Ювелирное дело
Твердость камня. Шкала Мооса
ТВЕРДОСТЬ КАМНЯ. ШКАЛА МООСА

 

Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом; твердость представляет собой меру связности атомной структуры вещества. Каждый обладатель алмазного перстня знает, что алмаз легко царапает оконное стекло. Если мы станем пробовать другие драгоценные камни, то обнаружится, что и они царапают стекло, но не так легко, а если продолжать этот эксперимент, мы установим, что топаз царапает оконное стекло, но на самом топазе оставляет царапины корунд, который в свою очередь поддается всесильному алмазу. Следовательно, существуют значительные различия в способности драгоценных камней противостоять износу, абразии, т. е. камни, как обычно говорят, различаются по твердости. Чтобы упростить способ выражения этого свойства, минералог Фридрих Моос разработал в начале прошлого века следующую условную шкалу, которая широко употребляется до сих пор:

Шкала твердости (шкала Мооса)

1. Тальк.
2. Гипс.
3. Кальцит.
4. Флюорит.
5. Апатит.
6. Полевой шпат.
7. Кварц.
8. Топаз.
9. Корунд.
10. Алмаз.

Для практических целей полезно запомнить, что ноготь оставляет царапину на гипсе и более мягких веществах и что обычное оконное стекло немного мягче полевого шпата, тогда как стальное лезвие ножа немного тверже полевого шпата, приближаясь по твердости к кварцу, и легко царапает стекло. Поскольку различные виды драгоценных камней имеют по меньшей мере такую же твердость, как и кварц, их легко отличить от внешне на них похожих мягких стеклянных изделий с помощью напильника; до того как ввели в употребление рефрактометр, это был практически единственный в ювелирном деле способ проверки граненых камней.

Говоря, что камень имеет твердость 7, мы подразумеваем, что он не царапает кварц, а кварц не царапает его. Номер по шкале твердости указывает только на порядок в распределении по твердости, но не имеет какого-либо количественного значения. Это важно учитывать, так как здесь часто допускают ошибку. Нельзя, например, считать, что алмаз (10) вдвое тверже апатита (5) или что твердость топаза и шпинели (8) составляет 80% твердости алмаза. В действительности интервал между алмазом и корундом гораздо больше, чем между корундом и тальком - самым мягким из минералов. Промежуточные степени твердости выражаются в виде дробей. Так, число 8 1/2, относящееся к хризобериллу, означает, что он царапает топаз примерно так же, как сам царапается корундом. Гранат пироп несколько тверже кварца (7) и несколько мягче берилла (7 1/2), поэтому его твердость обозначается как 7 1/4.

Вследствие особенностей правильной атомной структуры, характерной для всех кристаллических веществ, твердость одного и того же камня может быть различной в разных направлениях. Большим различием твердости в разных направлениях среди других минералов выделяется кианит: твердость изменяется у него от 5 до 7, и в одних направлениях образец царапается ножом, а в других нет. Однако для большинства веществ этот интервал настолько мал, что обычными способами обнаружить различие не удается.

Ювелиры установили, что образцы одних и тех же минералов, полученные из разных мест, отличаются друг от друга по сложности процесса огранки и полировки. Так, об алмазах с Калимантана п из Нового Южного Уэльса говорят, что они существенно тверже алмазов из Южной Африки и из других мест и что при их огранке возникают известные трудности. Установлено также, что цейлонские сапфиры тверже, чем рубины, а кашмирские сапфиры - мягче. Хотя твердость, как и другие физические характеристики, может меняться от кристалла к кристаллу даже одного и того же минерального вида (благодаря изменению химического состава вследствие изоморфного замещения одного элемента другим), это не объясняет различий, обнаруженных ювелирами. Здесь накладывается другое свойство, которое можно назвать прочностью, или вязкостью. Оно возникает в результате двойникования, которое иногда имеет полисинтетический характер, и в результате других нарушений непрерывности внутренней структуры. Двойникование в алмазе, которое часто трудно распознать, может служить причиной того, что для огранки разных камней требуется затратить разный объем работы. Такое же объяснение пригодно для случая рубина и сапфира.

Для измерения твердости минералов делались попытки применить различные методы, основанные на сопротивлении камней царапанию, истиранию, сверлению, прокалыванию и деформации поверхности. Главная особенность этих попыток - очень плохое совпадение результатов. Очевидный вывод состоит в том, что результаты разных методов несопоставимы и что сцепление в минералах является чрезвычайно сложным свойством.

Хотя установление твердости мало помогает при определении драгоценного камня, сама эта характеристика очень важна для камня в украшениях, поскольку именно от твердости зависит долговечность его полировки и блеска. Обычная пыль - это в основ-ком мельчайшие частицы кварца, поэтому твердость драгоценного камня должна быть не меньше 7. Стеклянные пасты имеют твердость только немного выше 5, и поэтому, как показывает опыт, их полировка выдерживает всего несколько недель постоянной носки, не говоря уже о разрушительном действии на их поверхность вредных примесей в воздухе.

Испытание на твердость вполне подходит для того, чтобы отличить кварц и более твердые драгоценные камни от их стеклянных имитаций, поскольку последние легко поддаются действию напильника. Особенно полезно такое испытание в случае алмаза, потому что он, будучи гораздо тверже любого другого драгоценного камня, оставляет на стекле царапину значительно более глубокую, чем это можно сделать рубином или сапфиром.

Испытание на твердость нельзя рекомендовать для общего применения, так как существует очевидный риск повредить камень. Если камень заключен в оправу, желательно его вынуть оттуда и провести испытание па ободке камня, поскольку поцарапанное место можно в этом случае полностью закрыть, снова вставив камень в оправу. Все пятнышки надо стереть, чтобы убедиться, что они не связаны с попаданием порошка абразива, так как, если два вещества имеют примерно одинаковую твердость, часто возникает путаница. Если по той или иной причине требуется определить твердость граненого камня, лучше попытаться поцарапать углом этого камня какую-нибудь пластинку, а не царапать камень острием, поскольку в первом случае опасность повредить камень менее вероятна. Для удобства испытания минералов на твердость применяют так называемые эталонные острия, в которых кусочки материала с известной твердостью вставлены в небольшие держатели; по указанным уже причинам применять их для граненых камней чрезвычайно нежелательно, а если это неизбежно, то надо проявлять величайшую осторожность.


просмотров: 6053
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$5.25
End Date: Tuesday Jan-22-2019 14:45:51 PST
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$5.69
End Date: Wednesday Jan-23-2019 10:27:49 PST
Buy It Now for only: $5.69
|
Jewelry Cleaner Solution Safely Clean all Jewelry Gold Silver & Diamonds

$6.38
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $6.38
|
925 Sterling Silver ROUND Wire Coils 6" thru 20' Gauges 8 thru 30 Dead Soft USA

$5.97
End Date: Tuesday Jan-22-2019 18:27:23 PST
Buy It Now for only: $5.97
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Драгоценные камни
Драгоценные камни
Репринтное воспроизведение издания 1888 года....

Цена:
282 руб

Величайшие сокровища мира
Величайшие сокровища мира
На страницах этого богатого иллюстрированного издания представлены величайшие произведения ювелирного искусства всех времен и народов....

Цена:
689 руб

Оружие в цвете/Weapons in colour
Оружие в цвете/Weapons in colour
Издание 1994 года. Сохранность отличная.
Альбом на русском и английском языках.
Приступая к работе над альбомом, авторы ставили перед собой задачу методами художественной фотографии показать красоту такого специфического творения человеческих рук, как боевое и спортивное оружие.
В текстовую часть книги включены исторические обзоры развития оружия и характеристики его основных типов и классов. К каждому образцу, представленному в них, подготовлено краткое описание особенностей его конструкции и перечислены его основные тактико-технические и габаритно-массовые характеристики....

Цена:
579 руб

Художественный металл Древней Руси
Художественный металл Древней Руси
Издание 1985 года. Сохранность хорошая.
В книге Г.Н. Бочарова "Художественный металл древней Руси. X-XIII вв." анализируется развитие стиля и техники этого интересного ремесла в крупнейших центрах древней Руси - в Киеве, Чернигове, Владимире, Рязани и Новгороде. Рассматриваются перегородчатые эмали, чеканный сосуды, великолепные сканные изделия. Уточняются в ряде случаев их хронология, назначение и место производства....

Цена:
444 руб

Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
В альбоме анализируется развитие стиля и техники художественного металла на Урале XVIII - XIX вв. Рассматриваются чугунное литье, каслинское чугунное литье, художественная ковка, изделия из меди, гравировка на стали, роспись....

Цена:
1616 руб

Сокровища Алмазного фонда СССР. Каталог выставки
Сокровища Алмазного фонда СССР. Каталог выставки
Книга представляет собой иллюстрированный каталог выставки "Сокровища Алмазного фонда СССР".
Алмазный фонд СССР является собранием уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность. Выставка знакомит с характером и многообразием этого редчайшего собрания драгоценностей....

Цена:
649 руб

 Драгоценности
Драгоценности
Настоящая книга поистине уникальна - благодаря своему необычному оформлению в виде футляра, закрывающегося на магниты, она станет оригинальным и полезным подарком.
С древнейших времен ассортимент украшений богат: как красками из палитры художника, ими можно воссоздавать ритуал соперничества человека с неумолимым временем и его мечту о собственном идеальном образе. Сменялись религии, уходили в забвение "великие" завоевания, но этот набор из нескольких десятков украшений и предметов остался неизменным, и руки людей, особенно женщин, из любой эпохи, прикасаясь к ним, безошибочно определяют место и назначение каждой вещи......

Цена:
476 руб

Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
659 руб

Шедевры еврейского искусства (комплект из 3 книг)
Шедевры еврейского искусства (комплект из 3 книг)
Серия "Шедевры еврейского искусства" является первым шагом к возвращению еврейского культурного наследия нашим современникам. В альбомах серии вы познакомитесь со всеми основными видами традиционного еврейского искусства, с творчеством наиболее выдающихся еврейских художников-профессионалов, с отражением еврейской жизни в русском, украинском, белорусском, польском искусстве. К работе над серией привлекались лучшие из тех пока немногих исследователей, которые работают в нашей стране над этой тематикой. В подготовке к изданию альбомов они опирались на консультативную помощь израильских и американских ученых.
В первом томе серии представлены шедевры еврейского искусства, выполненные в бронзе.
Во втором томе серии представлены шедевры еврейского искусства, выполненные художниками Витебска, а именно Иегудой Пэном и его учениками.
В третьем томе серии представлены шедевры еврейского искусства, выполненные в серебре.
...

Цена:
2699 руб

Античные инталии в собрании Эрмитажа / Antique Intaglios in the Hermitage Collection
Античные инталии в собрании Эрмитажа / Antique Intaglios in the Hermitage Collection
Предлагаем вашему вниманию книгу "Античные инталии в собрании Эрмитажа". Издание на двух языках - русском и английском, содержит большой объем полезной информации и цветных фотографий и иллюстраций....

Цена:
519 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика