Ювелирное дело
Янтарь и его применение в искусстве
Янтарь и его применение в искусстве

А. Е. Фелькерзам

(Старые годы: Еженедельник для любителей искусства и старины. – СПб., 1912. – Ноябрь. – C. 3—15).

Янтарь? Неужели можно действительно говорить о применении его в искусстве? Невольно этот вопрос встаёт у каждого нашего современника, потому что самое понятие об янтаре слишком связано с воспоминаниями о бусах краснощёкой, дородной мамки, о дедовской трубке и о мундштуках щепетильных курильщиков. А всё-таки было время – или, вернее, во все времена, кроме нашего, этот материал встречал заслуженную оценку; пользовались его светящимися тонами, чтобы делать из него прелестные вещи и, часто в сочетании с другими материалами, создавать художественные предметы. Правда, хрупкость янтаря и некоторая непрочность его очень ограничивали область его применения в искусстве; с другой стороны, разноцветность его – от винно-красного до молочно-белого, – прозрачность, лёгкая полируемость, сравнительная твёрдость и строение, допускающее резьбу, точение, пиление, гравировку, казалось бы, предназначают янтарь для самого разностороннего использования. В доброе, старое время, когда художники-ремесленники исполняли изделия своих рук старательно и любовно, без излишней спешки и суеты, они находили возможность из него делать художественные вещи, несмотря на то, что он — наименее прочный и крепкий из подобных материалов. Нельзя отрицать прелесть хорошего куска янтаря для нашего глаза и осязания. Прикосновение к нему очень приятно и, несомненно, является одною из главных причин того, что он нам нравится. По виду он напоминает драгоценные камни — жёлтый топаз, гиацинт и другие, — и в то же время — мёд и смолу, а по ассоциации мыслей — запах леса и солнце, и в сильной степени способен внушать представление о природе, о благородной и простой её прелести. В былое время к этому присоединялось сознание некоторой редкости янтаря и отдалённости мест его нахождения. Как всё заморское, редкое, невиданное, янтарь был окружён тем ореолом таинственности, что легко возбуждает фантазию, создаёт суеверия и легенды, которые всё ещё не отжили своё время.

Янтарь — минерал из разряда смол. Цвет его восковой, медовый, жёлто-белый и доходит до бурого и тёмно-коричневого; только сицилианский бывает изумрудным, синеватым и фиолетовым. Прозрачность его тоже очень различна; есть куски совершенно опаковые, но встречаются совершенно ясные и чистые, как вода.

Находят его в кусках, часто имеющих очертания как бы вытекшей жидкости — как смола на деревьях, а иногда форму тупоугольную, круглую, шишковатую, сплющенную. При трении янтарь распространяет особенный запах и развивает электричество, выражая это свойство притяжением маленьких кусков бумаги, соломы и т. п., а при нагревании в масле делается мягким и гибким. Он горит сильно коптящим пламенем, а положенный на тлеющие уголья испускает одуряющие пары, но плавится только при температуре в 287 градусов.

Уже Аристотель считал янтарь за массу, выделенную деревьями, но лишь в 1795 г. немецкий учёный Бок доказал, что это древесная смола. Дальнейший шаг сделал Струве в 1811 г., выведя его происхождение от хвойных деревьев, и, наконец, Конвентц объяснил, что янтарь прусскаго "Sammland’а" произошёл от сосны Pinus succinifera, части которой часто бывают заключены в нём. Лес, породивший этот янтарь, стоял на почве, образовавшейся в меловом периоде и ныне находящейся отчасти под водою Балтийского моря. Животный и растительный миры этого леса походили, — как доказывают остатки, заключённые в янтаре, — на нынешние в Японии и южной части Северной Америки. Эти остатки очень подробно исследованы и установлено, что среди них встречается более 230 родов насекомых — мух, жуков, муравьёв и т. д.; из 75 ныне существующих видов одних жуков в янтаре находимо 49. Много тысячелетий отлагалась смола в этом лесу, оставалась в нём и затем стала окаменевать, когда прекратился доступ воздуха; деревья же погибли и разложились. Главные местонахождения янтаря – побережье Балтийского моря, прусский берег от Штральзунда до Мемеля, затем западный берег Дании и Шлезвиг-Гольштинии и берега Северного Ледовитого океана. От времени до времени встречался янтарь в Сибири, Камчатке, Финляндии, Португалии, Испании, Франции, Голландии, даже в Румынии и Галиции. Особенно красивый янтарь, яркой огненной окраски, находят в Сицилии, на Северном берегу Африки, и в Австрии (в Далмации, Зибенбюргене, Тироле, Моравии Богемии также в Венгрии). Кроме того, его добывают в Силезии и Польше, на морском берегу Курляндии и Лифляндии, вдали от моря, в Гановере, Мекленбурге, Саксонии, Бранденбурге, наконец, в Англии, Швеции и Австралии. Всё же, самый лучший янтарь выбрасывается Балтийским морем на прусских берегах. Песчаные берега восточной Пруссии, высотою в 40—65 футов являют три разных яруса, содержащих янтарь, но только в нижнем глауконитовом слое он встречается в большом количестве, залегая в песчано-глинистом прослое, носящем название голубой земли. Здесь его находят наряду с другими остатками давно прошедших времён – костями ящеров и акул, остатками деревьев, ракушек, морских крабов. Северо-западные штормы отрывают янтарь с морского дна и выбрасывают его, обыкновенно вместе с морской травой и водорослями, на берег. Часто количество добываемого таким путём янтаря очень велико: в 1862 г., после одной только бурной осенней ночи, в окрестностях Пальмникена в Самландии найдено 125 пудов янтаря.

По богатству смолой, вид сосен, выделявших янтарь можете сравниться с нынешней Dammara australis в Новой Зеландии. Стволы этих деревьев так покрыты потоками смолы, что она свисает с них подобно ледяным сосулькам. Среди пород янтаря находятся также янтаровидные ископаемые смолы, как, например, румынский симентит, и некоторые другие.

Раньше, чем перейти к способам добывания, обработки и применения янтаря, мы должны ещё остановиться на самом его названии. Греки называли этот продукт далёкого севера, ставший им рано знакомым благодаря торговле с Финикией — электрон. Так он упоминается у Гомера. Римляне называли его electrum и sucinum, но, по словам Плиния и Тацита, германский янтарь особо обозначали glesum. В этом обозначении есть родственность старогерманскому слову Glas. Стекло, появившееся на севере Европы в дохристианскую эпоху при торговле с югом (сперва в виде бус), переняло германское наименование янтаря, так как оно тоже было прозрачно и тоже употреблялось, в виде бус, для украшений. Слово это glesum, glas очевидно в связи с обозначением блеска — glast, glanst, Glanz. У древних янтарь применялся довольно редко и он не встречается в греческих могилах классического времени; в Италии же, к востоку от Апеннин, его находят в могилах этого периода. Лишь в последние годы римской республики янтарь постепенно завоёвывает себе место среди украшений и при отделке сосудов, а в императорское время он становится особенно ценимым. В классической древности, вообще, янтарь ценился выше драгоценных камней и металлов. Таинственная жёлтая смола, по мнению древних, была божественного происхождения, в янтаре они видели слёзы Гелиадов, превращённых в деревья и не перестававших оплакивать своего брата Фаэтона, брошенного в море. Слёзы их, стекавшие с сучьев, на солнце остывали в виде золотистой смолы. Северо-германское название янтаря – Bernstein – прусского происхождения; на остальном севере страны в XIII в. говорят Bornsten, а в XVI в. в Померании же – Barnsteen. Основано это название на нижне-немецком слове bernen вместо brennen (сжигать); отсюда же идёт польское bursztyn. Нижне-немецкое обозначение в XVI и XVII вв. – Agstein, Angstein происходит от латинского achates, употреблявшегося с средних веков вплоть до XVIII столетия; впрочем, в немецкой речи встречается и персидское название Karabe. На шведском, норвежском и датском языках янтарь называют rafr, на северофризском – reaf, на англосаксонском – glaere, на средне-немецком – Glar, Klar. По французски янтарь – ambre jaune, по италиански – ambro, по испански – ambare; это всё от арабского слова ambra. Старо-прусское, следовательно, славянское обозначение – Gentator, отсюда идёт литовское – Gentáras и русское – янтарь, несомненно принятое уже в 1562 г. Латышское название Dsinters тоже с ним в связи, по более самостоятельно.

Добывается янтарь собиранием кусков, выброшенных морем; черпают его также сачками из воды, шагах в ста от берега. Кое-где сворачивают на дне морском камни, под которыми часто оказываются куски янтаря; при помощи храпов, талей и прочих подъёмных приспособлений, иногда камни подымаются на плоты и затем по дну моря волочат сеть с острой рамой, которая забирает всё лежащее на дне. Самая большая фирма конца XIX века – Stantien und Becker в Кёнигсберге – с большим успехом пользовалась водолазами и землечерпалками, но теперь этот способ оставлен и янтарь добывают раскопками на берегу, что, впрочем, от времени до времени, производилось вообще за последние двести лет. Добывание янтаря в Пруссии когда-то было государственной монополией; был целый ряд особых надзирателей и служащих, а токари в Эбинге; Данциге и т. д. покупали материал от казны.

Обращаясь к разновидностям янтаря, надо сказать, что вкус к ним очень различен по странам и временам и неоднократно менялся. В античном Риме различали сорта по цвету. Белый и восковой янтарь не имел цены и употреблялся только для курений. Выше ценился красноватый, особенно прозрачный; всего более дорожили, по словам Плиния (XXXVII, 47), двумя видами, из которых один достигался варением янтаря в меду, а другой походил па фалернское вино, то есть был золотистый и прозрачный. Плиний приводит примеры и других искусственных изменений окраски, посредством корня Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала; такими способами придавали янтарю, между прочим, вид драгоценного камня. Обыкновенно он употреблялся для женских украшений, ожерелий, колец, пряжек и т. п., но бесспорно в Риме, как и повсюду в мире, янтарём раньше всего пользовались в виде бус. Впоследствии им украшались ложа, из него делались малые сосуды, чаши, ножи дли грибов, бюсты, фигурки, шары, которыми римские дамы летом охлаждали руки, и т. д. По-видимому, при изготовлении этих вещей применялись и токарный станок, и резец. Иначе смотрел на янтарь мусульманский Восток: там, наряду с прозрачными, жёлтыми кусками, особенно ценились молочные, облачные; с XVII в. доныне они излюблены для мундштуков трубок и кальянов. В Китае и Японии всегда отдавалось предпочтение красноватым и наиболее прозрачным сортам; даже ныне в Кёнигсберге искусственно заготовляются для Японии красноватые куски, там называемые "драконовой кровью"; на Дальнем Востоке янтарю приписывают всевозможные мистические свойства, и носят его в Китае и Корее для предохранения от болезней. Впрочем, суеверия издавна окружают янтарь во всех странах. В Европе всегда считали, что он помогает прорезыванию зубов у детей, и кормилицы его носили потому, что он будто бы извлекал из тела всякие болезни; очень распространена была вера, что изготовленные из него порошки, мази, напитки помогают против ударов, дурнот, судорог, спячки и даже кровохаркания. Во все времена, кроме цвета, на цену янтаря влиял и размер, куски более полукилограмма весом, встречались и встречаются лишь редко. Самый большой кусок на свете находится в королевском минералогическом кабинете в Берлине, весит 6 770 грамм, почти 20 фунтов, и имеет стоимость около 15 000 руб. Куски, весом свыше 75 гр., при хорошем цвете и не слишком неправильной формы, ценятся на вес серебра.

Равномерной окраской и прозрачностью обладает янтарь, выступивший из живого дерева сразу в довольно большом количестве и прогретый солнцем, когда он стекал вниз по стволу, где застывал в массивных каплях; если же последовательные выделения смолы не вполне слились, то янтарь получается слоистый и ломкий. Однако, и этот янтарь почти всегда прозрачен и в нём чаще всего встречаются посторонние включения. Плохие сорта содержат столько пузырьков воздуха, что получают пенистую структуру и плохо принимают полировку. Жёлтый цвет янтаря на воздухе постепенно темнеет до красно-коричневого и теряет свою красоту. Другой сорт янтаря — бело-жёлтый костевидный, всегда ценимый для некоторых изделий. Соединение обоих видов, — конечно естественное, а не искусственное — даёт облачный, пятнистый янтарь. Большие прозрачные куски янтаря всегда были и остаются дорогими; золотистые разновидности в Пруссии идут под общим названием "Braunschweiger klar", так как они когда-то составляли принадлежность национального наряда богатых крестьянских девушек Брауншвейга и туда, главным образом, сбывались. Куски, находимые в земле, обыкновенно покрыты тёмно-бурой выветрившейся корой, но её можно снять при шлифовке водой и песком в вращающемся барабане. Мутные куски проясняются при варке в масле, а нагревание в масле временно так смягчает янтарь, что он приобретает гибкость и его можно прессовать в определенных формах. При этом молочный теряет прозрачность. Уже давно изготовляют литой янтарь сплавлением, вернее очень высоким давлением, маленьких кусков, но в первой трети XVIII в. ещё не умели сплавлять маленькие куски в большие, несмотря на множество опытов в этом направлении. Сплавленный янтарь всегда чист, разве что имеет лёгкую перистую облачность, да и помимо того строение сплава отличается от естественного янтаря. Хорошего полупрозрачного и облачного янтаря, медового цвета, который особенно употреблялся, в XVIII в. и начале XIХ-го, в Турции для трубок, сплавлением достигнуть нельзя, и поэтому его можно особенно рекомендовать собирателям.

Обрабатывается янтарь на токарном станке, резцом, напильником, а также лобзиком. Полируют его наждаком, пемзой, мелом и мыльной водою, а места, не поддающиеся этой работе, покрываются янтарным лаком. Под микроскопом в естественном янтаре видны прозрачные маленькие поры; если же он подвергался размягчению в горячем масле, то они пропадают и заменяются чешуйчатыми трещинками. Склеенные куски распадаются при обработке кипятком.

Ещё несколько слове о подделках. Для грубых подделок употребляются дешёвые смолы, что легко узнать, так как они размягчаются в кипятке; кроме того, янтарь отличается от дешёвых мягких смол отсутствием запаха и большей твёрдостью; он не царапается ногтем. Гораздо труднее отличить подделку из копала. Копал тоже принадлежит к числу твёрдых, трудно плавящихся янтаровидных смол очень различного и малоисследованного происхождения. Восточно-африканские копалы находятся в земле на юго-восточном берегу Африки в виде зёрен и пластинок, покрытых непрозрачной, выветренной корой; внутри же они прозрачны и чисты, светло-жёлтого или коричневатого цвета. Ещё больше копала находят и откапывают из земли на Западе Африки и с 40-х годов XIX в. он в большом количестве поступает в торговлю. Шарообразная обкатанная форма кусков, похожих на гальку горных рек, доказывает, что они когда-то были сюда занесены водою из глубины страны. Копал почти так же твёрд, как янтарь, но плавится легче. Положенный на горячую плиту, он выделяет неприятно пахнущие лекарством пары, тогда как пары настоящего янтаря имеют ароматичный запах, вроде гвоздичного; он также не обладает электрическими свойствами последнего. Большие и красивые куски Занзибарского копала идут в дело, как и янтарь, к токарям и резчикам; остальное идёт на выделку лака и олиф, особенно копалового лака. Цена копала, конечно, гораздо ниже цены на янтарь. Ещё есть подделки из стекла, легко распознаваемые потому, что медная игла очертит янтарь, но не берёт стёкла. Старые источники, например, Zedler в своём Universallexicon’е 1732 г., рассказывают, будто китайцы умеют готовить искусственный янтарь, очень похожий на настоящий, посредством варки и особого приготовления сосновой смолы. Мы не можем установить, действительно ли это указание верно или основано на смешении смолы с копалом. По этому же источнику – копали янтарь в китайских провинциях Су-Чуан и Гун-Нан, имевший более красный оттенок, чем находимый в Балтийском море.

Первоначальное применение янтаря мы видим в овальных, круглых и многогранных бусах, которые встречаются во всех странах среди женских украшений. Ожерелья и браслеты одинаково прелестно украшали женщин чёрной, жёлтой и белой расы. То они качались на упругой чёрной груди африканки, матовый блеск которой великолепно шёл к их жёлтому, прозрачному цвету; то висели длинными нитями поверх синего шёлка наряда китаянки, боязливо кутавшейся до головы, скрывая своё некрасивое сложение; то ниспадали с нежных плеч снежной белизны северной блондинки или украшали идеально сложенные руки и гибкую шею черноглазой черкешенки. Когда-то носимые царицами, они очутились в наше время – sic transit Gloria mundi – на шее кормилицы, как обыденная принадлежность их одежды.

После переходного периода, когда янтарь служил только материалом для украшения других вещей – мебели, ящиков и т. п. – художники вновь удостоили его вниманием и стали из него изготовлять самостоятельные художественные предметы. Впрочем, Дальний Восток стоит в этом отношении особо, так как там из янтаря издревле делаются резные вещи. Чаши из найденного в Петроссе клада Аталариха, короля готов, VI века, доказывают нам, что уж в то время янтарь обрабатывался вместе с индийским альмандином, бирюзой и гранатами. Кассиодор сообщает, что в VI веке янтарь получался королём готов Теодорихом в Италии из Пруссии в большом количестве. В средние века, в Европе не могли отделаться от недоверия к нему из-за непрочности и хрупкости его и мало им пользовались, но Возрождение его оценило, и время расцвета его применения приходится на XVII и XVIII столетия. Применение янтаря с середины XVII в. захватывает всё более и более широкую область предметов; за носильными вещами – брошками, булавками, кольцами, серьгами и т. п. – появляются бокалы, вазочки, чаши, стопки, фигурки, барельефы, табакерки, коробочки, набалдашники, трубки, пуговицы, флаконы, чётки, гребёнки, ручки ножей, эфесы шпаг и пр. и пр.

О более старинных изделиях, встречавшихся во Франции в средние века и вплоть до начала XVIII в., мы хорошо осведомлены благодаря трудам Havard. Выписка из королевских счетов 1391 г. указывает, что за унцию янтаря платилось 25 экю; в 1599 г. цена уже упала до 10 экю. За всё это время, он в инвентарях записывался в ряду драгоценных камней и ювелирных изделий. В этих списках, в числе янтарных вещей, мы находим у короля Карла V в 1390 г. образ св. Иоанна Крестителя, в Лувре в 1418 г. распятие, у принцессы Шарлотты Савойской в 1483 г. маленький ящик (coffre), у королевы Анны Бретанской — рельефную картину, у Габриеллы д’Эстрэ в 1599 г. коробку из большого куска янтаря, внутри обделанную оловом. Furetière рассказывает о распятии с фигурами Божьей Матери и апостола Иоанна, высотою в 1 1/2 фута, резанном из одного куска и находившемся в Париже. Не то ли это, что упомянуто выше и в 1687 г. принадлежало Кольберу? Людовику XIII в 1613 г. принадлежали янтарные шахматы с такою же доскою, а в 1687 г. Людовик XIV сделал посланнику сиамского короля ряд роскошных подарков, в том числе несколько выдающихся янтарных вещей: несколько шкафчиков с тончайшими барельефами, большую вазу, оправленную в золото, и два зеркала в широких янтарных рамах, украшенных фигурами, барельефами и орнаментами. Сам французский король владел большой жёлто-красной вазой в форме гондолы, несомой двумя драконами, и большой жёлтой вазой, в виде судна, украшенного детскими фигурками, обвитого цветами и фруктами и увенчанного белыми фигурами Нептуна и морских коней.

В числе редких вещей из янтаря, в Московской Оружейной Палате сохраняется, так называемый, властелинский посох патриарха Филарета Никитича, принесённый ему в дар в 1632 г. герцогом Курляндским Фридрихом. Последний получил его из Пруссии от Курфюрста Бранденбургского. Там ж находятся кубок из янтаря, поднесённый князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 г., подсвечники и другие крупные вещи из янтаря — подарки курфюрстов Бранденбургских Русским Царям.

В начале XVII в. появилась модная забава, основанная на свойстве янтаря приобретать ненадолго усиленную прозрачность при смачивании: маленькие рельефы из слоновой кости, лёгкого или даже непристойного содержания, скрывались под пластинками янтаря в крышках всевозможных предметов; прозрачность пластинки достаточна, чтобы угадать, что под нею что-то есть и возбудить любопытство, но недостаточна, чтобы разобрать сюжет; однако, для этого стоит лишь смочить янтарь и скрытое изображение на некоторое время выступает ясно. Подобные предметы мы воспроизводим здесь, но, разумеется, фотография не обнаруживает их тайны.

Прусский янтарь в XVII и XVIII столетиях направлялся обыкновенно чрез Саксонию в Польшу, Австрию и Венецию. В Ломбардии ношение янтарных ожерелий, находившееся в связи с верою, что они предохраняют от зоба и водобоязни, в то время было столь распространено, что трудно было увидать женщину, без такого ожерелья. Уж из Австрии и Италии янтарь отправлялся на восток, в Константинополь, Персию и Китай, или даже в Африку.

На самой ж родине янтаря производство сосредоточилось главным образом в Кёнигсберге, Данциге, Любеке и Эльбинге, где мастера даже образовали особы цехи. Но всюду работа производилась в отдельных мастерских, как художественное кустарное производство, и никогда мы не встречаемся с более крупным производством хоть сколько-нибудь напоминающим фабричное. Таким образом, почти все художественные предметы из янтаря шли из северных городов и лишь в 20-х годах XVIII в. дрезденские токари и резчики тоже занялись этим материалом. Дрезден, сделавшийся при пышном, несправедливо почитаемом только расточительным, курфюрсте Августе Сильном, короле польском, средоточием искусства и художественной промышленности, ставший городом, где всевозможные художники находили хлеб, работу и заказы, – Дрезден не мог удержаться, чтобы не вплести ещё этот лист в венок своей славы. Динглингер с своими золотыми и ювелирными изделиями, Мейсенский фарфоровый завод, великолепные собрания экзотических предметов короля и сановников – всё это содействовало развитию фантазии, знаний, умения и опыта, и наконец, два дрезденских токаря и резчика, отец и сын Крюгер, стали вырывать славу из рук своих данцигских и кёнигсбергских товарищей по искусству. Их работе принадлежат самые лучшие и дорогие янтарные вещи XVIII в., из которых многие были вывезены в Константинополь и Италию. В виду хрупкости материала, большинство этих вещей вряд ли сохранилось до нашего времени, но можно полагать, что некоторые из воспроизводимых нами здесь предметов – табакерка и étui – исполнены ими. Об этих двух мастерах мы знаем ещё, что они делали предметы из различно окрашенного янтаря и очень тонкие вещи с оправами и вставками из золота ("Zedler’s Universal- und Zinck’s Manufactur-Lexicon" 1720—1750 гг.). Такие их изделия могли к нам приходить чрез Польшу и любопытно, не встретятся ли они в частных собраниях России? Из сказанного видно, что окрашивание янтаря было известно в 1720-х гг., мы также знаем, что в это время лили янтарные бусы; не удавалось лишь сплавление маленьких кусков воедино. Впрочем, в то время вообще литьё и прессовка янтаря ещё только начинали развиваться.

В некоторых, хотя и очень редких, случаях, янтарём пользовались не для отдельных предметов, а для монументальной орнаментации. Мы говорим о знаменитых янтарных комнатах в берлинском замке и в Царскосельском дворце.

Янтарная комната в Большом Царскосельском дворце

Янтарная комната в Большом Царскосельском дворце

На наших воспроизведениях изображены общий вид и детали последней. Она представляет смесь стилей барокко и рококо, и является настоящим чудом, не только по большой ценности материала, искусной резьбе, и изяществу форм, по, главным образом, благодаря прекрасному, то тёмному, то светлому, но всегда тёплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусочков полированного янтаря, почти однообразного желтовато-коричневого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырёх из пяти человеческих чувств. Картины эти исполнены мозаикой из цветных камней и вставлены в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своём роде произведения! Богатый фантастичный стиль барокко, применённый к декорации этой комнаты, ещё увеличивает трудность решения задачи. Несмотря на все технические затруднения, непрочный хрупкий материал отлично приспособлен к барочным формам орнамента; наряду с ним украшают рамки и панно барельефы, маленькие бюсты, разные фигуры, гербы, трофеи и т. п. Вся эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого; вся декорация настолько скромна и гармонична, что иной посетитель дворца, пожалуй, пройдёт по этому залу, не давая себе отчёта в том, из какого материала создана облицовка стен, коробки окон и дверей и орнаменты на стенах. Больше всего напоминая мрамор, янтарная облицовка, однако, не производит впечатления холода и пышности присущих мрамору, и, при этом, по красоте далеко превосходит облицовку из самого драгоценного дерева. Янтарная комната двухсветная и выходит тремя окнами до полу на площадь дворца. В простенках — зеркала, тоже до полу, в лепных золочёных рамах рокайль. Посреди зеркал находятся золочёные бра, богато украшенные таким же орнаментом. Витрины под окнами полны всяких безделушек из янтаря; здесь имеются шахматные фигуры, табакерки, коробочки и т. п.

Янтарный набалдашник

Янтарный набалдашник в золотой, украшенной бриллиантами, оправе, принадлежавший имп. Екатерине II; янтарная с золотом рукоятка шпаги. Парижской работы 1761 г. (Императорский Эрмитаж)

На одной из стен янтарём выложены года 1709 и 1760, относящиеся к изготовлению и установлению этой комнаты. Она была исполнена по приказанию прусского короля Фридриха Вильгельма I в 1709 году данцигским токарным мастером Гофрином Туссо. При своём посещении Берлина, Пётр Великий, увидав её во дворце Monbijou, довольно бесцеремонно выпросил её у короля для себя. В письме из Амстердама от 17 января 1717 года Пётр приказал послать упакованную тем временем комнату в Мемель, где она была принята обергофмейстером вдовствующей герцогини Курляндской, Анны Иоанновны, – Бестужевым и под военным конвоем отправлена через Ригу в Петербург. Быть может, Пётр намеревался этой чудной комнатой украсить задуманный им новый дворец, или же она была забыта; во всяком случае, ею не воспользовались до 1755 года, когда янтарный мастер Мартелли, занятый украшением одной комнаты Зимнего дворца янтарными орнаментами, получил приказание, прекратив эту работу употребить присланный из Берлина янтарь для декорации кабинета в Царскосельском дворце. Эту работу Мартелли исполнил очень удачно к 1760 году. В 1830 году потребовался ремонт её, и токарный мастер Эш, по Высочайшему повелению, привёл её в порядок. До наших дней она прекрасно сохранилась. Более подробные сведения об истории этой комнаты можно найти в "Русской Старине" 1878 года, стр. 186, в статье Щученко в "Русском Вестнике", 1877, ноябрь, стр. 388 и в сочинении С. Н. Вильчковского: "Царское Село".

Кроме Царскосельского дворца, неисчерпаемая сокровищница Императорского Эрмитажа даёт нам возможность присоединить к этой статьи воспроизведения с ряда старинных вещей, ныне составляющих такую редкость.

На первой таблице изображён янтарный, украшенный золотом и бриллиантами, набалдашник трости из испанского светло-жёлтого камыша. Трость эта, собственность Екатерины II, быть может находилась в числе подарков, которые неоднократно подносил императрице Фридрих Великий. Изображённая рядом шпага, также принадлежавшая Екатерине II, парижской работы 1765 г. Эфес её золотой, с тонко награвированным орнаментом в стиле Людовика XVI, рукоятка и чашка из янтаря, а ножны из галюша.

Янтарная лампа с бронзою, на подставке слоновой кости. 1791 г. (Императорский Эрмитаж)

Одна из воспроизводимых нами декоративных вещей имеет вид античного светильника и исполнена из одного, на редкость крупного, куска янтаря. Лампа, на которой покоится морской лев из бронзы, поддерживается бронзовой крылатой наядой и установлена на ступенчатой подставки из слоновой кости. Эта лампа — одна из многочисленных собственноручных работ императрицы Марии Феодоровны в бытность великой княгиней. Благодаря своим, далеко не заурядным, художественным способностям и познаниям, она исполнила большое число художественно-промышленных работ из различного материала. Владея в одинаковой степени гравировальными и токарными инструментами, иглой, кистью, ножом и пером, великая княгиня, если и не исполнила самостоятельно все части лампы, то, во всяком случае, составила рисунок для неё. Снабжённая надписью "Marie ce 21 Avril 1791" лампа, как и многочисленные другие работы, исполненные великой княгиней в долгие дни досуга в Павловске и в Гатчине, была преподнесена императрице Екатерине в день её рожденья, и, по приказанию государыни, тотчас же передана в основанный ею старый Эрмитаж. В 1797 г. Павел I велел поставить эту лампу в одну из зал Зимнего дворца, где она и оставалась до 1800 г., когда её перенесли в Михайловский замок. Позже, она некоторое время находилась в кабинете Императора, а в 1806 г. снова водворена в коллекцию Эрмитажа. Высота лампы – 31 с., диаметр подставки – 41,9 с.  

Янтарная кружка, немецкой работы первой половины XVII века. (Императорский Эрмитаж)

Кружка на следующей таблице — Данцигской работы первой половины XVI в. Она сработана из нескольких кусков тёмного янтаря со вставками из белого непрозрачного янтаря. Исполненные на ней рельефные портреты изображают германских царствующих князей. К сожалению, не достаёт крышки, по украшениям которой, вероятно, можно было бы узнать, кому предназначалась кружка. Ручка серебряная, вызолоченная.

Особый интерес представляет овальная золотая табакерка, с значительно выступающими наружу плоскими краями, служащими оправой для выпуклых частей из янтаря на дне и покрышке табакерки. Затвор усыпан бриллиантами. Крышка и дно украшены рельефным орнаментом, в завитки которого вставлены трофеи и изображения животных. Характерным признаком принадлежности табакерки к известной эпохе является её крышка. Середина её – гладкая, круглая поверхность, окружённая венком. Поверхность эта, будучи намочена, становится прозрачной, и тогда под нею замечается, на золотом фоне, чрезвычайно тонкая,

Янтарная табакерка, в золотой оправе с бриллиантами. Немецкая работа первой половины XVIII в. (Императорский Эрмитаж)
ажурная резьба из слоновой кости, изображающая мифологическую сцену: Диана и две нимфы в колодце обрызгивают водой стоящего у колодца Актеона с оленьими рогами на голове, преследуемого охотничьими собаками. На противоположной стенке табакерки подобный первому медальон; на нём изображён, превращённый в оленя, Актеон, растерзанный своими собственными собаками. Это типичный пример для целого ряда произведений из янтаря, где, под полупрозрачной поверхностью его, скрываются более или менее рискованные, а иногда даже довольно неприличные сцены. Табакерка относится к первой половине XVII в.; резьба и оправа, по всей вероятности, исполнены дрезденскими мастерами Крюгер.

На восьмой таблице изображено несколько небольших предметов: справа флакон в серебряной филиграновой оправе, украшенной гранатами. Флакон этот, вероятно, богемской работы XVII в. и предназначался для Востока. На середине таблицы овальная коробочка со съёмной крышкой, в виде раковины, в украшенной эмалью золотой оправе, тонкой резной работы. Чрезвычайно красив жёлтый тон коробочки; весьма возможно, что оправа сработана одним из знаменитых парижских ювелиров. Высота коробочки 7 сант.

Янтарная солонка, янтарная коробочка, янтарный флакон

Янтарная солонка, немецкой работы XVII века. Янтарная коробочка в золотой с эмалью оправе, французской работы XVIII в. Янтарный флакон в оправе из филиграна, украшенной гранатами. XVII в. (Императорский Эрмитаж)

Что касается происхождения её, то мы только знаем, что, по приказанию императрицы, она в 1787 году была послана из Киева в Петербург. Это обстоятельство позволяет предположить, что коробочка находилась в числе небольших подарков, поднесённых Екатерине II, когда она остановилась в Киеве, во время своего знаменитого путешествия на Юг. В Киеве, в то время, жило много богатых и знатных поляков; там также находились племянники короля Станислава Августа, явившиеся туда на поклон (Храповицкий, 7 и 11 марта, 1787 года). На левой стороне таблицы мы видим солонку из янтаря, немецкой работы XVII века.

Изображённые на следующей таблице четыре предмета, — также немецкой работы того же времени. Маленький флакон в золотой оправе. Небольшая статуэтка отдыхающего

Янтарный флакон XVIII в., янтарный медальон, янтарная фигурка Меркурия
Янтарный флакон XVIII в.; янтарный медальон с изображением польского короля Яна Собесского, янтарная фигурка Меркурия, немецкой работы XVII в. и янтарный ларчик немецкой работы XVII в. (Императорский Эрмитаж)
Меркурия не лишена художественных достоинств; на медальоне с портретом польского короля Яна Собесского, непонятно, почему, имеется гравированная надпись: "Stanislaus rex Poloniae"; она, наверно, исполнена в позднейшее время, так как ни Станислав Август, ни Станислав Понятовский не носили усов и волос, обстриженных по-польски, не говоря уж о том, что в чертах лица нет никакого сходства с одним из Станиславов; это лицо Собесского. Четвёртый предмет на этой таблице — ларчик из разноцветных янтарных пластинок; некоторые из них с внутренней стороны украшены пейзажами и орнаментами, гравированными intaglio; просвечивая, они производят впечатление рельефов.

Два янтарных игольника, коробочка и табакерка в золотой с эмалью оправе, немецкой работы конца XVII века; янтарный костыль, немецкой работы первой половины XVIII в.(Императорский Эрмитаж)

Замечательны, по тонкости работы, оправы четырёх других предметов, изображённых над набалдашником на десятой таблице, а именно, двух игольниц, плоской коробочки и совсем плоской табакерки. Чрезвычайно изящные ажурные украшения резной работы, с разноцветной эмалью, по всей вероятности, исполнены одним из лучших ювелиров Дрездена или Аугсбурга, в конце XVII века. К сожалению, янтарь трёх более крупных предметов потерял свой блеск, сделался тусклым и потемнел, между тем, как на игольнице, в виде колчана, он сохранил свой первоначальный тон. Набалдашник с собачьей головой, резанный из одного куска, не очень прозрачного янтаря, относится к середине XVIII в. и, более или менее, напоминает образцы из Мейсенского фарфора.

После того, как в художественной промышленности XIX в. янтарь, почти совсем, вышел из употребления и обрабатывался лишь изредка, и то в самой простой форме для бус, трубочных и сигарных мундштуков и т. п., он в самое последнее время опять вошёл в моду; один из немецких художников с большим умением применяет его в соединении с полудрагоценными камнями, слоновой костью, чёрным деревом, эмалью, золотом и серебром для изготовления различных небольших вещей. Ювелир Эрих Штумпф в Данциге совсем специализировался на обработке янтаря и исполнил ряд красивых предметов; некоторые из них приобретены Государыней Императрицей Александрой Феодоровной.

 

источник: ЮвелиТЕХ ювелирная техника и технологии


просмотров: 1972
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
30x 21mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop

$3.51
End Date: Thursday Oct-12-2017 8:14:20 PDT
Buy It Now for only: $3.51
|
(6x4mm - 30x22mm) Oval Solid Sterling Silver Pendant Setting

$9.49
End Date: Wednesday Oct-11-2017 11:36:44 PDT
Buy It Now for only: $9.49
|
200g X 0.01g Pocket Digital Scale Portable Gram ACCUDIGITAL Kitchen Jewelry Herb

$6.38
End Date: Friday Sep-29-2017 10:32:37 PDT
Buy It Now for only: $6.38
|
One 14K Solid Yellow Gold Jewelry Lobster Clasp 8x3mm

$6.60
End Date: Wednesday Oct-4-2017 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.60
|
lot 2 pcs Russian Soviet Silver Amber pendant stone stamp 925 Кулон Янтарь

$65.00
End Date: Oct-07 22:45
Buy It Now for only: US $65.00
Buy it now |
Amber Earrings and Pendant Set Made in Poland Янтарь

$63.20
End Date: Oct-11 14:37
Buy It Now for only: US $63.20
Buy it now |
Amber Necklace Made in Poland Янтарь Amber

$39.20
End Date: Oct-11 15:04
Buy It Now for only: US $39.20
Buy it now |
Amber Pendant Made in Poland Янтарь Amber, Mother-of-pearl, Sterling silver

$79.20
End Date: Oct-11 14:43
Buy It Now for only: US $79.20
Buy it now |
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
 Большая иллюстрированная энциклопедия. Драгоценные камни
Большая иллюстрированная энциклопедия. Драгоценные камни
Великолепно иллюстрированная энциклопедия посвящена удивительному миру драгоценных камней. Первая часть книги рассказывает о наиболее известных самоцветах: агате, аквамарине, александрите, алмазе, аметисте, бирюзе, гранате, жемчуге, изумруде, коралле, малахит, нефрите, опале, рубине, сапфире, сердолике, топазе, турмалине, шпинели, янтаре и яшме. Вторая часть книги представляет собой обширный справочник. В нем приводятся краткие характеристики трех сотен минералов, которые могут использоваться в качестве украшений.

Книга интересна не только людям, впервые знакомящимся с удивительным миром самоцветов, но и профессионалам, которые смогут почерпнуть много информации о драгоценных минералах, лишь недавно появившихся на мировом рынке....

Цена:
869 руб

Камеи Петра Зальцмана / Piotr Salzman's kameos
Камеи Петра Зальцмана / Piotr Salzman's kameos
Издание 1990 года. Сохранность очень хорошая.
Альбом на русском и английском языках.
Предисловие академика Б.Б.Пиотровского, авторы вступительной статьи Ю.Каган и М.Каган....

Цена:
155 руб

Монеты. Клады. Коллекции
Монеты. Клады. Коллекции
Издание 1993 года. Сохранность очень хорошая. Книга вводит читателя в историю монет. Автор - заведующий отделом нумизматики Эрмитажа, рассказывает об удивительном искусстве мастеров монетного и медальерного дела.
В книге затрагиваются вопросы геральдики, бонистики, фалеристики и др....

Цена:
373 руб

Zlato i srebro
Zlato i srebro
Издание 1972 года, в отличном состоянии.
В альбоме собраны предметы старины из золота и серебра. Книга получила золотую медаль на Международном конкурсе по художественному оформлению и полиграфическому исполнению изданий. Конкурс проходил в Москве в 1975 году.
Издание на сербско-харватском языке....

Цена:
5490 руб

Ювелирные камни
Ювелирные камни
Описаны наиболее известные ювелирные камни: алмаз, корунд, хризоберилл, берилл, шинель, гранат, бирюза, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, родонит, пироксены, полевые шпаты, органогенные камни, некоторые новые и редкие ювелирные камни. Для каждого камня приведены минералогическое описание, состав, свойства, история открытия месторождений и их типы. Даны сведения о синтетических аналогах природных камней. Работа иллюстрирована цветными фотографиями....

Цена:
539 руб

Искусство Картье
Искусство Картье
Настоящее издание представляет собой каталог выставки искусства дома Картье, проходившей в 1992 году в Государственном Эрмитаже.
Творчество Картье определяет стиль и моду в современном ювелирном искусстве. Выставка ретроспективна, и это дает возможность познакомиться с путями его развития, исканиями, обретением своего стиля.
Изделия Картье нельзя спутать с тем, что создают другие мировые ювелирные фирмы. Многие изделия Картье не просто украшения, а подлинные произведения искусства, поражающие богатством фантазии, изысканностью композиций, утонченностью вкуса. Картье использует в своих произведениях обычно весь набор драгоценных камней и делает это с удивительным тактом и умением высветить всю поразительную их красоту. Великолепные фотоиллюстрации позволяют убедиться в этом....

Цена:
839 руб

Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства
Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства
В настоящий альбом включены произведения искусства, хранящиеся в отделе драгоценных металлов - "золотой кладовой" Исторического музея Москвы. Среди них камерная скульптура и декоративные вазы, созданные для убранства интерьеров, золотая и серебряная посуда, ювелирные украшения из платины, золота, серебра, предметы церковного обихода.
Всего иллюстраций 156....

Цена:
579 руб

Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана
Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана
Альбом посвящен творчеству чеканщиков и ювелиров Узбекистана, в него вошли великолепные образцы чеканки и ювелирных изделий.
В первом разделе рассказывается о древнейшем виде декоративно-прикладного искусства - чеканке. Сюда вошли репродукции работ из фондов Эрмитажа и республиканских музеев.
Второй раздел - о ювелирном искусстве - включает репродукции экспонатов республиканских и областных музеев, Эрмитажа.
Альбом представляет интерес для специалистов, художников и любителей народного декоративно-прикладного искусства....

Цена:
1819 руб

Словарь камней-самоцветов
Словарь камней-самоцветов
Словарь содержит около 2000 терминов, относящихся к цветному камню и встречающихся в русской (и переводной) специальной и популярной литературе. Второе издание (1-е изд.— 1982) существенно переработано и дополнено новыми данными по классификации камней и новыми терминами, употребляемыми в мировой геммологической практике.
Для специалистов, работающих с цветным камнем, а также для широкого круга коллекционеров и любителей природного камня....

Цена:
519 руб

 Самые дорогие ювелирные украшения
Самые дорогие ювелирные украшения
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей возникновения драгоценных камней и металлов, историей знаменитых людей и их драгоценностей.
В ней представлены неожиданные материалы и сведения о самых прославленных драгоценностях от древнейших времен и до наших дней....

Цена:
579 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика