Кварц.
8. Топаз.
9. Корунд.
10. Алмаз.

Для практических целей полезно запомнить, что ноготь оставляет царапину на гипсе и более мягких веществах и что обычное оконное стекло немного мягче полевого шпата, тогда как стальное лезвие ножа немного тверже полевого шпата, приближаясь по твердости к кварцу, и легко царапает стекло. Поскольку различные виды драгоценных камней имеют по меньшей мере такую же твердость, как и кварц, их легко отличить от внешне на них похожих мягких стеклянных изделий с помощью напильника; до того как ввели в употребление рефрактометр, это был практически единственный в ювелирном деле способ проверки граненых камней.

Говоря, что камень имеет твердость 7, мы подразумеваем, что он не царапает кварц, а кварц не царапает его. Номер по шкале твердости указывает только на порядок в распределении по твердости, но не имеет какого-либо количественного значения. Это важно учитывать, так как здесь часто допускают ошибку. Нельзя, например, считать, что алмаз (10) вдвое тверже апатита (5) или что твердость топаза и шпинели (8) составляет 80% твердости алмаза. В действительности интервал между алмазом и корундом гораздо больше, чем между корундом и тальком - самым мягким из минералов. Промежуточные степени твердости выражаются в виде дробей. Так, число 8 1/2, относящееся к хризобериллу, означает, что он царапает топаз примерно так же, как сам царапается корундом. Гранат пироп несколько тверже кварца (7) и несколько мягче берилла (7 1/2), поэтому его твердость обозначается как 7 1/4.

Вследствие особенностей правильной атомной структуры, характерной для всех кристаллических веществ, твердость одного и того же камня может быть различной в разных направлениях. Большим различием твердости в разных направлениях среди других минералов выделяется кианит: твердость изменяется у него от 5 до 7, и в одних направлениях образец царапается ножом, а в других нет. Однако для большинства веществ этот интервал настолько мал, что обычными способами обнаружить различие не удается.

Ювелиры установили, что образцы одних и тех же минералов, полученные из разных мест, отличаются друг от друга по сложности процесса огранки и полировки. Так, об алмазах с Калимантана п из Нового Южного Уэльса говорят, что они существенно тверже алмазов из Южной Африки и из других мест и что при их огранке возникают известные трудности. Установлено также, что цейлонские сапфиры тверже, чем рубины, а кашмирские сапфиры - мягче. Хотя твердость, как и другие физические характеристики, может меняться от кристалла к кристаллу даже одного и того же минерального вида (благодаря изменению химического состава вследствие изоморфного замещения одного элемента другим), это не объясняет различий, обнаруженных ювелирами. Здесь накладывается другое свойство, которое можно назвать прочностью, или вязкостью. Оно возникает в результате двойникования, которое иногда имеет полисинтетический характер, и в результате других нарушений непрерывности внутренней структуры. Двойникование в алмазе, которое часто трудно распознать, может служить причиной того, что для огранки разных камней требуется затратить разный объем работы. Такое же объяснение пригодно для случая рубина и сапфира.

Для измерения твердости минералов делались попытки применить различные методы, основанные на сопротивлении камней царапанию, истиранию, сверлению, прокалыванию и деформации поверхности. Главная особенность этих попыток - очень плохое совпадение результатов. Очевидный вывод состоит в том, что результаты разных методов несопоставимы и что сцепление в минералах является чрезвычайно сложным свойством.

Хотя установление твердости мало помогает при определении драгоценного камня, сама эта характеристика очень важна для камня в украшениях, поскольку именно от твердости зависит долговечность его полировки и блеска. Обычная пыль - это в основ-ком мельчайшие частицы кварца, поэтому твердость драгоценного камня должна быть не меньше 7. Стеклянные пасты имеют твердость только немного выше 5, и поэтому, как показывает опыт, их полировка выдерживает всего несколько недель постоянной носки, не говоря уже о разрушительном действии на их поверхность вредных примесей в воздухе.

Испытание на твердость вполне подходит для того, чтобы отличить кварц и более твердые драгоценные камни от их стеклянных имитаций, поскольку последние легко поддаются действию напильника. Особенно полезно такое испытание в случае алмаза, потому что он, будучи гораздо тверже любого другого драгоценного камня, оставляет на стекле царапину значительно более глубокую, чем это можно сделать рубином или сапфиром.

Испытание на твердость нельзя рекомендовать для общего применения, так как существует очевидный риск повредить камень. Если камень заключен в оправу, желательно его вынуть оттуда и провести испытание па ободке камня, поскольку поцарапанное место можно в этом случае полностью закрыть, снова вставив камень в оправу. Все пятнышки надо стереть, чтобы убедиться, что они не связаны с попаданием порошка абразива, так как, если два вещества имеют примерно одинаковую твердость, часто возникает путаница. Если по той или иной причине требуется определить твердость граненого камня, лучше попытаться поцарапать углом этого камня какую-нибудь пластинку, а не царапать камень острием, поскольку в первом случае опасность повредить камень менее вероятна. Для удобства испытания минералов на твердость применяют так называемые эталонные острия, в которых кусочки материала с известной твердостью вставлены в небольшие держатели; по указанным уже причинам применять их для граненых камней чрезвычайно нежелательно, а если это неизбежно, то надо проявлять величайшую осторожность.


просмотров: 6167
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Digital Scale 3000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Size Herb Grain

$6.55
End Date: Thursday Mar-28-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.55
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.80
End Date: Thursday Mar-28-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.80
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.60
End Date: Thursday Mar-28-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.60
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.55
End Date: Thursday Mar-28-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.55
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Л. К. Кузнецова Петербургские ювелиры ХIХ- начала ХХ в. Династии знаменитых мастеров императорской России
Петербургские ювелиры ХIХ- начала ХХ в. Династии знаменитых мастеров императорской России
Книга "Петербургские ювелиры XIX - начала ХХ в." - последняя часть трилогии о мастерах ювелирного дела, написанной знатоком и исследователем этого прекрасного вида искусства, научным сотрудником Эрмитажа, кандидатом искусствоведения Лилией Константиновной Кузнецовой....

Цена:
644 руб

Калли Олдершоу, Кристин Вудворд, Роджер Хардинг Драгоценные камни Gemstones
Драгоценные камни
На протяжении тысячелетий драгоценные камни восхищают и очаровывают. В этой книге вы познакомитесь со всеми видами драгоценных камней, узнаете об их красоте, редкости и прочности. Вы поймете, как образуются драгоценные камни, где их находят и как добывают, как отличить подлинные камни от фальшивых. Здесь также представлена информация о различных видах огранки, старинных и современных ювелирных изделиях с драгоценными камнями. Издание, иллюстрированное красочными фотографиями, откроет вам дверь в прекрасный и волшебный мир драгоценных камней....

Цена:
208 руб

В. И. Куманин, В. Б. Лившиц Материалы для ювелирных изделий
Материалы для ювелирных изделий
Рассмотрены основные металлические материалы, которые применяются в ювелирной технике, их структура и свойства. Подробно изложены литейные свойства сплавов и приведены особенности плавки драгоценных металлов и сплавов. Описаны драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, используемые в ювелирном деле. Приведены примеры уникальных ювелирных изделий, изготовленных мастерами XVI-XVII веков и изделия современных российских мастеров.

Книга будет полезна преподавателям, бакалаврам, магистрам и аспирантам, а так же учащимся колледжей и читателям, которые желают выбрать материал для изготовления ювелирных изделий в небольших частных мастерских....

Цена:
52 руб

И. Ю. Перфильева Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000-е годы
Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000-е годы
Книга посвящена русскому ювелирному искусству ХХ века. Автор прослеживает эволюцию этого вида пластических искусств сквозь призму общеевропейских художественно-стилистических тенденций прошлого века. В книге освещаются проблемы становления и развития авторского направления в ювелирном деле России в советский и постсоветский периоды. Книга предназначена для художников, искусствоведов, студентов художественных вузов и колледжей, а также любителей искусства....

Цена:
820 руб

Слезы Гелиад / The tears of the Heliads
Слезы Гелиад / The tears of the Heliads
Альбом на русском и английском языках.
Янтарь - окаменевшая смола - встречается во многих странах, но в Прибалтике сосредоточено 95 процентов мировых запасов янтаря. Прибалтийский янтарь считается лучшим в мире. Его возраст от 35 до 140 миллионов лет. А чем камень старше, тем он красивее и дороже.

Альбом "Слезы Гелиад" рассказывает об истории этого солнечного камня, представляет лучшие янтарные изделия из музеев Паланги и Калининграда, Меньшиковского и Павловского дворцов, Эрмитажа и Оружейной палаты, изделия современных мастеров, многие образцы янтаря с инклюзами - вкраплениями древнейших насекомых и растений.
В альбоме собраны стихи и гравюры о янтаре от древнейших времен до наших дней.
Книга расскажет, как добывается и обрабатывается янтарь, а завершается альбом рассказом о восстановлении знаменитой Янтарной палаты.
Составление и художественное оформление С.С.Верховского, автор текста С.Ф.Ахметов....

Цена:
186 руб

Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса Collection Thyssen-Bornemisza Electa International
Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса
Издание 1986 года. Сохранность отличная.
Издание на русском и английском языках.
Настоящая выставка предоставляет посетителю возможность видеть золотые и серебряные изделия из коллекции барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы.
В альбом вошла 121 фото-иллюстрация ювелирных изделий, в основном из бывших царских коллекций.
Предисловие Ганса Генриха Тиссена-Борнеммисы.
Введение Анны Сомерс Кокс....

Цена:
340 руб

Техника медальерного искусства
Техника медальерного искусства
Издание 1983 года. Сохранность отличная.
Автор прослеживает краткую историю развития художественных медалей от античного времени до наших дней.
В пособии приводятся многочисленные образцы медалей.
В книгу включен раздел по современному медальерному искусству.
Для учащихся высших художественных учебных заведений....

Цена:
229 руб

 Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
На выставке Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды, охватывающей значительный хронологический период с VIII в. до н.э. по III в. н.э., впервые представлены как хорошо известные шедевры ювелирного искусства древних фракийцев, так и новые находки, получившие свое второе рождение благодаря деятельности государственных и частных музеев и фондов. Выставка подводит итог кропотливой работе ученых Болгарии и России по изучению различных аспектов истории Древней Фракии и Северного Причерноморья. Организаторами и участниками этого крупного международного проекта выступили, помимо Государственного исторического музея, семь государственных и частных музеев Болгарии, предоставивших свои великолепные экспонаты для показа в Москве.

Издание адресовано историкам, археологам, искусствоведам, а также всем посетителям музея, интересующимся историей Древней Фракии....

Цена:
3463 руб

Jewelry International III
Jewelry International III
Jewelry International III...

Цена:
3398 руб

The Faberge: His Masters and Artisans
The Faberge: His Masters and Artisans
Few artists are as well-known as Carl Faberge (1846-1920) his name alone conjures up images of his brilliantly ornate egg artworks. Wherever his works are shown, whether at exhibitions or in auction rooms, they delight and awe viewers. ? This book tells the story of Faberge and his work as jeweler to the Russian imperial court'but it goes beyond that. To make his incredibly ornate creations, Faberge required support'lots of it. Without countless other people working behind the scenes, including designers, master goldsmiths, and silversmiths, Faberg'ea cute's business could not have flourished. Faberge: His Masters and Artisans lifts these craftsmen into the limelight, not only because their work deserves our attention, but because the captivating stories of their lives and careers add appreciably to what is known of the working processes at Faberge studio. Ulla Tillander-Godenhielm also explores jewelry manufacturing methods, touches on the company's well known and influential customers, and, of course, showcases Faberge's very recognizable style and creativity. The book offers much that will be new even to well-read aficionados, interweaving images of the works with reminiscences, letters, and personal photographs. No fan of Faberge should miss it....

Цена:
3699 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика