Ювелирное дело
Аффинаж серебра и золота
Аффинаж серебра и золота

Научный и технический прогресс преобразовал производство, однако, нельзя сказать, что этот процесс уже завершен. Все дальше уходит время, когда ювелир самостоятельно изготавливал инструменты, закалял и обрабатывал их.

Увеличение популярности ювелирной продукции, серийное изготовление на все более многочисленных и разнообразных станках, повышенные требования к качеству продукции вывели из ювелирного производства аффинаж. Поэтому, обычно, для ювелира процесс, описанный ниже, не представляет большого интереса.

СЕРЕБРО

Аффинаж производится при помощи купелирования, электролитическим или химическим способом. Путь выбирается в зависимости от количества аффинируемого серебра, непрерывности производства и состояния обрабатываемого материала. Электролитический аффинаж выполняется, когда серебро имеет высокую пробу, выпуск продукции производится ежедневно.

Если серебро растворено и находится в состоянии хлорида или сульфата, наиболее экономичной является химическая или электрохимическая обработка.

Сплавы серебра с низкой пробой аффинируются при помощи купелирования, для чего используется печь с тиглем в виде чашки, называемый пробирным тиглем. Этот метод основан на свойстве свинца расплавленного с серебром окисляться на воздухе, отделяясь от металла вместе с посторонними примесями. Не отделяется только золото, платина и другие металлы семейства платины, которые остаются в сплаве с серебром. Печь покрыта мергелью — пористой известняковой глиной, которая поглощает окись свинца, испаряющийся из жидкого сплава под воздействием потока воздуха. После завершения окисления и перехода свинца в окись, поверхность сплава принимает радужную окраску, через которую при растрескивании прорывается яркий блеск серебра. Этот блеск указывает на окончание аффинажа.

Электролитический аффинаж производится в ячейках из песчаника или пластика, содержащих раствор нитрата серебра с содержанием серебра до 50 г/л, азотную кислоту 1,5 г/л; плотность тока 2 А/дм2; аноды изготавливаются из загрязненного серебра, катод — из тонких полосок нержавеющей стали. Аноды помещаются в мешочки из ткани, в которых собираются нерастворимые загрязнения частицы серебра, избежавшие электрохимического растворения. На катоде откладывается серебро в виде макрокристаллов, которые растут в сторону противоположного полюса вплоть до короткого замыкания. Для того, чтобы избежать этого, ветви кристалловломаются при перемешивании раствора в направлении параллельном электродам на небольшом расстоянии от катода. Кристаллы падают в корзину на дне, откуда периодически удаляются. Полученные кристаллы затем отливаются в слитки. В электролите собирается прежде всего медь, при достижении определенной концентрации медь начинает откладываться на катоде, поэтому электролит необходимо заменять.

Для извлечения серебра из соли или растворов используется химический способ. Как и фотографическом процессе металл выделяется из раствора в виде черного сульфата серебра, такой метод серебра предусматривает добавление сульфита натрия. Операция продолжается до прекращения выделения сульфита серебра. Металл извлекается в виде хлорида после добавления хлорида аммония или поваренной соли, жидкость отстаивается до ее разделение на прозрачную и мутную фракцию. Если добавление соли не вызывает помутнения, все серебро уже находится в осадке.

Серебро из хлорида можно добыть двумя способами: сухим — литьем в присутствии карбонатов щелочных металлов или из раствора, доводя пробу до 1000‰

МЕТОД СОДЫ

Сухой хлорид перемешивается с равным весом карбоната натрия, смесь нагревается в тигле, наполненном не более, чем на половину, так как масса выделяет газ и увеличивается в объеме. После окончания выделения газа температура поднимается до температуры спокойного плавления. Смесь охлаждается, металл вынимается, плавится еще раз и отливается. Преимущество этого метода заключается в быстром получении металла, однако сода разрушающее действует на тигель.

МЕТОД ХИМИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Используется серная кислота и металлический цинк или железо, либо соляная кислота с железом, цинком или алюминием.

Хлорид серебра смешивается с одним из упомянутых металлов и к шламу добавляется 20% соляная или серная кислота. Реакцию можно провести более спокойно, если осуществить постепенную добавку кислоты, доливая ее при окончании реакции. Газ перестает выделяться, когда металл (железо, цинк или алюминий) растворен или, когда израсходована кислота, что можно констатировать индикаторной бумагой. Трансформация хлорида в серебро заканчивается, когда окраска приобретет однообразный свинцовый цвет. После этого добавляется кислота до растворения присутствующего цинка, крупные куски предварительно удаляется. Получившийся порошок промывается водой для удаления кислоты, затем сушится и плавится. Серебряный порошок имеет название серебряный цемент.

Если небольшое количество серебро перемешано с медью, то есть речь идет не о сплаве, а о смеси, какой могут быть, например, опилки серебра и меди, в такой смеси можно растворить только серебро при помощи смеси азотной и серной кислоты, которая реагирует в холодном и быстрее в горячем виде.

  • концентрированная серная кислота при 66°B, 900 г или 500 см3,
  • концентрированная азотная кислота при 42°B, 100 г или 70 см3.

Если температура не превышает 50°C, используется емкость из стекла, фарфора или випласта. Нагрев, если не может быть выполнен непосредственно, производится в водяной бане. Этот метод используется при снятии серебра с посеребренных изделий. Другой проблемой, разрешимой при помощи этого метода является растворение никеля, меди, свинца, или сплавов свинца и олова для пайки, не растворяя одновременно с этим и серебро.

Если серебро находится в виде гальванического раствора, наилучшим методом является электролитический. Используются аноды из нержавеющей стали или графита и катоды из нержавеющей стали, на которой собирается серебро. Напряжение между электродами 1-2 В, процесс продолжается до выделения всего серебра, то есть до момента, когда серебро перестает откладываться, выделяется только газ.

ЗОЛОТО

Золото может быть очищено (отделено от других металлов) двумя способами — химическим и электрохимическим.

В ювелирном производстве при проведении аффинажа используется химический метод, второй — толькодля больших количеств и при постоянном применении.

Ювелир может иметь загрязненное золото в твердом виде в обломках более или менее большого размера или уже растворенным в царской водкев виде хлорида золота. Для отделения золота от раствора используются различные химикаты.

Предпочтение отдается сульфату железа (2) FeSO4 — дешевому, не токсичному веществу.

Сернокислое железо продается в виде зеленых кристаллов или кристаллического порошка и должен храниться в хорошо закрытых сосудах, в противном случае он превращается в сульфат железа (3) Fe(SO4)3 коричневого цвета, непригодного для использования. Сульфат растворяется в двойном количестве воды, если жидкость мутная — это вызвано превращением сульфата; добавляется несколько граммов, например, 5 на каждые сто граммов сульфата и на дно посуды высыпаются чистые железные гвозди, весом по крайней мере равным весу добавленной кислоты. Таким образом готовится смесь для отделения золота. В общем случае необходимы 3-4 г сульфата или 9-12 г раствора сульфата на один грамм извлекаемого золота.

Ошибкой является считать, что достаточно добавить сульфат железа к царской водке, содержащей золото для получения качественного отделения желаемого количества металла. Никогда нельзя полностью извлечь растворенное золото. Наиболее приемлемым методом является испарение под вытяжным колпаком всего избытка азотной кислоты — царская водка медленно нагревается в фарфоровой чашке, в которую для предотвращения разложения хлорида золота добавляется поваренная соль, между чашкой и пламенем помещается сетка из железа, покрытого асбестом. Смесь нагревается до получения густоты сиропа. Являясь утомительной операцией, эта операция заслуживает внимание потому, что обеспечивает наиболее полное отделение золота. Для ускорения процесса рекомендуется периодически перемешивать раствор при помощи стеклянной палочки, добавляя время от времени небольшое количество соляной кислоты. Жидкость с густотой сиропа охлаждается, добавляется небольшое количество соляной кислоты, три объема воды и фильтруется. Фильтр промывается водой, которая выливается в отфильтрованную жидкость и к ней добавляется сульфат железа.

Золото, полученное при помощи сульфата железа имеет вид красно-коричневого тяжелого порошка, который оседает на дно сосуда, затем фильтруется, промывается водой. Золото собирается на бумажном фильтре, который затем сжигается. Если все операции проведены правильно, извлекается все золото, а получившийся металл имеет пробу 1000‰.

Для того, чтобы быть уверенным, что вместе с отработанными жидкостями не выливается также золото, к ним всегда добавляется немного сульфата железа и наблюдается выпадение металла в осадок. В случае отсутствия осадка и других благородных металлов — платины и палладия, раствор выливается.

Более простым методом является реакция раствора кислоты в присутствии чистых гвоздей до того момента, когда количественный анализ даст признаки полного отсутствия золота. Реакция железа, которое переходит в раствор разрушает азотно-азотистые соединения.

Оставшиеся гвозди вынимаются, порошок собирается, промывается и плавится.

ХИМИЧЕСКИЙ АФФИНАЖ ПОСЛЕ КВАРТОВАНИЯ

Квартование — доведение содержания золота до 250‰ при помощи плавления в присутствии другого металла, обычно серебра. В реальности квартование означает уменьшение пробы любого драгоценного металла при помощи разбавления другим металлом путем плавления. Аффинаж основан на растворении металлов, которые сопутствуют золоту, когда их вес в три, минимум в два с половиной раза больше веса золота. Золото должно присутствовать в количестве от 250 до 280‰, остальная часть должна быть составлена из металлов, растворимых в азотной кислоте. Если золота присутствует больше, например, 300‰, аффинаж не происходит, если меньше 250‰, при обработке кислотой металл превращается в порошок и операция требует повышенного внимания. Для удобства расчета сплав составляется из одной части золота и 3 частей других металлов.

Этот метод может быть изменен. Вместо серебра можно использовать медь или латунь. Для сокращения времени можно выливать расплавленный квартованный сплав тонким ручейком в воду так, чтобы металл принимал форму шариков, которые затем опускаются в азотную кислоту. Образование шариков необходимо, если квартованный сплав является хрупким и не переносит вальцевания.

Когда квартованное золото содержит максимум 10% меди и очень малое количество свинца, вместо азотной кислоты посторонние металлы можно растворять концентрированной серной кислотой. Вес кислоты должен превышать вес металла в три раза. Кислота медленно нагревается до начала реакции и одновременно перемешивается. После окончания реакции кислота охлаждается и выливается в воду. Количество воды должно превышать вес кислоты в три раза. Золото помещается в фарфоровую чашку, несколько раз хорошо промывается дистиллированной водой сначала холодной, потом горячей и затем плавится. В пятидесятых годах на некоторых производствах проводились эксперименты растворения металлов не химическим, а гальваническим способом. Этот метод не дает достоверных результатов и не имеет преимуществ.

Химический контроль золота, полученного квартованием показывает, что аффинированный металл не имеет пробу 1000‰ и содержит тысячные доли других металлов.

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКИЙ АФФИНАЖ

Этот аффинаж следует проводить предприятиям, которые имеют постоянное количество золота с пробой не менее 900. Аффинаж дает хорошие результаты, если количество серебра не превышает 100 тысячных. Анодом служит аффинируемое золото, катод должен быть изготовлен из чистого золота. Раствор состоит из хлорного золота и соляной кислоты.

АФФИНАЖ ПРИ ПОМОЩИ ХЛОРА ПО МЕТОДУ МИЛЛЕРА

Этот метод основан на следующем явлении: при прохождении через золотосодержащую массу газообразный хлор воздействует прежде всего на металлы, которые снижают пробу золота и в последнюю очередь на золото и платину. Примерный порядок воздействия: цинк, железо, сурьма, олово, арсений, медь, свинец, висмут, серебро, теллур, селений, золото, платина. Преимущество метода — доведениепробы золота за несколько часов до 994-996‰, оборудование занимает мало места. Недостаток — необходимостьзащиты оператора и окружающей среды от воздействий хлора, ядовитого и коррозийного газа. Применяется для золота пробой выше 700‰ с высоким содержанием прежде всего серебра.

Хлор, выходя из расплава уносит с собой хлориды металлов, золото и другие соединения, которые в больших или меньших количествах откладываются на внутренних стенках вытяжной вентиляции.

 

источник: ЮвелиТЕХ ювелирная техника и технологии


просмотров: 11793
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
40x 25mm Glass Magnifying Magnifier Jeweler Eye Jewelry Loupe Loop Led Light

$6.38
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $6.38
|
925 Sterling Silver ROUND Wire Coils 6" thru 20' Gauges 8 thru 30 Dead Soft USA

$5.25
End Date: Tuesday Jan-22-2019 14:45:51 PST
Buy It Now for only: $5.25
|
Mini Jeweller 60X Pocket Microscope Jewelry Magnifier Loupe Glass LED Light

$5.69
End Date: Wednesday Jan-23-2019 10:27:49 PST
Buy It Now for only: $5.69
|
Jewelry Cleaner Solution Safely Clean all Jewelry Gold Silver & Diamonds

$8.08
End Date: Friday Feb-8-2019 21:45:13 PST
Buy It Now for only: $8.08
|
Search Results from «Озон» Ювелирное искусство
 
Гураль С. Драгоценные камни. Гид по миру ювелирных секретов
Драгоценные камни. Гид по миру ювелирных секретов
О чем эта книга Прекрасное издание, которое поможет вам без труда ориентироваться в мире ювелирных тайн и секретов. С ее помощью вы получите практические советы по выбору и оценке самых популярных драгоценных камней: научитесь различать камни по цвету, прозрачности и твердости; приобретете необходимые знания по символике камней; откроете для себя их целительные свойства; сумеете безошибочно отличать натуральные камни от искусственных и синтетических; сможете выбрать наиболее подходящий для Вас камень по знаку Зодиака; наконец — научитесь инвестировать средства в покупку наиболее ценных и редких камней. Для кого эта книга Для всех, кто неравнодушен к драгоценным камням Для тех, кто хочет подобрать «свой» камень и изменить жизнь к лучшему Фишки книги • удобная навигация • уникальные красочные иллюстрации • конкретные рекомендации Отзывы с ozon.ru: Понравилась мне эта книжечка! Яркая достойная обложка, внутреннее содержание тоже на уровне. Хорошие краски, достаточно фотографий, на каждом развороте новый минерал и описание его свойств, мест добычи. Это хорошее подарочное издание! Коптева Татьяна На самом деле чудесно изданная книга, замечательные фотографии, отличная полиграфия, бумага выше всяких похвал, обложка "мягкая". Словом, книга так сама и просится в руки. Наслаждение для глаз и души. Краткого изложения вполне достаточно для "любителей" и тех, кому хочется расширить свой кругозор не большой по объёму информацией и получить удовольствие. Прекрасный подарочный вариант за вполне нормальные деньги. Обязательно рекомендую подругам. Елена (Великий Новгород, 35 лет) Красивая книжка, оставляет положительное впечатление уже даже без открытия. Конечно, она для любителей. Есть и исторические сведения, и приметы, и гороскоп и фото оригинальных изделий ювелирных домов. Не нашла нескольких интересующих меня камней, например, лазурит, но пару слов о нем сказано в разделе, как отличить природный от искусственного. Также хотелось бы больше фото природных камней, как они выглядят в породе, а не только ювелирных. Книга из серии изданий для досуга, но достаточная для того, чтобы разбираться в камнях и суметь отличить настоящий янтарь, бирюзу, коралл или рубин от искусственного и от подделки вообще. Книга стоит своих денег. Татьяна (Иркутск, 27 лет) Порадовала книга. Хорошо все. Писать об этой книге не стоит, её нужно просто купить, если вам интересно читать о поделочных и драгоценных камнях. Чудесно издан материал, изобилие иллюстраций, качественная бумага. Васильевна Виктория (СПб)...

Цена:
526 руб

Кварц Quartz
Кварц
Одна из книг геммологической серии английского издательства "Баттеруорс", посвященной описанию драгоценных и поделочных камней. Написана известным минералогом из Великобритании. В книге рассматриваются кристаллические и массивные минералы семейства кварца, вопросы генезиса этих минералов в земной коре, основные сведения о химии кварца, его полиморфизме, особенностях структуры, кристаллографии и ряде физических свойств, среди которых наибольшее внимание уделено цвету и оптическим характеристикам. Значительное место в книге отведено вопросам определения природного или искусственного происхождения образцов различных разновидностей кварца.
Для геммологов, минералогов, геологов, ювелиров, работников музеев, реставраторов и коллекционеров....

Цена:
359 руб

Русское художественное серебро XVII-начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро XVII-начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Русское художественное серебро в Государственном Эрмитаже занимает одно из первых мест среди подобных коллекций музеев России. Исторический охват эрмитажного собрания простирается от XVII до начала XX века.
Здесь собрано множество самых разнообразных предметов, начиная с такого уникального грандиозного памятника, как гробница Александра невского, и кончая канделябрами, табакерками, стопами, ковшами, мисками, пуговицами, перстнями, серьгам и т. д.
Альбом дает яркую картину развития и смены художественных стилей, совершенствования и разнообразия технических приемов обработки серебра на протяжении более двухсот лет. В нем представлено около четырехсот предметов самого разнообразного назначения, от высокохудожественных произведений до мелких бытовых изделий, что позволяет всесторонне ознакомиться с историей серебряного дела в России....

Цена:
1749 руб

Художественная ковка и литье Москвы
Художественная ковка и литье Москвы
Рассмотрены процессы художественной ковки и литья и особенности изготовления изделий в соответствии с уровнем развития технологии XVII - XX веков. Сделана попытка систематизировать художественные изделия ковки и литья Москвы. Приведены композиционные схемы оград с указанием основных размеров, характеристикой соединительных узлов и комплектующих деталей.
Текст иллюстрирован черно-белыми и цветными фотографиями, рисунками и чертежами....

Цена:
1119 руб

Н. Г. Троепольская Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917-2000 гг. (СССР-Россия)
Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917-2000 гг. (СССР-Россия)
Настоящий справочник призван удовлетворить интересы коллекционеров, экспертов и людей, интересующихся различными вопросами, касающимися развития ювелирного производства в России XX века. Являясь естественным продолжением известного справочника, опубликованного в книге "Золотое и серебряное дело XV-XX веков" М.М.Постникова-Лосева, Н.Г.Платонова, Б.Л.Ульянова, он поможет в определении не только времени и места производства того или иного изделия, но и в определении авторства благодаря расшифровке так называемых именников.
В научный оборот вводятся новые имена мастеров XX века, обобщенные в именном указателе, и именники предприятий (всего около 22 000 клейм).
Справочник поможет проследить динамику развития ювелирного производства советского и постсоветского периодов как по годам, так и по регионам. Помимо этого в приложениях приведены основные нормативные документы по вопросам клеймения изделий из драгоценных металлов в стране.

Формат издания: 21 см х 26,5 см....

Цена:
2973 руб

Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
Художественный металл Урала XVIII-XIX веков
В альбоме анализируется развитие стиля и техники художественного металла на Урале XVIII - XIX вв. Рассматриваются чугунное литье, каслинское чугунное литье, художественная ковка, изделия из меди, гравировка на стали, роспись....

Цена:
1616 руб

Н. В. Жилина, Т. И. Макарова Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII веков. Художественные стили и ремесленные школы
Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII веков. Художественные стили и ремесленные школы
Книга посвящена выявлению соотношений внешних культурных воздействий и славяно-русских традиций в формировании древнерусского драгоценного убора. Анализируется процесс развития древнерусского ювелирного ремесла, его художественной и технологической сторон. Рассмотрены техники перегородчатой эмали, черни, филиграни....

Цена:
1877 руб

Сокровища Алмазного фонда СССР. Каталог выставки
Сокровища Алмазного фонда СССР. Каталог выставки
Книга представляет собой иллюстрированный каталог выставки "Сокровища Алмазного фонда СССР".
Алмазный фонд СССР является собранием уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность. Выставка знакомит с характером и многообразием этого редчайшего собрания драгоценностей....

Цена:
649 руб

Янтаря открытый свет
Янтаря открытый свет
Теплый солнечный камень янтарь всегда покорял человека неповторимой красотой. Этот альбом знакомит читателей с изделиями советских художников-ювелиров, своим талантом одухотворяющих чудесный балтийский самоцвет....

Цена:
259 руб

Ювелирное дело Zlatnictvi
Ювелирное дело
Книга знакомит читателя с основами ювелирного мастерства. Рассказывает о простых и благородных металлах, технологии их обработки, различных ювелирных работах. Описывает драгоценные и полудрагоценные камни, а также используемые при изготовлении драгоценностей материалы в соответствии с их применением в ювелирном деле.

Книга может служить практическим руководством для начинающих ювелиров....

Цена:
509 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика