Ювелирное дело
Твердость камня. Шкала Мооса
ТВЕРДОСТЬ КАМНЯ. ШКАЛА МООСА

 

Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом; твердость представляет собой меру связности атомной структуры вещества. Каждый обладатель алмазного перстня знает, что алмаз легко царапает оконное стекло. Если мы станем пробовать другие драгоценные камни, то обнаружится, что и они царапают стекло, но не так легко, а если продолжать этот эксперимент, мы установим, что топаз царапает оконное стекло, но на самом топазе оставляет царапины корунд, который в свою очередь поддается всесильному алмазу. Следовательно, существуют значительные различия в способности драгоценных камней противостоять износу, абразии, т. е. камни, как обычно говорят, различаются по твердости. Чтобы упростить способ выражения этого свойства, минералог Фридрих Моос разработал в начале прошлого века следующую условную шкалу, которая широко употребляется до сих пор:

Шкала твердости (шкала Мооса)

1. Тальк.
2. Гипс.
3. Кальцит.
4. Флюорит.
5. Апатит.
6. Полевой шпат.
7. Кварц.
8. Топаз.
9. Корунд.
10. Алмаз.

Для практических целей полезно запомнить, что ноготь оставляет царапину на гипсе и более мягких веществах и что обычное оконное стекло немного мягче полевого шпата, тогда как стальное лезвие ножа немного тверже полевого шпата, приближаясь по твердости к кварцу, и легко царапает стекло. Поскольку различные виды драгоценных камней имеют по меньшей мере такую же твердость, как и кварц, их легко отличить от внешне на них похожих мягких стеклянных изделий с помощью напильника; до того как ввели в употребление рефрактометр, это был практически единственный в ювелирном деле способ проверки граненых камней.

Говоря, что камень имеет твердость 7, мы подразумеваем, что он не царапает кварц, а кварц не царапает его. Номер по шкале твердости указывает только на порядок в распределении по твердости, но не имеет какого-либо количественного значения. Это важно учитывать, так как здесь часто допускают ошибку. Нельзя, например, считать, что алмаз (10) вдвое тверже апатита (5) или что твердость топаза и шпинели (8) составляет 80% твердости алмаза. В действительности интервал между алмазом и корундом гораздо больше, чем между корундом и тальком - самым мягким из минералов. Промежуточные степени твердости выражаются в виде дробей. Так, число 8 1/2, относящееся к хризобериллу, означает, что он царапает топаз примерно так же, как сам царапается корундом. Гранат пироп несколько тверже кварца (7) и несколько мягче берилла (7 1/2), поэтому его твердость обозначается как 7 1/4.

Вследствие особенностей правильной атомной структуры, характерной для всех кристаллических веществ, твердость одного и того же камня может быть различной в разных направлениях. Большим различием твердости в разных направлениях среди других минералов выделяется кианит: твердость изменяется у него от 5 до 7, и в одних направлениях образец царапается ножом, а в других нет. Однако для большинства веществ этот интервал настолько мал, что обычными способами обнаружить различие не удается.

Ювелиры установили, что образцы одних и тех же минералов, полученные из разных мест, отличаются друг от друга по сложности процесса огранки и полировки. Так, об алмазах с Калимантана п из Нового Южного Уэльса говорят, что они существенно тверже алмазов из Южной Африки и из других мест и что при их огранке возникают известные трудности. Установлено также, что цейлонские сапфиры тверже, чем рубины, а кашмирские сапфиры - мягче. Хотя твердость, как и другие физические характеристики, может меняться от кристалла к кристаллу даже одного и того же минерального вида (благодаря изменению химического состава вследствие изоморфного замещения одного элемента другим), это не объясняет различий, обнаруженных ювелирами. Здесь накладывается другое свойство, которое можно назвать прочностью, или вязкостью. Оно возникает в результате двойникования, которое иногда имеет полисинтетический характер, и в результате других нарушений непрерывности внутренней структуры. Двойникование в алмазе, которое часто трудно распознать, может служить причиной того, что для огранки разных камней требуется затратить разный объем работы. Такое же объяснение пригодно для случая рубина и сапфира.

Для измерения твердости минералов делались попытки применить различные методы, основанные на сопротивлении камней царапанию, истиранию, сверлению, прокалыванию и деформации поверхности. Главная особенность этих попыток - очень плохое совпадение результатов. Очевидный вывод состоит в том, что результаты разных методов несопоставимы и что сцепление в минералах является чрезвычайно сложным свойством.

Хотя установление твердости мало помогает при определении драгоценного камня, сама эта характеристика очень важна для камня в украшениях, поскольку именно от твердости зависит долговечность его полировки и блеска. Обычная пыль - это в основ-ком мельчайшие частицы кварца, поэтому твердость драгоценного камня должна быть не меньше 7. Стеклянные пасты имеют твердость только немного выше 5, и поэтому, как показывает опыт, их полировка выдерживает всего несколько недель постоянной носки, не говоря уже о разрушительном действии на их поверхность вредных примесей в воздухе.

Испытание на твердость вполне подходит для того, чтобы отличить кварц и более твердые драгоценные камни от их стеклянных имитаций, поскольку последние легко поддаются действию напильника. Особенно полезно такое испытание в случае алмаза, потому что он, будучи гораздо тверже любого другого драгоценного камня, оставляет на стекле царапину значительно более глубокую, чем это можно сделать рубином или сапфиром.

Испытание на твердость нельзя рекомендовать для общего применения, так как существует очевидный риск повредить камень. Если камень заключен в оправу, желательно его вынуть оттуда и провести испытание па ободке камня, поскольку поцарапанное место можно в этом случае полностью закрыть, снова вставив камень в оправу. Все пятнышки надо стереть, чтобы убедиться, что они не связаны с попаданием порошка абразива, так как, если два вещества имеют примерно одинаковую твердость, часто возникает путаница. Если по той или иной причине требуется определить твердость граненого камня, лучше попытаться поцарапать углом этого камня какую-нибудь пластинку, а не царапать камень острием, поскольку в первом случае опасность повредить камень менее вероятна. Для удобства испытания минералов на твердость применяют так называемые эталонные острия, в которых кусочки материала с известной твердостью вставлены в небольшие держатели; по указанным уже причинам применять их для граненых камней чрезвычайно нежелательно, а если это неизбежно, то надо проявлять величайшую осторожность.


просмотров: 5667
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jewelry Cleaning Polishing Cloth Silver Gold Brass Restore Shine Multipule Layer

$4.57
End Date: Monday Aug-20-2018 9:23:56 PDT
Buy It Now for only: $4.57
|
60X Magnifying Loupe Jewelry Jewelers Pocket Magnifier Loop Eye Coins Led Light

$33.49
End Date: Thursday Aug-30-2018 17:10:49 PDT
Buy It Now for only: $33.49
|
16X Swing Arm Mount Magnifier Desk Table Clamp Lamp Light Magnifying Glass Len

$6.95
End Date: Friday Sep-7-2018 22:00:57 PDT
Buy It Now for only: $6.95
|
40X Magnifying Magnifier Glass Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop 2 LED Light US

$7.99
End Date: Saturday Sep-8-2018 13:43:29 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Русское золото XIV- начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Русское золото XIV- начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля
Настоящий альбом - первая публикация лучших русских и художественных золотых изделий из фондов Музеев Кремля.
Вошедшие в альбом древние изделия XIV - XVII веков свидетельствуют о вдохновленной одаренности мастеров золотого дела, об их вкусах, представлениях и мечтах об "украсно украшенной" и счастливой Родине.
Произведения XVIII - начала XX столетий позволяют проследить национальное своеобразие стилистических изменений от барокко и рококо до модерна в русском ювелирном искусстве.

Авторы-составители С.Я.Коварская, И.Д.Костина, Е.В.Шакурова....

Цена:
899 руб

Русское художественное серебро XVII-начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро XVII-начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро в Государственном Эрмитаже занимает одно из первых мест среди подобных коллекций музеев России. Исторический охват эрмитажного собрания простирается от XVII до начала XX века.
Здесь собрано множество самых разнообразных предметов, начиная с такого уникального грандиозного памятника, как гробница Александра невского, и кончая канделябрами, табакерками, стопами, ковшами, мисками, пуговицами, перстнями, серьгам и т. д.
Альбом дает яркую картину развития и смены художественных стилей, совершенствования и разнообразия технических приемов обработки серебра на протяжении более двухсот лет. В нем представлено около четырехсот предметов самого разнообразного назначения, от высокохудожественных произведений до мелких бытовых изделий, что позволяет всесторонне ознакомиться с историей серебряного дела в России....

Цена:
1749 руб

Слезы Гелиад / The tears of the Heliads
Слезы Гелиад / The tears of the Heliads
Альбом на русском и английском языках.
Янтарь - окаменевшая смола - встречается во многих странах, но в Прибалтике сосредоточено 95 процентов мировых запасов янтаря. Прибалтийский янтарь считается лучшим в мире. Его возраст от 35 до 140 миллионов лет. А чем камень старше, тем он красивее и дороже.

Альбом "Слезы Гелиад" рассказывает об истории этого солнечного камня, представляет лучшие янтарные изделия из музеев Паланги и Калининграда, Меньшиковского и Павловского дворцов, Эрмитажа и Оружейной палаты, изделия современных мастеров, многие образцы янтаря с инклюзами - вкраплениями древнейших насекомых и растений.
В альбоме собраны стихи и гравюры о янтаре от древнейших времен до наших дней.
Книга расскажет, как добывается и обрабатывается янтарь, а завершается альбом рассказом о восстановлении знаменитой Янтарной палаты.
Составление и художественное оформление С.С.Верховского, автор текста С.Ф.Ахметов....

Цена:
289 руб

Древнее золото Orfevrerie ancienne. De la collection du Musee des tresors historigues d`Ukraine
Древнее золото
В предлагаемой книге публикуются художественные произведения безымянных древних мастеров, хранящихся в Музее исторических драгоценностей УССР. В ней представлены шедевры ювелирного искусства греческих и скифских мастеров, ремесленников раннего средневековья и произведения древнерусских художников по золоту и серебру.
Автор вступительной статьи и составитель альбома И.В.Бондарь....

Цена:
1330 руб

Художественный металл Древней Руси
Художественный металл Древней Руси
Издание 1985 года. Сохранность хорошая.
В книге Г.Н. Бочарова "Художественный металл древней Руси. X-XIII вв." анализируется развитие стиля и техники этого интересного ремесла в крупнейших центрах древней Руси - в Киеве, Чернигове, Владимире, Рязани и Новгороде. Рассматриваются перегородчатые эмали, чеканный сосуды, великолепные сканные изделия. Уточняются в ряде случаев их хронология, назначение и место производства....

Цена:
579 руб

Технология ювелирного производства
Технология ювелирного производства
Книга представляет собой первое отечественное издание, комплексно освещающее вопросы современной технологии производства ювелирных изделий. В ней приведены теоретические и практические данные по всем основным процессам ювелирного производства - получению заготовок, огранке камней-самоцветов и стекла, монтировочным операциям и т.д.
Рассмотрены виды специального отечественного и зарубежного оборудования.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, специализирующихся в области ювелирного производства и художественной обработки металлов....

Цена:
969 руб

Геммологический словарь Dictionary of gemmology
Геммологический словарь
Приведены объяснения более 3 тысяч терминов, относящихся к природным и искусственным драгоценным и поделочным камням, а также к материалам, которые используются в ювелирном деле. Особое внимание уделено способам обработки драгоценных и поделочных камней и методам их диагностики. Приложен англо-русский словарь геммологических терминов.
Для геммологов, минералогов, кристаллографов, ювелиров и других специалистов....

Цена:
990 руб

Cartier: Innovation through the 20th Century
Cartier: Innovation through the 20th Century
Cartier epitomizes creativity and individuality in jewellery design.The 175 objects featured in this book exemplify Cartiers inimitable talent and represent milestones in twentieth-century design. Peerless archetypes of excellence that are important benchmarks in the history of world jewelery, they retain their beauty and relevance into the twenty-first century....

Цена:
1480 руб

Алмазы и их приключения
Алмазы и их приключения
Книга в общедоступной и живой форме рассказывает об удивительном камне - алмазе, самом твердом веществе на Земле. С незапамятных времен он вызывает у людей восхищение сказочной красотой. Алмаз - не только лучшее украшение, но и великий труженик. Из книгичитатель узнает о распространении алмазов в природе (в том числе, и во Вселенной), о пути выяснения его состава, исследованиях по искусственному получению; прочтет увлекательные истории об открытии алмазных месторождений, о небывалых приключениях знаменитых камней; ознакомится с многочисленными историями похищений алмазов и с их подделками, почерпнет много других интересных сведений....

Цена:
649 руб

Завод "Русские самоцветы"
Завод "Русские самоцветы"
Эта книга об одном из самых своеобразных заводов не только на Урале и даже не только в нашей стране. Огранка полудрагоценных камней и алмазов, создание удивительных изделий из цветного камня: яшмовых ваз, малахитовых шкатулок, монументальных изделий и сувениров - вот сфера его деятельности.
В нем объединены промышленное предприятие и художественная мастерская. Естественно возникновение камнерезного дела на Урале - в богатейшей кладовой яшм и мраморов, малахита и самоцветов, в промышленном рабочем крае.
Завод родился 250 лет назад - в июле 1726 года - как небольшая мастерская. Стал Екатеринбургской гранильной фабрикой. За годы Советской власти вырос в одно из передовых предприятий отрасли.
Высокое мастерство современных камнерезов и гранильщиков не пришло вдруг - в нем спрессован опыт поколений, оно по крупицам накапливалось веками. Сегодняшним мастерам камня нужно знать свое прошлое, опыт предшественников, их удачи и ошибки, их надежды и разочарования. История любого производственного коллектива - это не просто перечень достижений. Это часто противоречивый поиск, постоянные попытки решать все новые и новые проблемы. А потому к прошлому стоит обращаться не только для сравнения - у прошлого нужно уметь учиться, учиться как на удачах, так и на ошибках.
За четверть тысячелетия "Русские самоцветы" знали блестящие взлеты, испытали горечь упадка и заблуждений. Однако, несмотря на временные неудачи, завод остается крупнейшим мировым центром по художественной обработке камня. Изделия, созданные уральскими камнерезами и гранильщиками, широко известны не только в нашей стране. Их знают Париж и Лондон, Нью-Йорк и Токио. Они несут людям радость, рассказывают о богатстве подземных кладовых, о красоте и щедрости души "каменных дел мастеров"....

Цена:
649 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика