Ювелирное дело
Порошковая формомасса для литья в выплавляемые восковые модели

Порошковая формомасса для литья в выплавляемые восковые модели
П.ДЖ.ХОРТОН
Hoben International Limited, Ньюкастл-у-Лайм, Стафс, Великобритания

Порошковая формомасса

В последние 50 лет базовая композиция порошка для формомассы для литья в выплавляемые восковые модели оставалась практически неизменной и создала точку отсчета, от которой стартовали все другие сегодня используемые формомассы.

Рисунок 1

Связующий материал, который предназначен для удерживания порошка образован из гипса, который изготавливается из минерального гипса. Гипс образует осадочные породы значительного геологического возраста и кристаллизуется в виде призматической структуры, располагающейся слоями и удерживающиеся вместе молекулами воды. До использования в виде связующего материала минеральный гипс должен быть преобразован в полугидрат при помощи термической обработки. Полугидрат нестабилен и впитывает воду, снова образуя бигидрат, которым он являлся изначально, имеющий большую стабильность. Когда порошок добавляется в воду при подготовке жидкой смеси постепенно появляются переплетенные друг с другом кристаллы гипса и это и есть механизм сцепки, который удерживает застывшую массу. При отверждении на сопротивление и характеристики массы влияет наличие небольших добавок модификаторов, которые изменяют длину и форму кристаллических игл, которые образуют зародыши кристаллизации.

Рисунок 2 – Типичный состав порошкового огнеупора

Производители формомассы могут контролировать скорость роста кристаллических зерен, добавляя замедлители, которые мешают росту кристаллов, либо ускорители, которые могут увеличить скорость, с которой полугидрат переходит в раствор, либо увеличить скорость образования бигидрата. Конечный пользователь может влиять на скорость схватывания и конечную твердость, изменяя отношение порошок/вода, температуру жидкого замеса, технику замеса или используя загрязненную воду или аппаратуру.

Когда затвердевшая формомасса нагревается, в тот момент, когда удаляется вода, связующий гипс значительно сжимается. Это сжатие особенно сильно при температурах от 300°C до 450°C, когда полугидрат преобразуется в ангидрит. Если бы для литья использовался бы только гипс, во время использования формы легко бы растрескивались и становились бы намного меньше, чем оригинальная модель. Для компенсации сжатии гипса и регулировки термического сжатия формы используется кремний.

Кремний существует во многих кристаллических формах, используемых для приготовления формомассы. Наиболее легкодоступной является кварц, и его переход из одной фазы в другую, происходящий при 570°C сопровождается увеличением объема. Кристобалит – это другой основной компонент формомассы и этот вид кремния также значительно увеличивается в объеме при 270°C, переходя из одной кристаллической структуры в другую. Эти две аллотропические формы кремния используются для компенсации сжатия связующего гипса. Изучение температурного расширения типичной ювелирной формомассы показывает, что до 300°C кристобалит вызывает ее расширение, а затем в интервале температур до 570°C преобладает сжатие, вызываемое гипсом. Наконец, трансформация кварца снова компенсирует тепловое сжатие огнеупора.

Рисунок 3 – Тепловое расширение формомассы Gold Star

Необходимо помнить, что во время охлаждения формомасса снова проходит через фазу трансформации кремния, которая вызывает сжатие, равное и противоположное предыдущему расширению, а сжатие гипса остается постоянным. Эта кривая охлаждения может быть использована для расчета конечного размера литья. После литья и при охлаждении связующий гипс становится очень хрупким и совместно с трещинами, вызванными сжатием из-за трансформации кремния во время охлаждения, позволяет легко удалить формомассу.

Производители порошковой формомассы стараются сделать внешне простую смесь все более удовлетворяющей требованиям литейщиков, изменяя сырье в небольших количествах, пропорции, размеры частиц и регулирующие добавки, задавая таким образом большой выбор формомасс.В очень общем виде описание порошковых формомасс и различия их характеристик могут быть изложены следующим образом:

Таблица 1

Применение

Чистота материала

Размер частиц

Механическое сопротивление

Проницаемость

Высокотемпературные сплавы

Очень высокая

Мелкий

Среднее

Высокая

Качественное золотое литье

Высокая

Мелкий

Среднее

Высокая

Крупносерийное золотое и серебряное литье

Среднее

Средний

Среднее/низкое

Высокая

Крупносерийное латунное литье

Среднее

Средний/крупный

Среднее

Средняя

Литье статуй

Среднее

Средний/крупный

Высокое

Средняя

Литье с камнями

Высокая

Средний

Высокая

Средняя

Промышленное литье

Средняя

Крупный

Очень высокое

Средняя

Литье стекла

Средняя

Средний

Среднее

Низкая

Рисунок 4 — Промышленная формомасса

Некоторые виды формомасс очень подходят для определенных видов литья, другие не могут быть с легкостью классифицированы. Формомассы для литья стекла должны быть в состоянии долго выдерживать намного более высокие температуры, чем формомассы для ювелиров. Вследствие этого они делаются из специальных материалов, которые не разрушаются в таких услових. Формомассы для литья с уже установленными камнями подвержены более низким температурам, но должны защищать камни и поэтому содержат специальные добавки. Формомассы используются для промышленного литья алюминия и латуни и очень прочны, так как специально разработаны для охлаждения до очень низкой температуры литья, не разрушаясь.

Для сырья и готовой продукции производители еще пользуются традиционными методами испытаний. Однако рост требований к качеству и его постоянству привел к возникновению новых методов. Основные производители формомасс сегодня используют высокотехнологичную аппаратуру для оценки небольших отклонений в сырье и пользуются такой техникой, как рентгеновская. Если у заказчика появляются проблемы с партией порошка, сегодня можно проверить небольшой образец и определить точный химический и кристаллографический состав до следов отдельных элементов.

Рисунок 5 — Формомасса для ювелиров

Эта забота о мелочах порождает в заказчике уверенность в качестве формомассы, которую они используют.

Для контроля производства считается необходимой техника, представленная в стандарте ISO 9000, некоторые предприятия работают, используя QS 9000 (моторостроительный стандарт), с Передовым Планированием Качества и PFMA (анализ возможных аварий и их последствий), при помощи которых непрерывно выявляются возможные проблемы, которые устраняются до их появления.

Рисунок 6 — Лаборатория с ренгенвским контролем, Hoben

В заключение, наибольшее влияние на качество литья оказывает способ, используемый при подготовке формомассы и литья.Естественно, литейщики не всегда корректируют свою работу, чтобы приспособиться к другой формомассе. Поэтому лучшие формомассы сделаны так, чтобы обладать достаточной гибкостью и сглаживать любые ошибки. Однако невозможно изменить законы природы и они задают допуск, с которым можно работать с формомассой. Для обеспечения лучших результатов полезно изучить то, что называется оптимальной практикой. Следующие далее рекомендации и технология могут быть применены ко всем лучшим порошковым формомассам.

 

Литье в выплавляемые восковые модели

Подготовка формомассы


Существует два основных правила, которые должны соблюдаться при любой технологии и любом типе формомассы.

  • Для предотвращения порчи формомасса должна храниться в чистом сухом помещении, в идеале — при температуре 20-22°C.
  • Вся аппаратура, используемая в помещениях, где готовится формомасса, должна содержаться в чистоте. Загрязнение затвердевшей формомассы, попавшей из смесителя, грязных контейнеров и т.п., делает время работы короче, чем нормальное. Используемая вода также должна быть чистой. Как правило, если вода подходит для питья, ее можно использовать и для формомассы. Грязная вода обычно удлиняет время обработки и в самом неблагоприятном случае препятствует затвердеванию.
  • Весы должны содержаться в порядке и должны регулярно проверяться для гарантирования правильного отношения количества порошка к воде.
  • Мешки или бочки с частично использованным порошком должны храниться в закрытом виде, чтобы предотвратить поглощение воды из атмосферы. Со временем формомасса ухудшает свои свойства, поэтому необходимо, чтобы запасы не залеживались. Каждый мешок или бочка должны иметь собственный номер и дату, которые должны использоваться для расходования вначале более старого порошка.

Рисунок 7 – Перемешивание вручную

Общим методом приготовления жидкой формомассы является ручное перемешивание, при помощи машины или перемешивание в машине под вакуумом. Наиболее важными правилами являются следующие:

  • Необходимо использовать правильное отношение порошок/вода.
  • Температура замеса жидкой формомассы должна быть необходимой.
  • Длительность цикла подготовки должна соответствовать времени подготовки формомассы.
  • Порошок формомассы нельзя вдыхать.

Рисунок 8 – Перемешивание при помощи машины

ВНИМАНИЕ: очень важно учитывать, что порошок содержит высокий процент кристаллического кремния и из-за мелкого размера его частиц пыль может попасть в воздух и в дыхательные пути. Известно, что кремний очень опасен для здоровья, необходимо пользоваться респиратором или работать в вытяжном шкафу.

Перемешивание вручную и при помощи машины на воздухе

При использовании порошка с гипсом, который перемешивается в воздухе вручную или при помощи машины, рекомендуется выполнить следующее:

  1. Взвесьте необходимое количество порошка и измерьте его температуру.
  2. Отмерьте необходимый объем воды и отрегулируйте ее температуру так, чтобы температура жидкой формомассы была 20-22°C. Как ориентир: вычитая из 40°C температуру порошка, вы получите требуемую температуру воды. Например, если температура порошка 25°C, рекомендуемая температура воды будет 15C.
  3. Перелейте воду в емкость.
  4. Медленно засыпьте порошок в воду и дайте воде впитаться в течение 30 секунд.
  5. Вручную перемешивайте в течение 30 секунд, чтобы убедиться, что все комки разошлись.
  6. Продолжайте перемешивать вручную или машиной в течение 3 минут.
  7. Поставьте в вакуум емкость с жидкой формомассой максимум на 2 минуты. На этом этапе для того, чтобы обеспечить выход пузырьков воздуха, подвергните формомассу вибрации.
  8. Аккуратно заполните опоку, залив формомассу по внутренней стенке, а не на восковую елочку, чтобы избежать разрушения.
  9. Поместите цилиндр в вакуум максимум на 2 минуты. На этом этапе не надо использовать вибрацию.
  10. Дайте опоке выстояться не менее 1 часа.

Предположив, что для заполнения опоки потребуется 1 минута, время всего цикла составит 8 с половиной минут. Для обеспечения наилучшего качества формомассы кристаллы бигидрата гипса должны начать рост именно в тот момент, когда наполненная опока ставится для выдержки. Формомасса начнет загустевать и примерно через 3 минуты достигнет точки уменьшения блеска (“gloss-off”). В этот момент поверхность формомассы из блестящей превращается в матовую, так как вода впиталась кристаллами бигидрата гипса, которые растут. В последующее время формомасса набирает механическую прочность и в ней формируется кристаллическая структура. После этого опока становится достаточно прочной и ей можно манипулировать.

Если из-за температуры, количества воды или по другим причинам момент потери блеска наступает слишком рано или слишком поздно, рекомендуется соответственно укоротить или удлинить время перемешивания.

Перемешивание в машине под вакуумом

Рисунок 9 — Перемешивание в машине под вакуумом

Наличие аппаратуры для перемешивания порошка и наполнения опок под вакуумом делает возможным получения отливок без пузырьков, но в этом случае требуется абсолютно другая техника подготовки. В случае перемешивания формомассы в вакууме большая часть производителей формомассы советует пользоваться более низким отношением порошок/вода, необходимо соблюдать рекомендуемые пропорции. При более низком отношении порошок/вода и использовании вакуумного перемешивателя время цикла, возможно, уменьшится. Поэтому рекомендуется произвести пробный замес, отметив время, требуемое для достижения точки уменьшения блеска. Это время, уменьшенное на 3 минуты, даст общее время, требуемое для подготовки, которое может быть использовано для подсчета времени, которое формомасса должна перемешиваться в вакууме. Например, если до достижения точки уменьшения блеска проходит 11 минут, общее время на подготовку составит 8 с половиной минут. Если для заливки жидкой формомассы в опоку требуются 2 с половиной минуты, под вакуумом необходимо мешать в течение 6 минут.

Процедура для перемешивания под вакуумом:

  1. Взвесьте необходимое количество порошка и измерьте его температуру.
  2. Взвесьте или отмерьте воду и отрегулируйте температуру так, чтобы температура жидкой формомассы составила 20-22°C.
  3. Перелейте воду в камеру для перемешивания.
  4. Засыпьте порошок в камеру для перемешивания и дайте воде впитаться в течение 30 секунд.
  5. Включите перемешиватель и вакуум и перемешивайте 6 минут.
  6. Медленно заполните опоку. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВИБРАЦИЮ.
  7. Когда опока заполнится, отключите вакуум.
  8. Выдержите опоку на столе без вибрации как минимум один час, так чтобы гипс затвердел. В машинах с вакуумным перемешиванием вибрация может создавать проблемы, если она применяется после того, как опока заполнена. В основном, производители порошка считают вибрацию бесполезной и не дающей никаких преимуществ.

Удаление воска и прокалка

Рисунок 10 – Печь Hoben 40T/55

После заполнения опоки должны быть выдержаны не менее 1 часа, лучше – два часа, и затем могут быть помешены в печь для удаления воска.Опоки до прокалки полностью сушиться не должны. Это может вызвать образование трещин на штампе или дефекты (облой) на отливке. Если наполненные опоки сушатся более одного дня, до прокалки необходимо на минуту погрузить их в воду.

Нагрев в печи кроме удаления воска позволяет выжечь углеродистые остатки воска и довести опоку до температуры, требуемой для литья.Сопротивление и характеристики расширения штампа зависят от качества сырья и от формулы порошка формомассы.

В основном виды воска, используемые в ювелирной отрасли, плавятся от 60 до 70°C, поэтому воск удаляется очень быстро. Печи, разработанные для удаления воска и прокалки, должны иметь возможность выводить воск из нижней части. Лучшие печи имеют на дне нагреваемый поддон из нержавеющей стали, расположенный под уклоном для выпуска воздуха.

Рисунок 11 – Загрузка опок в печь

В некоторых случаях литейщик может предпочесть удалить воск при помощи пара. Удаление воздуха паром зачастую предпочтительно, если литье производится с камнями, уже установленными в восковые модели. Формомассы, предназначенные для ювелиров, не разрабатывались для сопротивления пару под высоким давлением, выходящему из котлов, который часто используется в промышленности для литья в форму. Опоки без воска должны из установки для удаления воска помещаться сразу же в печь для завершения цикла прокалки.

Необходимо использовать печи, которые обеспечивают нагрев однородный, контролируемый по всей рабочей камере, и, вне зависимости от печи, ее нельзя переполнять. Опоки должны быть установлены так, чтобы воск легко мог стекать, а воздух мог входить в штамп, чтобы сжигать углерод. Какое бы ни было питание печи, газовое или электрическое, мощность печи должна быть достаточной и она должна быть оснащена соответствующими контрольными инструментами для регулировки печи во время всего цикла удаления воска и прокалки.

Цикл прокалки обычного цилиндра обычно длится от 12 до 14 часов, но существуют типы формомасс, которые позволяют обеспечить более короткий 6-часовой цикл. Эти формомассы разработаны для облегчения выхода пара и высокое сопротивление при температурных перепадах. Очень важно помнить, что если опоки нагреваются до температуры выше, чем 740°C, гипс, используемый как связующее вещество, быстро разлагается. В присутствии углерода сульфид кальция разлагается на окись кальция и сернистый или серный ангидрид. Эта реакция имеет сильное влияние на сопротивление штампа, однако также происходит и реакция с расплавленным металлом, литье получается шероховатым, с неровным цветом, хрупким при последующей обработке. Когда литье производится уже с установленными в восковые модели камнями, необходимо изменить цикл прокалки так, чтобы максимальная температура составляла 630°C. Некоторые камни, такие как аметист, опал и т.д., непригодны для использования с такой технологией.

Литье

После того, как опока успешно прошла прокалку, ее температура может быть понижена до значения, требуемого для литья металла. Опоки должны выдерживаться при такой температуре некоторое время, которое зависит от их размера, чтобы температура стала равномерной по всему объему. Когда опока вынута из печи, со стороны елочки должен быть виден чистый белый цвет без следов черного, которые укажут на то, что прокалка не завершена и на поверхности еще остался углерод.

Рисунок 12 – Литье в статической печи

Для литья существует множество аппаратов, которые могут быть разделены на центрифужные и статические, с нагревом от горелки, электрическим или индукционным. Для контроля качества плавления и литья используется также вакуум или инертный газ. Полное и хорошее заполнение формы — первое требование ювелирного литья. Поэтому важно тщательно изучить протекание расплавленного металла по штампу.

Аккуратность проектирования и метод соединения с питателями чрезвычайно важны при литье.Расплавленный металл должен протекать по штампу насколько возможно без турбулентности. Питатели должны быть наиболее крупными, возможными с экономической точки зрения и должны быть соединены с наиболее толстыми частями литья. Тщательное изготовление елочки предотвратит выступание мелких крошек в поток металла. Они могут с легкостью оторваться и образовать в литье включения. До литья важно, чтобы металл имел необходимую температуру: если она слишком низка, штамп не заполнится, если слишком высока, литье будет пористым от газа и появятся дефекты от усадки. Поэтому необходимо с точностью контролировать температуру металла, используя оптические или контактные пирометры. Опытные литейщики способны на глаз определить температуру литья и обеспечить литье отличного качества. Выбор наиболее подходящей аппаратуры зависит от типа и количества отливок.

Рисунок 13 – Елочки после очистки

После литья опока обрабатывается водой и вся формомасса снимается с елочки.Опоки не должны обрабатываться водой сразу же, но и не должны полностью охлаждаться. Если обработка водой происходит слишком быстро, отливки получаются хрупкими, а если это происходит поздно, то будет трудно снять формомассу с елочки. Для обработки необходимо, чтобы елочка больше не светилась, для этого обычно необходимо не менее 10 минут. Опоки с камнями не должны охлаждаться под водой, так как камни могут растрескаться. Эти опоки необходимо охладить до температуры помещения, а затем очистить струями воды. После очистки отдельные изделия необходимо откусить от елочки, используя ручные или пневматические ножницы. После этого изделия для улучшения качества и лучшей детализации могут быть отполированы.
Примечание: для получения дополнительной информации и для технических консультаций, включая обсуждение проблем литья, посетите сайт

 

http://www.hoben.co.uk/

Links

 

источник: ЮвелиТЕХ ювелирная техника и технологии


просмотров: 26057
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$6.80
End Date: Thursday Mar-28-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.80
|
Tarnish Resistant Craft Wire - 6 Colors - 7 Gauges - BeadSmith Jewelry - Crafts

$9.95
End Date: Saturday Apr-6-2019 11:28:34 PDT
Buy It Now for only: $9.95
|
Digital Scale 3000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Size Herb Grain

$8.64
End Date: Monday Mar-25-2019 3:48:43 PDT
Buy It Now for only: $8.64
|
Digital Scale 1000g x 0.1g Jewelry Gram Silver Gold Coin Pocket Size Herb Grain

$6.60
End Date: Thursday Mar-28-2019 9:53:41 PDT
Buy It Now for only: $6.60
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Драгоценные камни
Драгоценные камни
Репринтное воспроизведение издания 1888 года....

Цена:
275 руб

Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро в Государственном Эрмитаже занимает одно из первых мест среди подобных коллекций музеев России. Исторический охват эрмитажного собрания простирается от XVII до начала XX века.
Здесь собрано множество самых разнообразных предметов, начиная с такого уникального грандиозного памятника, как гробница Александра невского, и кончая канделябрами, табакерками, стопами, ковшами, мисками, пуговицами, перстнями, серьгам и т.д.
Альбом дает яркую картину развития и смены художественных стилей, совершенствования и разнообразия технических приемов обработки серебра на протяжении более двухсот лет. В нем представлено около четырехсот предметов самого разнообразного назначения, от высокохудожественных произведений до мелких бытовых изделий, что позволяет всесторонне ознакомиться с историей серебряного дела в России....

Цена:
1639 руб

Элиания Розетти Дизайн ювелирных изделий в Rhinoceros Designing Jewelry with
Дизайн ювелирных изделий в Rhinoceros
"Дизайн ювелирных изделий в Rhinoceros" не является руководством к программе. В ней затронуты различные аспекты дизайна ювелирных изделий. С её помощью вы получите советы, начиная от первоначального дизайна изделия до его исполнения в готовом виде. Люди привыкли считать, что художественный дизайн проще, если вам не нужно выполнять технический рисунок. С этой книгой вы научитесь дизайну ювелирных изделий с точными техническими аспектами для любого производственного процесса....

Цена:
2569 руб

Фаберже и петербургские ювелиры
Фаберже и петербургские ювелиры
Книга Татьяны Федоровны Фаберже, правнучки Карла Фаберже; Александра Горыни, генерального директора АО "Русские самоцветы"; Валентина Скурлова, старшего научного сотрудника НИИ ювелирпрома, посвящена истории петербургских ювелиров за последние 150 лет. Это первое издание такого рода. Особенно ярко раскрыта фигура Карла Густавовича Фаберже на фоне "серебряного века" русской культуры.
Отдельным разделом включены статьи мастера фирмы Фаберже Франца Петровича Бирбаума, которые открывают нам его как искусствоведа, теоретика и практического деятеля ювелирного искусства. Бирбауму принадлежит ставшая уже знаменитой "История фирмы "Фаберже", включенная в сборник, снабженная подробным комментарием и дополненная списком более чем 400 сотрудников фирмы.
История Акционерного общества "Русские самоцветы" выделена в самостоятельный раздел. В 1997 году ювелиры АО отмечают свой 75-летний юбилей.
Книга богато иллюстрирована, причем многие фотографии публикуются впервые.
Издание рекомендуется всем, интересующимся историей Петербурга и ювелирного искусства....

Цена:
3999 руб

Н. В. Жилина, Т. И. Макарова Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII веков. Художественные стили и ремесленные школы
Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII веков. Художественные стили и ремесленные школы
Книга посвящена выявлению соотношений внешних культурных воздействий и славяно-русских традиций в формировании древнерусского драгоценного убора. Анализируется процесс развития древнерусского ювелирного ремесла, его художественной и технологической сторон. Рассмотрены техники перегородчатой эмали, черни, филиграни....

Цена:
1743 руб

Сингаевский Вадим Николаевич Легендарные драгоценности
Легендарные драгоценности

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей возникновения драгоценных камней и металлов, историей знаменитых людей и их драгоценностей. В ней представлены неожиданные материалы и сведения о самых прославленных драгоценностях и их обладателях от древнейших времен до наших дней. Основное назначение этой книги систематизировать обширные исторические сведения и дать возможность читателю познакомиться с каждым образцом неповторимого ювелирного искусства или предметом из королевских сокровищниц. Жанр книги – малая занимательная иллюстрированная энциклопедия.

...

Цена:
90 руб

Камни Урала. Родонит / Ural Gems: Rhodonite
Камни Урала. Родонит / Ural Gems: Rhodonite
Книга о родоните написана на высоком профессиональном уровне, легко читается и содержат много сведений об использовании камня в искусстве....

Цена:
789 руб

Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII - XVIII веков / Presious Stone in Russian Jewelry Art in XIIth - XVIIIth Centuries
Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII - XVIII веков / Presious Stone in Russian Jewelry Art in XIIth - XVIIIth Centuries
Драгоценные камни с незапамятных времен привлекали к себе внимание людей.
Книга имеет множество ярких цветных иллюстраций....

Цена:
1199 руб

Античные инталии в собрании Эрмитажа / Antique Intaglios in the Hermitage Collection
Античные инталии в собрании Эрмитажа / Antique Intaglios in the Hermitage Collection
Предлагаем вашему вниманию книгу "Античные инталии в собрании Эрмитажа". Издание на двух языках - русском и английском, содержит большой объем полезной информации и цветных фотографий и иллюстраций....

Цена:
356 руб

Sperk
Sperk
Книга об истории популярных ювелирных изделий с начала 18-го века на словецком языке...

Цена:
2219 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика