Ювелирное дело
Мокрая обработка: принципы и практическое применение

Мокрая обработка: принципы и практическое применение

Механизированная полировка золотых ювелирных изделий.

МАНФРИД ДРЕЕР, компания Манфрид Дреер ГМБХ, Пфорцхайм, Германия и ПЕРН ТАЙМСАЛУ
при участии Всемирного Золотого Совета, Женева

Правильное использование современных механизированных процессов полировки позволяет не только уменьшить производственные расходы, но и улучшить качество поверхности ювелирных изделий.

Введение

Рентабельность ювелирного предприятия зависит, в совокупности с другими факторами, от способности руководителей контролировать и уменьшать производственные расходы. Так как большая часть этих расходов приписывается операциям финишной отделки, таким, как снятие заусенцев, шлифовке, полировке или приданию блеска, все большее количество производителей в Европе и в Северной Америке начинает применять современные процессы механизированной отделочной обработки.

Один из важных процессов – обработка в бурате, и в этой статье мы проанализируем основные принципы процесса и как он практически применяется при проведение финишной отделки ювелирных изделий из золота.

Называемая в ювелирных кругах как "полировка в барабане", обработка в бурате, в действительности, очень древняя операция. Она использовалась уже египтянами и кельтами, которые помещали оружие из железа в пустотелые стволы вместе с морским песком и галькой, бросая их в море на несколько дней, это древний пример полировального бурата.

В последующие времена обработка в бурате использовалась, прежде всего, для полировки мелких деталей и цепей, которые трудно обрабатывать вручную. В последние двадцать лет эта относительно простая операция постепенно превратилась в очень эффективный и контролируемый процесс, используемый сегодня на большом количестве предприятий для обработки мелких деталей, выпускаемых серийно, которые требуют отделку высокого качества.

В ювелирной промышленности обработка в бурате используется для выполнения следующих операций:

  • снятие заусенцев и/или черновая обработка

  • полирование или придание блеска.

При описании этих процессов будем использовать специальные термины, такие как черновая обработка, наполнители, детали. Читателей, которые не знакомы с данной терминологией, отсылаем к словарю в конце этой статьи.

 

Основные принципы

Обработка в бурате обычно производится в буратах с шестигранным сечением. Обрабатываемые детали кладутся в бурат вместе со стальными шариками (для полировки) или абразивами разнообразной формы из керамики или пластика (для черновой обработки). Стальная дробь и абразивные средства вместе называются наполнителями. Кроме того, в бурат помещаются различные химикаты и абразивные порошки, смешанные с водой. Эти материалы обычно называются смесями.

При повороте бурата в горизонтальной плоскости вдоль продольной оси детали и наполнители трутся друг с другом. Интенсивность черновой обработки или полировки деталей прежде всего зависит от:

  • скорости вращения бурата
  • диаметра бурата
  • количества и природы наполнителей
  • количества деталей
  • количества воды
  • количества и типа смеси
  • времени цикла (длительности процесса).

Обработка - Полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru
- Финишная отделка во вращающемся бурате.
Оператор отделяет детали от наполнителей после черновой обработки.

 

Скорость вращения бурата

На рис. 2 а-с показано, как скорость вращения (скорость бурата) определяет вид перемещения деталей и наполнителя в бурате. Для иллюстрации этого явления бурат наполнен наполовину заполнен наполнителем и деталями (рис. 2 а). Это означает пятидесятипроцентную загрузку – цифра, которая, практически, должна быть минимальной. На рис. 2 b бурат вращается слишком быстро, и его содержимое выталкивается вверх и падает на детали, находящиеся ниже. При этой скорости детали не обрабатываются наполнителем, а подвергаются риску повреждения от удара друг с другом.

Постепенно с уменьшением скорости вращения бурата детали и наполнитель начинают перемещаться равномерно и упорядоченно (рис. 2 с), благодаря этому может производиться черновая обработка или полировка. Необходимо отметить, что внутри загрузки или в прилегающих к стенкам бурата зонах движение относительно небольшое. Однако в верхней части загрузки есть относительно тонкий слой, в котором компоненты постоянно вращаются и из-за действия гравитации двигаются в нижнюю часть. Только внутри этой довольно ограниченной зоны (называемой зоной текучести) происходит черновая обработка или полировка (рис. 3).

- Влияние скорости вращения бурата
на процесс финишной отделки.
а) Бурат остановлен
b) Скорость вращения слишком высокая
и есть риск повреждения деталей из-за ударов
с) Бурат вращается с оптимальной скоростью

Рисунок 2 а-с

После этого любое последующее уменьшение скорости бурата приводит к уменьшению наклона зоны текучести и, следовательно, интенсивности воздействия наполнителя на детали, что бесполезно удлиняет время цикла. Только некоторые специальные случаи требуют поддержания очень низкой скорости. Из этого вытекает, что выбор скорости должен быть тщательно продуман: если скорость слишком низкая, процесс неэффективен и длителен, если же она слишком высокая для определенного бурата с определенной загрузкой, детали и наполнитель мало касаются друг друга. Результат будет не только неудовлетворительным и неравномерным; детали, ударяясь, могут повредить друг друга.

Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru
Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru

Рисунок 3 - Схематическое представление вращающегося бурата с указанием зоны текучести, в которой происходит черновая обработка или полировка. В массе загрузки движение деталей относительно друг друга незначительно.

Рисунок 4 а-b – Влияние отношения наполнения на зону текучести в бурате, который вращается с оптимальной скоростью.
а) Отношение наполнения 25%.
b) Отношение наполнения 75%.

Относительное наполнение и относительная загрузка

Относительное наполнение – это объем, занятый деталями и наполнителем в отношении к общему объему бурата. Фотографии на рис. 4 а и 4 b и рисунок 5 показывают влияние относительного наполнения на зону текучести. Для относительного наполнения между 25 и 75% длина и наклон зоны текучести остаются почти постоянными.

Однако при отношении 75% в бурате оказывается слишком много материала и вследствие этого удлиняется время цикла. Опыты показали, что обычно оптимальная обработка деталей наполнителем достигается, когда отношение наполнения находится между 50 и 60%.

Термин "отношение загрузки" используется для указания объема деталей по отношению к объему наполнителя. Если обработка в бурате производится с недостаточным количеством для данного количества деталей, результаты будут неудовлетворительны и, кроме этого, хрупкие детали, например, полые с тонкими стенками, могут быть повреждены из-за прямого контакта друг с другом.

Когда рассчитывается отношение загрузки, необходимо помнить, что необходимо учитывать объем, который занимает загрузка, а не вес материалов (деталей и наполнителя).

Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru

Рисунок 5

Схематическое представление ротационного шестигранного бурата с относительным наполнением от 25 до 75%, видно, что длина зоны текучести остается постоянной.

 

Уровень воды и смеси

Вода добавляется в бурат, немного превышая уровень загрузки. Слишком большое количество воды при обработке и полировке создает в зоне касания эффект подушки, делая воздействие очень нежным и удлиняя процесс. При уменьшении количества воды процесс ускоряется, однако, это уменьшает эффективность действия смеси и результаты становятся неудовлетворительными.

Смеси добавляются для повышения эффекта при черновой обработке или полировке, поддерживая чистоту деталей и наполнителей, предотвращая коррозию и образуя тонкую защитную пленку на деталях.

Смеси имеют различный состав в зависимости от применения и результатов, которые необходимо получить. В цикле черновой обработки используется смеси, содержащие мельчайший абразивный порошок, а также смягчители для воды и эмульгаторы, которые поддерживают в чистоте поверхности деталей и наполнителей, снимая тончайший налет частиц, образовавшихся от трения абразива или при полировке.

Применяются специальные составы смесей для придания блеска поверхностям после цикла черновой обработки (окраска) и для полировки стальной дробью. Для обеспечения наилучшей финишной отделки золотых ювелирных изделий необходимо систематически использовать смеси высшего качества, контролируя их состав.

Время цикла

Время обработки должно быть, в основном, как можно короче для получения требуемых результатов. Удлинение обработки может приводить к прогрессивному ухудшению финишной отделки. Это проявляется прежде всего в случае деталей с острыми углами и краями. Настолько же необходимо избегать условия, которые требуют слишком длинных циклов, так как чем дольше детали бесполезно болтаются в бурате, тем больше будет вероятность, что они могут быть повреждены от удара со стенками или с другими находящимися рядом деталями.

Наполнители

Существует множество видов наполнителей для буратов – от керамических и пластмассовых различной формы и размера для черновой обработки до шариков и стальных игл для полировки. Стружка и кусочки древесины обычно используются только в процессе сухой полировки. На рис. 6 представлены некоторые виды, имеющиеся в продаже.

Керамические наполнители редко используются в буратах для обработки золотых ювелирных изделий. Наиболее распространены и более эффективны конусы из пластика 12 мм (рис. 6, слева вверху). Эти штампованные пластиковые наполнители изготовлены из полиэфирных смол, перемешанных с абразивными порошками, воздействуют мягко и равномерно; особенно пригодны они для финишной обработки ювелирных изделий из золота и серебра.

Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru
- Примеры наполнителей для финишной обработки в ротационном бурате.
Сверху слева – конусы из пластика; снизу слева – керамические наполнители;
в центре – деревянные брусочки; справа – шарики, шарики с конусом и цилиндры из стали.

Рисунок 6

Преимущество конической формы состоит в том, что наполнитель перемещается между деталями легко и равномерно. Пластиковые конусы обычно работают дольше, так как при износе они становятся меньше, но не теряют первоначальной формы. Мелкие конусы полезны для обработки очень мелких деталей, поэтому наполнители необходимо регулярно измерять и хранить отдельно по размеру.

Наполнитель, наиболее часто используемый при полировке – смесь шариков, игл и шариков с конусом из стали.

 

Форма буратов

В основном, ювелирные изделия из золота обрабатываются в закрытых шестигранных буратах, которые вращаются по горизонтали вдоль продольной оси. Бураты с открытым концом и вращающиеся под наклоном используются все меньше, так как производители обнаружили много преимуществ и превосходство горизонтальных буратов.

В горизонтальном бурате детали двигаются равномерно во всей рабочей зоне, которая распространяется по всей длине бурата. В наклонном бурате воздействие полировки неравномерное и рабочий участок ограничен. Кроме этого, когда разница в плотности между деталями и наполнителем слишком большая, как это происходит, когда металлические детали обрабатываются пластиком, детали и наполнитель с легкостью разделяются, что приводит к неравномерной и неудовлетворительной обработке.

Горизонтальные бураты обычно имеют шестигранное поперечное сечение, так что, когда бурат вращается, детали и наполнитель выталкиваются как можно дальше вверх и образуют крутую зону текучести. Недостатком круглых буратов является то, что загрузка стремится ко дну и не образует правильную зону текучести.

Материалы, из которых делаются бураты

В прошлом бураты преимущественно делались из древесины. Сегодня они делаются, в основном, из специального очень прочного пластика, который имеет большую ударостойкость. Они лучше буратов из традиционных материалов, так как:

  • по сравнению с деревянными, работают в 3-6 раз дольше;

  • в буратах, покрытых резиной часто случается, что во время обработки ювелирные изделия из золота и серебра с низкой пробой пачкаются. Причиной является воздействие серы, присутствующей в вулканизированной резине.

  • бураты из пластика можно с легкостью мыть и споласкивать. Это имеет большую важность для обеспечения чистоты оборудования, так как при обработке в бурате действует то же правило, что и при гальваническом покрытии: чем чище содержится оборудование и растворы, тем лучше будут результаты.

  • из современных пластиков легко изготовить точные по размеру бураты различных форм. Так, крышки могут быть сделаны полностью прилегающими, а внутренние поверхности буратов – абсолютно гладкими. Это устраняет риск того, что мелкие детали могут застрять в зазорах между крышкой и буратом.

При финишной обработке ювелирных изделий обычно выполняются три операции:

  • черновая обработка

  • окрашивание (придание блеска)

  • полировка.

Однако нельзя не учитывать еще одну предварительную операцию: обработка в бурате не производится выборочно, как аккуратная полировка вручную, и такие недостатки, как соединительные линии и заусенцы на изделии не могут быть удалены в бурате, а должны быть устранены вручную до черновой обработки. На фотографии рис. 7 показаны два кольца.

Слева видно исходное литье, у которого есть соединительная линия и даже вмятины, происходящие от пузырьков, оставшихся, когда оригинальная восковая модель была покрыта гипсом.

Кольцо справа "очищено" и готово для черновой обработки.

Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru

Рисунок 7

- Два отлитых кольца со стыком.
Слева – литье с четкой линией соединения и другими дефектами, которые не могут быть удалены при обработке в бурате.
Справа – такое же литье, вручную подготовленное для обработки в бурате.

Рисунок 8

- До и после… Эта фотография двух золотых колец показывает то, что можно получить, воспользовавшись современным процессом обработки в бурате.
Обработка - Механизированная полировка. Ювелирное оборудование и технология. Jewellerytech.ru
 

Обработка в бурате

Термин, использующийся для описания операций по финишной отделке при помощи ротационного бурата.

Цикл черновой обработки

Термин, часто использующийся для определения черновой обработки в бурате.

Окрашивание

Термин, использующийся для определения полировки деталей после цикла черновой обработки.

Смеси

Совокупность химических смесей, иногда перемешанных с абразивными порошками, которые добавляются к наполнителям и деталям при финишной отделке.

Удар

Термин, используемый для описания ситуации, когда детали непосредственно контактируют друг с другом или с наполнителем, вызывая повреждения, проникновение абразива в поверхность или обесцвечивание.

Налет

Мельчайшие частицы с наполнителя и деталей, снимаемые во время финишной отделки.

Наполнители

Материал, используемый для в бурате для обработки деталей и для их разделения, предотвращающего удары.

Детали

Обрабатываемые детали, ювелирные изделия или их части, которые должны быть обработаны в бурате.

Относительная загрузка

Отношение объема деталей к объему деталей плюс наполнителей.

Относительное наполнение

Отношение общего объема наполнителей и деталей к внутреннему объему бурата. Выражается в процентах.

Снятие заусенцев

Операции по удалению острых кромок или заусенцев, часто присутствующих на деталях после штамповки.

Шарики с конусом

Термин, используемый для описания наполнителя в виде стальных шариков с одной стороны имеющих вид конуса.

Черновая обработка

Первый этап процесса обработки в бурате, во время которого детали выглаживаются при помощи наполнителей и/или абразивных составов.

Время цикла

Время, необходимое для обработки деталей определенной операции обработки в бурате.

Доктор Манфрид Дреер – один из знаменитых производителей и поставщиков машин для финишной отделки в бурате, вибраторов и центрифуг для ювелирной промышленности.

Он работал вместе с профессором Е.Рауб в Институте исследования драгоценных металлов в Шваблих Гмунд и в Институте Макса Планка в Стокгольме. После пяти лет занятий в области драгоценных и цветных металлов в 1956 г основал свою компанию в Пфорцхайме.

 

источник: ЮвелиТЕХ ювелирная техника и технологии


просмотров: 3492
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Truweigh Digital Scale CL-1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Gram Pocket Herb

$9.99
End Date: Monday Aug-13-2018 3:27:21 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
SIMICHROME POLISH 1.76 ounce Bakelite Test, Car Brass

$7.99
End Date: Saturday Jul-21-2018 2:07:12 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Digital Scale 1000g x 0.1g Jewelry Gold Silver Coin Grain Gram Pocket Size Herb

$6.82
End Date: Friday Jul-27-2018 6:12:41 PDT
Buy It Now for only: $6.82
|
Portable 200g x 0.01g Mini Digital Scale Jewelry Pocket Balance Weight Gram LCD

$16.79
End Date: Tuesday Jul-17-2018 18:15:22 PDT
Buy It Now for only: $16.79
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
 Драгоценные камни. Мини-энциклопедия
Драгоценные камни. Мини-энциклопедия
Компактная мини-энциклопедия содержит информацию о самых популярных и распространенных драгоценных камнях мира. В книге каждому из них отведена всего одна страница, однако она содержит очень много полезной информации и несколько цветных фотографий. Описаны характеристики камня, история его открытия, особенности использования в ювелирном деле. Отдельно рассказано о магической роли, которую приписывают данному самоцвету. Приводятся рекомендации астрологов - людям какого знака Зодиака рекомендуется носить украшения с этим камнем. Указано использование камня в современной литотерапии. Компактный размер издания позволяет использовать книгу как справочник, который всегда поможет вам в выборе индивидуального украшения с драгоценными камнями....

Цена:
75 руб

Г. И. Зуев Имперiя Фаберже
Имперiя Фаберже
В книге рассматривается, как семья Фаберже обосновалась в России, описываются вехи основания фирмы Фаберже, ее расцвет, и разорение в вихре революции. Дана история поиска сокровищ Фаберже и судьба потомков Карла Густовича Фаберже в эмиграции....

Цена:
519 руб

Технология обработки алмазов в бриллианты
Технология обработки алмазов в бриллианты
В книге описана технология обработки алмазов в бриллианты, приведены сведения о современном оборудовании и технологической оснастке, раскрыта физическая сущность процессов обработки алмазов, даны некоторые сведения по кристаллографии алмазов, их происхождении, добыче, применении в технике; освещены вопросы классификации алмазов и бриллиантов....

Цена:
519 руб

Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства
Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства
В настоящий альбом включены произведения искусства, хранящиеся в отделе драгоценных металлов - "золотой кладовой" Исторического музея Москвы. Среди них камерная скульптура и декоративные вазы, созданные для убранства интерьеров, золотая и серебряная посуда, ювелирные украшения из платины, золота, серебра, предметы церковного обихода.
Всего иллюстраций 156....

Цена:
719 руб

Уральские самоцветы
Уральские самоцветы
"Эта книга об одном из самых своеобразных заводов не только на Урале и даже не только в нашей стране. Огранка полудрагоценных камней и алмазов, создание удивительных изделий из цветного камня: яшмовых ваз, малахитовых шкатулок, монументальных изделий и сувениров - вот сфера его деятельности. В нем объединены промышленное предприятие и художественная мастерская.
Естественно возникновение камнерезного дела на Урале - в богатейшей кладовой яшм и мраморов, малахита и самоцветов, в промышленном рабочем краю.
Завод (с 1977 года производственное объединение "Уральские самоцветы родился 250 лет назад - в июле 1726 года - как небольшая мастерская. Стал Екатеринбургской, гранильной фабрикой. За годы Советской власти вырос в одно из передовых предприятий отрасли.
Высокое мастерство современных камнерезов и гранильщиков не пришло вдруг - в нем спрессован опыт поколений, оно по крупицам накапливалось веками. Сегодняшним мастерам камня нужно знать свое прошлое, опыт предшественников, их удачи и ошибки, их надежды и разочарования. К прошлому стоит обращаться не только для сравнения, у прошлого нужно уметь учиться, учиться как на удачах, так и на ошибках.
"Уральские самоцветы" - крупнейший мировой центр по художественной обработке камня. Изделия из камня, созданные уральскими камнерезами и гранильщиками, широко известны не только в нашей стране. Их знают Париж и Лондон, Нью-Йорк и Токио. Они несут людям радость, рассказывают о богатстве подземных кладовых, о красоте и щедрости души "каменных дел мастеров"".

Б.В.Павловский


Книга иллюстрирована полноформатными фотографиями работ уральских мастеров, которые хранятся в Эрмитаже, Павловском дворце - музее и музее производственно - технического объединения "Уральские самоцветы"....

Цена:
649 руб

 Аукцион №2. Декоративно-прикладное искусство XVIII-XX веков и предметы Фаберже. Каталог
Аукцион №2. Декоративно-прикладное искусство XVIII-XX веков и предметы Фаберже. Каталог
Представляем вам коллекцию второго аукциона русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и предметов Фаберже аукционного дома "Кабинет"....

Цена:
1329 руб

Античные камеи. Эрмитаж
Античные камеи. Эрмитаж
Собиравшаяся более двухсот лет, коллекции является одной из крупнейших в мире и насчитывает свыше пятисот рельефных гемм. В миниатюрном издании представлены камеи, многие из которых составляют гордость уникального собрания Эрмитажа....

Цена:
639 руб

Ювелирное искусство Урала / Jewellery Art in the Urals
Ювелирное искусство Урала / Jewellery Art in the Urals
Светлое, радостное, праздничное - вот те слова, которые всегда сопутствуют ювелирному искусству. С каким-то особым, приподнятым настроением идем мы на выставки, в музеи, где можно увидеть произведения ювелиров. Знаем: нас ждет праздник. Яркие краски самоцветов, причудливые формы изделий, затейливые орнаменты рассказывают о чем-то знакомом, близком и все-таки неведомом, влекут в мир таинственной красоты и вечной женственности.
Немало интересных страниц вписали в историю этого искусства советские художники. Среди них и уральцы, чье самобытное мастерство известно не только у нас в стране, но и за рубежом.
Данное издание дает представление о ювелирном искусстве Среднего Урала, о его истоках, становлении. И хотя в прошлом можно отыскать события, факты, свидетельствующие, что в определенные периоды вроде бы появлялись благоприятные предпосылки, ювелирное искусство на Урале - явление, по существу, новое, сложившееся уже в наше время. К 60-70-м годам, преодолев узкие краевые границы, оно вышло на всесоюзные художественные выставки, встало в ряду таких давних, признанных ювелирных школ, как московская и ленинградская.
Автор рассказывает о свердловских ювелирах - представителях первого поколения профессиональных художников, чьим трудом проложен путь от ремесла к искусству. В их сердцах и руках находится тонкая нить преемственности национальной культуры, народных представлений о красоте. Иллюстрации представляют произведения, наиболее характерные в художественном отношении, дающие возможность судить об особенностях современного уральского ювелирного искусства....

Цена:
589 руб

Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро в Государственном Эрмитаже занимает одно из первых мест среди подобных коллекций музеев России. Исторический охват эрмитажного собрания простирается от XVII до начала XX века.
Здесь собрано множество самых разнообразных предметов, начиная с такого уникального грандиозного памятника, как гробница Александра невского, и кончая канделябрами, табакерками, стопами, ковшами, мисками, пуговицами, перстнями, серьгам и т.д.
Альбом дает яркую картину развития и смены художественных стилей, совершенствования и разнообразия технических приемов обработки серебра на протяжении более двухсот лет. В нем представлено около четырехсот предметов самого разнообразного назначения, от высокохудожественных произведений до мелких бытовых изделий, что позволяет всесторонне ознакомиться с историей серебряного дела в России....

Цена:
1639 руб

Ювелирные изделия в Эрмитаже
Ювелирные изделия в Эрмитаже
Ювелирные изделия в Эрмитаже. (Особая кладовая)...

Цена:
289 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика