Ювелирное дело
Хризоберилл
ХРИЗОБЕРИЛЛ

 

Хризоберилл - драгоценный камень, который некогда пользовался огромной популярностью по причине того, что замутненные камни дают отличный эффект "кошачьего глаза". Его хамелеоноподобная разновидность - александрит также пользуется устойчивым, хотя и ограниченным спросом. Он редко применяется для изготовления обычных ювелирных изделий, хотя по своей высокой твердости вполне пригоден для этих целей. Если хризоберилл по составу точно соответствует своей химической формуле, он является чистым и бесцветным. Подобные примеры известны, но они исключительно редки. Такой хризоберилл не пользуется большим спросом, поскольку умеренное светопреломление и небольшая дисперсия не позволяют ему соперничать с алмазом, цирконом или даже белым сапфиром. Хризоберилл может обладать всеми оттенками зеленого цвета - от бледных желтоватых до коричневатых. Первоначально хризобериллом называли, вероятно, разновидное берилла, а название "хризолит" относилось к топазу. Название "цимофан" происходит относится к опалесцирующему хризоберилловому "кошачьему глазу".

По составу хризоберилл является бериллиево-алюминиевым окислом с формулой ВеАl2O4. Почти неизменно часть алюминия замещается окисным железом и хромом, а часть бериллия - закисным железом. Иногда присутствует титан. Различные оттенки окраски хризоберилла обусловлены исключительно этими второстепенными примесями. Наиболее обычный бледный желтовато-зеленый хризоберилл обязан своей окраской присутствию железа, а хром обусловливает зеленоватую окраску. Бериллий - довольно редкий элемент. Из других драгоценных камней его содержат берилл (который и дал название элементу) и несколько минералов, которые редко подвергаются огранке, таких, как фенакит, эвклаз, бериллонит и гамбергит.

Химическая формула хризоберилла похожа на химическую формулу шпинели, но в действительности структуры этих двух минералов совершенно различны, что обусловливает различную морфологию их кристаллов и различия других физических свойств.

Блеск хризоберилла стеклянный. В некоторых случаях кристаллы хризоберилла содержат многочисленные микроскопические канальцы или волокнистые включения, которые располагаются параллельно кристаллографической оси, соответствующей направлению наименьшего показателя преломления. Когда такой камень обработан в виде кабошона, так что перпендикуляр к округленной поверхности располагается под прямым углом к этим канальцам, становится различимой широкая полоска света, пересекающая искривленный верх камня. Это явление напоминает наблюдателю глаз кошки, и поэтому такие камни называют "кошачьим глазом". Поскольку канальцы в хризоберилле обычно полые, возникает опалесценция, которая отсутствует в кварцевом "кошачьем глазе".

Ювелирные разности хризоберилла обнаруживают весьма незначительные вариации плотности - от 3,70 до 3,73. Как и в случае светопреломления, низкое значение 3,70 соответствует почти чистому бесцветному материалу. По твердости хризоберилл занимает промежуточное положение между корундом и шпинелью (а также топазом); твердости" его 8 1/2 по шкале Мооса.

Хризоберилл обладает несколькими направлениями слабой спайности. Появление дефектов при обычном ношении украшений с хризобериллом маловероятно.

"Кошачий глаз" всегда обрабатывается в виде кабошона, но вообще хризобериллу придают ступенчатую или бриллиантовую огранку.

В коллекции Хоупа имеется огромный "кошачий глаз" почти полусферической формы диаметром около 37 мм, который обработан таким образом, что дает картину жертвенника, увенчанного факелом.

Бесцветный или желтый хризоберилл можно спутать с белым или желтым сапфиром. Исследование на рефрактометре позволяет легко их различить. Хризоберилл имеет меньшее светопреломление. Кроме того, тень, соответствующая меньшему показателю преломления, неподвижна в поле зрения прибора при вращении камня, поскольку средний показатель преломления близок к наименьшему, в то время как в случае корунда, имеющего отрицательный оптический знак, различимы две тени, из которых одна всегда неподвижна. Дополнительными признаками, позволяющими отличить хризоберилл, являются его более сильный дихроизм и меньшая плотность.

Хризоберилл и александрит синтезированы из расплава, но этот метод, по-видимому, не дает драгоценного материала. Так называемые синтетические александриты, появляющиеся в продаже, в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску.

Практически всё благородные хризобериллы извлекаются из аллювиальных отложений. Наиболее важным поставщиком желтоватых хризобериллов длительное время являлся богатый минералами район Мннас-Новас в бразильском штате Минас-Жерайс;
хризобериллы находили здесь обычно в виде галек вместе с другими драгоценными камнями - топазом, гранатом, турмалином, эвклазом и аметистом. Хризоберилл встречался также в бразильских штатах Сан-Пауло и Эспириту-Санту. Камни обычно малопрозрачны и замутнены. Цейлон превосходит Бразилию по обилию разнообразно окрашенных хризобериллов, которые встречаются в изобилующих драгоценными камнями галечниках, распространенных в южной части острова. Здесь найдены все виды обычных желтых хризобериллов и разновидности "кошачий глаз", но больше всего Цейлон славится характерными темными александритами. Русские александриты имеют более голубоватый оттенок и поэтому, по мнению некоторых ценителей, более привлекательны, но эти камни не такие крупные и не столь чистые. Цейлонские камни могут достигать веса 20 каратов.

Знаменитые хризобериллы

«Хризоберилл Хоуп»
Прекрасно ограненный хризоберилл, который однажды демонстрировался вместе с более известным синим алмазом из коллекции Хоупа и при ее распродаже был приобретен Британским музеем, экспонируется в Галерее минералов Британского музея естественной истории. Совершенно безупречный желтовато-зеленый камень весит 45 метрических каратов; вероятно, это самый прекрасный пример огранки хризобериллов такого типа.
Камень описан и изображен в каталоге коллекции, где приведен вес 175 гранов (56,7 метрического карата). (вероятно, это общий вес кольца, хризоберилла и окружающих его бриллиантов): «Самый восхитительный хризоберилл почти круглой формы, глубокого желтовато-зеленого оттенка, приближающегося к цвету перидота, имеющий прекраснейшую огранку, подобную бриллиантовой. Этот необычайной красоты драгоценный камень обладает самым сильным блеском и прозрачностью, в нем нет пятен и трещин; его чрезвычайно большие размеры и полное совершенство дают право назвать его единственным в своем роде экземпляром. Можно считать его одним из редчайших образцов цимофана; камни подобного веса, размера и совершенства в этом классе драгоценностей чрезвычайно редки. Хризоберилл вставлен в кольцо и окружен мелкими бриллиантами».


просмотров: 1807
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Herb Silver Coin Gram Pocket Gold

$9.49
End Date: Tuesday Jun-26-2018 8:42:55 PDT
Buy It Now for only: $9.49
|
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Herb

$61.89
End Date: Wednesday Jul-4-2018 1:21:36 PDT
Buy It Now for only: $61.89
|
Pro 2 in 1 Facial Steamer 5X Magnifying Lamp Hot Ozone Machine Spa Salon Beauty

$7.40
End Date: Saturday Jun-23-2018 10:02:34 PDT
Buy It Now for only: $7.40
|
Bead Smith Tarnish Resistant Craft Wire Gold/Silver/Copper 16-28 gauge

$7.99
End Date: Thursday Jun-21-2018 2:07:12 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Лилия Кузнецова Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало
Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало
Вы держите в руках вторую книгу ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Л.К.Кузнецовой из задуманного автором трехтомного издания, посвященного малоизученной до сегодняшнего дня области отечественной культуры - ювелирному искусству XVIII - начала XIX века.
Первая книга серии - "Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый..." - уже нашла достойное место на книжных полках. Помимо повествования о мастерах-ювелирах периода правления Александра I и об их драгоценных изделиях читатель найдет в книге занимательные детали взаимоотношений России с европейскими государствами после сокрушительного разгрома наполеоновской Франции, истории награждения императора Александра I высшими иностранными орденами и рассказ о них.

Книга написана удивительным языком, передающим атмосферу "дней Александровых". Она откроет для читателя много новых фактов, но и принесет радость от самого процесса чтения....

Цена:
449 руб

Камеи Петра Зальцмана / Piotr Salzman's kameos
Камеи Петра Зальцмана / Piotr Salzman's kameos
Издание 1990 года. Сохранность очень хорошая.
Альбом на русском и английском языках.
Предисловие академика Б.Б.Пиотровского, авторы вступительной статьи Ю.Каган и М.Каган....

Цена:
150 руб

Камни Урала. Малахит (комплект из 2 книг)
Камни Урала. Малахит (комплект из 2 книг)
Первый том издания посвящен малахиту - уникальному по красоте и изяществу камню.
"Великолепие, изумительная оконченность, с которыми обработан этот драгоценный материал" составляют вместе с тем неожиданное явление в истории искусства.
Очерк "Малахит через века" знакомит с основными вехами биографии малахита, рисует общую картину его истории. В аннотированном фотоочерке содержится информация о богатом разнообразии природных форм этого камня. В основу его легли уникальные коллекции ведущих минералогических музеев страны.
Фотоочерки "Секреты кружевного узора" и "Малахит - право на образ" рассказывают о выразительных возможностях камня, о природе его кружевного рисунка и таящихся в нем возможностях для резчика и мозаичиста, о малахите в художественной культуре. Для большей наглядности фотоочерки сопровождаются графическими схемами, отражающими данные по онтогении малахита, привлеченными в той мере, в какой они помогают понять секрет выразительности структуры и рисунка камня.
Изделиями, представленными в разделе "Парад малахита", книга обязана многим музеям страны. Великолепные иллюстрации позволяют увидеть неповторимую красоту камня.
Второй том "Малахит. Хроника. Документы. Комментарии" - историко-хроникальное приложение, где перечень событий по истории открытия и обработки уральского малахита сочетается с иллюстрациями, комментариями, выдержками из материалов, ставших библиографической редкостью. В книге три раздела: "Малахитовые кладовые", "Малахитное дело", "На Екатеринбургской гранильной". Все материалы здесь изложены по хронологическому принципу.
Альбом на русском и английском языках....

Цена:
1899 руб

Технология обработки алмазов в бриллианты
Технология обработки алмазов в бриллианты
Описана технология обработки алмазов в бриллианты; раскрыта физическая сущность процессов обработки алмазов; даны сведения о происхождении и добыче алмазов, освещены вопросы классификации алмазов и бриллиантов.
Четвертое издание (3-е - в 1982 г.) дополнено сведениями о современной классификации бриллиантов и совершенствовании технологии обработки алмазов.
Издание снабжено иллюстрациями....

Цена:
979 руб

Н. В. Жилина, Т. И. Макарова Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII веков. Художественные стили и ремесленные школы
Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII веков. Художественные стили и ремесленные школы
Книга посвящена выявлению соотношений внешних культурных воздействий и славяно-русских традиций в формировании древнерусского драгоценного убора. Анализируется процесс развития древнерусского ювелирного ремесла, его художественной и технологической сторон. Рассмотрены техники перегородчатой эмали, черни, филиграни....

Цена:
1439 руб

Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI - XIX вв.
Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI - XIX вв.
Предлагаемая работа является едва ли не первой и единственной попыткой соединить в одном исследовании историю возникновения и организации золотого и серебряного дела в России, характеристику его художественных центров, его мастеров, сочетая это с анализом эволюции форм, характером технологии и зависимостью всего этого от общеисторических условий. Автору удается в свободной поэтической форме охарактеризовать образную сторону произведений, декоративные возможности различных видов обработки металлов, проследить эволюцию форм и их бытование в разные эпохи и в разных материалах. Главная ценность работы и ее значение заключаются в характеристике и выявлении центров русского ювелирного искусства....

Цена:
3619 руб

Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро в Государственном Эрмитаже занимает одно из первых мест среди подобных коллекций музеев России. Исторический охват эрмитажного собрания простирается от XVII до начала XX века.
Здесь собрано множество самых разнообразных предметов, начиная с такого уникального грандиозного памятника, как гробница Александра невского, и кончая канделябрами, табакерками, стопами, ковшами, мисками, пуговицами, перстнями, серьгам и т.д.
Альбом дает яркую картину развития и смены художественных стилей, совершенствования и разнообразия технических приемов обработки серебра на протяжении более двухсот лет. В нем представлено около четырехсот предметов самого разнообразного назначения, от высокохудожественных произведений до мелких бытовых изделий, что позволяет всесторонне ознакомиться с историей серебряного дела в России....

Цена:
1639 руб

В. И. Куманин, В. Б. Лившиц Материалы для ювелирных изделий
Материалы для ювелирных изделий
Рассмотрены основные металлические материалы, которые применяются в ювелирной технике, их структура и свойства. Подробно изложены литейные свойства сплавов и приведены особенности плавки драгоценных металлов и сплавов. Описаны драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, используемые в ювелирном деле. Приведены примеры уникальных ювелирных изделий, изготовленных мастерами XVI-XVII веков и изделия современных российских мастеров.

Книга будет полезна преподавателям, бакалаврам, магистрам и аспирантам, а так же учащимся колледжей и читателям, которые желают выбрать материал для изготовления ювелирных изделий в небольших частных мастерских....

Цена:
52 руб

Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
659 руб

Литовское золото
Литовское золото
Янтарь, этот прекрасный самоцвет, в наши дни привлекает большое внимание своей своеобразной красотой и присущим ему особым, теплым очарованием.
Янтарные украшения во всем мире высоко ценятся, вызывают к себе интерес. Можно смело сказать, что этот, известный людям с древности, замечательный художественный материал в современности приобретает особенно сильное звучание, а его природные свойства воспринимаются исключительно ярко и полно.
С давних времен, перевоплощаясь в умелых руках художников в произведения искусства, янтарь был источником живой человеческой радости, высокого эстетического наслаждения.
А то, что прозрачная глубина янтаря сохраняет нетленными растения и насекомых древнейших периодов жизни Земли, постоянно привлекало ученых, стремившихся разгадать тайну его происхождения....

Цена:
76 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика