Ювелирное дело
Литье с камнями изготовление украшения, ювелирные украшения
Литье с камнями изготовление украшения, ювелирные украшения

Как нам всем известно, литье с камнями, посаженными на воск, становится в ювелирной промышленности все более широко применяемой и рентабельной технологией. Процес это сложный, зависящий от множества факторов — станков, инструментов и материалов (в первую очередь, разумеется, от модельных составов, восков формомасс, сплавов золота), а также разнобразных процессов — изготвления мастер-модели, отжига, плавления, термоудара и т.п. От строгого соблюдения ВСЕХ условий, диктуемых всеми этими элементами технологии, зависит успешный процесс и качественый результат литья с камнями (без повреждения камней).

В коротком докладе мне хотелось бы поделиться с вами не только мыслями специалиста по машинной огранки камней, но и кое-каким опытом работы с нашим оборудованием по производству ювелирных изделий.

Рассмотрим ДВА вопроса:

  1. Подбор камней

  2. Обработка камней в процессе разливки

I. ПОДБОР КАМНЕЙ ДЛЯ ЛИТЬЯ С НИМИ.
В принципе, особых проблем не возникает с бриллиантами, рубинами, сапфирами, гранатами и большинством синтетических камней. Годятся любые формы и размеры. Разумеется, крупные натуральные камни, в силу их высокой стоимости, мы не рекомендуем. Вы и сами понимаете, что из-за сиюминутной экономии не стоит рисковать камнем, который может разрушиться.

Не следует использовать камни семейства кварцев, камни с инклюзиями и трещиноватые. Также избегайте термочувствительных камней. Потрескаться могут и камни, содержащие даже следы углерода. Для литья с камнями совершенно не годятся : жемчуг, опал, перидот, топаз, турмалин, бирюза, изумруд, ляпис лазурь, аметист, аквамарин.

Наиболее рентабелен для литья с камнями КУБИЧЕСКИЙ ЦИРКОНИЙ (К. Ц). По правде говоря, его-то чаще всего и используют для этого. К. Ц. и прочие синтетические (как, впрочем, и натуральные) чаще всего используют для закрепления в воск.

Меня эта тема касается очень близко, как специалиста по изготовлению синтетических камней с машинной обработкой (огранкой) — К. Ц. (фианитов) — и кристаллизованных в пламени — корундов (среди наиболее популярных — рубины и сапфиры), а также шпинели. В 90% случаев для литья с камнями используется именно К. Ц., вот поэтому я и хочу поподробнее остановиться на этом вопросе.

Большинству из вас наверняка уже доводилось заниматься литьем с камнями и потому вы знаете, что брать следует К. Ц. только самого лучшего качества. В камнях не должно быть ни трещин, ни инклюзий. Для тех, кто, возможно, еще недостаточно в курсе, объясню подробнее. В мире синтетических камней и, в частности, среди К. Ц., существуют две самостоятельных области.

РУЧНАЯ ОГРАНКА КАМНЕЙ ПО СРАВНЕНИЮ С МАШИННОЙ

  • Вручную камни огранивают в странах с дешевой рабочей силой. Сырье для этого берется не самого лучшего качества, калибровка проводится плохо и рундист у камней получается неровным. Поэтому использовать их для литья с камнями невозможно. Даже если вы и попытаетесь, то более 50% уйдет в брак, не говоря уж о потере времени и затратах труда и нервов

К. Ц. с машинной огранкой отличается хорошей калибровкой, точной геометрией, ровной толщиной рундиста и отсутствием каких-либо инклюзий. И только с такими камнями литейщик может быть уверен в успехе.

Итак, первым и очень важным этапом является подбор камней:

  • Качество — высшее (без трещин и инклюзий)

  • Калибровка — наилучшая

  • Размеры — точные

  • Рундист — ровный

II. ОБРАБОТКА КАМНЕЙ:

1. ВЫБОР РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ. В массовом производстве ювелирных изделий эти чертежи служат отправной точкой для создания пресс-формы. В этом процессе тиражируются и все исходные дефекты и добавляются еще новые. Именно поэтому рабочие чертежи так важны

2. ФОРМА КАМНЕЙ И ДИЗАЙН МОДЕЛИ. Следует использовать модели, специально предназначенные для посадки камней на воск. Форма камней и дизайн модели являются едва ли не важнейшими факторами для успешного литья с камнями. Камни с острыми углами, вроде маркизы, багета и принцессы, требуют специальной обработки, чтоб не раскололись от усадки металла при охлаждении или от скачкообразного термоудара. Художнику следует учесть усадку металла и предусмотреть достаточное пространство между камнями. Они должны сидеть довольно близко друг к другу, но не соприкасаться. При охлаждении металла камни сближаются, и какой-то из них может треснуть по рундисту, если тот соприкасается с воском.

Для более прочной закрепки камней художник должен также заранее подготовить (вырезать) для них место. Ему следует предусмотреть пазы для рундиста, которые нужно будет прорезать в модели так, чтобы потом, когда инжектированный воск будет из формы удален, камни прочно держались бы на местах натяжением воска. Определенное количество камней необходимо разместить по верху и по низу формомассы, чтобы при заливке металла она прочно держала их. Кроме того, конструкция должна быть такой, чтобы тепло от металла через камни равномерно и быстро распределялось по формомассе. Некоторые крупные камни иногда трескаются оттого, что рундист нагревается быстрее таблетки.

3. Если вы берете готовый дизайн (копируете имеющиеся модели), не забывайте о коэффициенте усадки. Например, если в готовом дизайне использованы камни диаметром 1,50 мм, то мы рекомендуем вам брать камни меньшего диаметра. Усадка пресс-формы и золота даст давление на камни, из-за чего они могут треснуть.

4. В дизайне, предназначенном для посадки камней в воск, поддержка камней формомассой должна быть предусмотрена не менее, чем с двух сторон. К. Ц. должны прочно сидеть на местах, дабы выдержать процесс формования, отжига и литья и не "разболтаться". Лучше всего крепить камень по рундисту, как по самой надежной и прочной части. Но с другой стороны, если камень крепится более, чем в двух местах и сидит слишком плотно, есть риск, что его попросту разорвет.

5. ПОДГОТОВКА ФОРМЫ.

  • Изготовление модели. Существуют два способа:

    • Закрепка К. Ц. в восковку. Камни можно ставить по отдельности в каждую восковку. Затем эти восковки закрепляются на елочке. В этой процедуре существенное значение имеет тип воска, чтобы камень садился на место без затруднений и прочно.

    • Закрепка К. Ц. в пресс-форму и инжектирование воска вокруг камней. Это возможно лишь с определенным дизайном. Модели устанавливаются уже с К. Ц. до того, как будет изготовлена пресс-форма, благодаря чему в ней остается свободное "место" для камней и воска, инжектируемого вокруг. Этот метод не очень широко распространен из-за проблем вскипания воска и центровки установленных камней.

  • Расстановка камней. Расстояние между камнями должно быть достаточным. Это особенно важно при закрепке, например, багетов в канал. Если камни расставить неправильно, они могут растрескаться.

6. ФОРМОВАНИЕ.

  • Камни следует предварительно очистить.

  • Использовать следует только рекомендованную (гипсовую) формомассу.

  • Перед сборкой елочки тщательно проверьте каждую восковку — может понадобиться подправить или перецентровать камни. Пользуйтесь эти моментом для всяких поправок — в металле уже ничего не переменишь.

  • Присадки — для К. Ц. присадок не требуется.

  • Борная кислота — для литья с К. Ц. пользовать ею не следует. Бриллиантам она не дает окисляться во время отжига, а вот К. Ц. она категорически НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, поскольку может обесцветить их.

7. ОТЖИГ

  • Закончив формовку опок, оставьте их на два часов для схватывания. Опока должна обязательно схватиться, иначе формомасса при отжиге растрескается, отчего и будущая отливка станет шероховатой.

  • При выборе режима отжига решающим фактором является термочувствительность камней. К. Ц. низких температур не требуют — они выдерживают до 730°C.

  • При литье с камнями чрезвычайно важны температурный режим и тщательная обработка прокалочной печи. Именно эта процедура может вызвать большинство проблем, если не соблюдены самые оптимальные критерии. Из-за слишком высокой температуры камни могут подгореть или обесцветиться. Перед отжигом проверьте, хорошо ли отградуирована ваша печь. Она должна прогреваться равномерно, чтобы так же равномерно прогревались и опоки. Загрязнения, имеющиеся в печи, также могут привести к обесцвечиванию камней. Исходя из собственного опыта, и во избежание термоударов, температуру в печи мы рекомендуем увеличивать плавно, пока она не достигнет 730°C.

  • Не перегружайте печь опоками — приоткрытая дверь нарушает температурный режим и может привести к дефектам.

  • Недостаток вентиляции в печи при отжиге может вызвать пожелтение К. Ц. То же самое может случиться и при загрязнении печи некоторыми газами, высвобождающимися при процессе.

8. ЛИТЕЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Хотя применимо и вакуумное под давлением, и центробежное литье, второй способ мы не рекомендуем. Вакуумное подходит лучше, поскольку посаженные на воск камни подвергаются меньшей турбуленции, из-за которой могут смещаться.

9. ОХЛАЖДЕНИЕ опок после литья.

НЕ ПОГРУЖАЙТЕ В ВОДУ ЕЩЕ ГОРЯЧИЕ ОПОКИ. Горячие отливки с К. Ц., брошенные в холодную воду, могут не выдержать (термоудара) и растрескаться.

10. УДАЛЕНИЕ ФОРМОМАССЫ с елочки — самая трудная часть процесса литья с камнями. Вынув елочку из опоки, вы можете большую часть формомассы выбить, постукивая молотком по заглушке центрального литника. Оставшуюся формомассу можно удалить струей воды и промывкой отливок с К. Ц. в специальном растворе. Для удаления частиц формомассы из труднодоступных мест можно использовать ультразвуковую установку.

11. ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА отливок с камнями — сперва убедитесь, что абразивные материалы не поцарапают и не повредят К. Ц.

Выводы:

Давайте подведем итоги по обоим вопросам.

Чтобы получить качественную отливку с камнями, посаженными на воск, необходимо соблюсти следующие условия:

  • Камни должны быть тщательно подобраны

  • Форма должна хорошо заполняться

  • Термоудар должен быть сведен до минимума

  • Поток металла должен контролироваться.

 

Ирина Даллоз, Dalloz (Франция)

 

Из материалов второго Международного Симпозиума ювелиров

Ювелирный Мир , Технологии и оборудование 1/2005

 

источник: ЮвелиТЕХ ювелирная техника и технологии


просмотров: 3160
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$5.60
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $5.60
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.55
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.55
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.55
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.55
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.60
End Date: Monday May-27-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.60
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Русская золотая и серебряная скань
Русская золотая и серебряная скань
Скань - одна из наиболее широко распространенных отраслей ювелирного искусства.
Еще в древности люди обратили внимание на то, что золото и серебро не только красивы, но и очень мягки, пластичны, вязки, благодаря чему это свойство широко использовалось при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружево, делали из гладкой проволоки, расплющенной в тонкую ленточку, из веревочки или шнура, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими шариками из того же металла.
Скань делали в России почти повсеместно. Каждый из художественных центров отличался способом изготовления сканых изделий, особенностями орнамента, ассортиментом.
Эта книга содержит не только интересный рассказ о скани, технологическом процессе изготовления сканых изделий, но и предоставляет богатейший иллюстративный материал....

Цена:
1209 руб

Кварц Quartz
Кварц
Одна из книг геммологической серии английского издательства "Баттеруорс", посвященной описанию драгоценных и поделочных камней. Написана известным минералогом из Великобритании. В книге рассматриваются кристаллические и массивные минералы семейства кварца, вопросы генезиса этих минералов в земной коре, основные сведения о химии кварца, его полиморфизме, особенностях структуры, кристаллографии и ряде физических свойств, среди которых наибольшее внимание уделено цвету и оптическим характеристикам. Значительное место в книге отведено вопросам определения природного или искусственного происхождения образцов различных разновидностей кварца.
Для геммологов, минералогов, геологов, ювелиров, работников музеев, реставраторов и коллекционеров....

Цена:
459 руб

Russian Applied Art. Eighteenth to Early Twentieth Century
Russian Applied Art. Eighteenth to Early Twentieth Century
Альбом на английском языке, перевод с русского Ю.И.Немецкого.
В издании представлено русское прикладное искусство XVIII - начала XX века....

Цена:
369 руб

Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса Collection Thyssen-Bornemisza Electa International
Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса
Издание 1986 года. Сохранность отличная.
Издание на русском и английском языках.
Настоящая выставка предоставляет посетителю возможность видеть золотые и серебряные изделия из коллекции барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы.
В альбом вошла 121 фото-иллюстрация ювелирных изделий, в основном из бывших царских коллекций.
Предисловие Ганса Генриха Тиссена-Борнеммисы.
Введение Анны Сомерс Кокс....

Цена:
340 руб

Zlato i srebro
Zlato i srebro
Издание 1972 года, в отличном состоянии.
В альбоме собраны предметы старины из золота и серебра. Книга получила золотую медаль на Международном конкурсе по художественному оформлению и полиграфическому исполнению изданий. Конкурс проходил в Москве в 1975 году.
Издание на сербско-харватском языке....

Цена:
6039 руб

Н. Г. Троепольская Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917-2000 гг. (СССР-Россия)
Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917-2000 гг. (СССР-Россия)
Настоящий справочник призван удовлетворить интересы коллекционеров, экспертов и людей, интересующихся различными вопросами, касающимися развития ювелирного производства в России XX века. Являясь естественным продолжением известного справочника, опубликованного в книге "Золотое и серебряное дело XV-XX веков" М.М.Постникова-Лосева, Н.Г.Платонова, Б.Л.Ульянова, он поможет в определении не только времени и места производства того или иного изделия, но и в определении авторства благодаря расшифровке так называемых именников.
В научный оборот вводятся новые имена мастеров XX века, обобщенные в именном указателе, и именники предприятий (всего около 22 000 клейм).
Справочник поможет проследить динамику развития ювелирного производства советского и постсоветского периодов как по годам, так и по регионам. Помимо этого в приложениях приведены основные нормативные документы по вопросам клеймения изделий из драгоценных металлов в стране.

Формат издания: 21 см х 26,5 см....

Цена:
3843 руб

Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана
Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана
Альбом посвящен творчеству чеканщиков и ювелиров Узбекистана, в него вошли великолепные образцы чеканки и ювелирных изделий.
В первом разделе рассказывается о древнейшем виде декоративно-прикладного искусства - чеканке. Сюда вошли репродукции работ из фондов Эрмитажа и республиканских музеев.
Второй раздел - о ювелирном искусстве - включает репродукции экспонатов республиканских и областных музеев, Эрмитажа.
Альбом представляет интерес для специалистов, художников и любителей народного декоративно-прикладного искусства....

Цена:
1825 руб

Сьюзан Кинсли Гидравлическая штамповка в ювелирном деле (на спирали) Hydraulic Die Forming for Jewelers and Metalsmiths
Гидравлическая штамповка в ювелирном деле (на спирали)
Возможности гидравлических прессов трудно переоценить.
Автор делится своим десятилетним опытом в применении гидравлических систем для декоративного и художественного формирования металла. Книга содержит более 140 фотографий, хорошо детализированные пошаговые инструкции, описывают, как изготовить и использовать штампы.
Эта книга до сих пор остается лучшей. Щедро снабжая ее иллюстрациями (более 140 фотографий), пошаговыми инструкциями, Сьюзан проделала огромную работу для того, чтобы информация в книге была доступной для понимания. Книга объясняет, как выбрать подходящий пресс и насос к нему; дает подробную информацию по использованию различных приспособлений; описывает, как изготовить и использовать простые штампы, чтобы получить отличные результаты; включает в себя инструкции по тому, как использовать лобзик с приспособлением для перпендикулярной резки в изготовлении вырубных штампов и как их закаливать для увеличения срока службы.
В книгу включены формулы и таблицы.

Формат: 22 см х 28 см....

Цена:
950 руб

Красносельские художники-ювелиры
Красносельские художники-ювелиры
Книга рассказывает о старинном центре русского ювелирного искусства — Красносельском ювелирном промысле XVIII в. — 90 гг. XX в. и развитии народных традиций в творчестве современных художников-ювелиров.
Уникальные выставочные произведения красносельских мастеров, выполненные в технике скани, находятся в музеях страны, они достойно вошли в классику отечественного ювелирного искусства.
В книге 20 цветных и 60 черно-белых репродукций, она рассчитана на читателей, интересующихся современным декоративно-прикладным искусством....

Цена:
463 руб

Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVIII - начала XX века / Gola and Silver Articles of the Early 18th-Late 20th Centuries Russian Craftsmen
Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVIII - начала XX века / Gola and Silver Articles of the Early 18th-Late 20th Centuries Russian Craftsmen
Вашему вниманию предлагается книга А.Тереховой "Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVIII - начала XX века / Gola and Silver Articles of the Early 18th-Late 20th Centuries Russian Craftsmen"....

Цена:
231 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика