Ювелирная энциклопедия
Ювелирные изделия Красного села и других районов
Ювелирные изделия Красного села и других районов
Производство всевозможных ювелирных поделок и украшений из золота и серебра – одно из древнейших художественных ремесел. Оно отличается разнообразием технических приемов. В искусстве ювелиров издавна применялись литье, чеканка и гравировка, филигрань., наводка черни и эмаль. Нередко несколько технических приемов совмещаются при выполнении того или иного ювелирного изделия. Чеканкой и гравировкой очень часто дополняют литье; филигрань сочетается с чеканкой, эмаль с филигранью и т.д.

Народные ювелирные промыслы, выпускающие недорогие вещи из меди, белого металла и серебра с позолотой, цветными камнями и т.д. – кольца, серьги, броши, кулоны, браслеты, – а также разнообразные кресты и образки, издавна существовали в городах и селах нашей страны. Основным потребителем этих изделий было крестьянство и малозажиточная часть городского населения: торговцы, мещане, ремесленники.

В XIX веке производство недорогих ювелирных вещей получило особенно сильное развитие в селах и деревнях Костромской губернии – Красном, Сидоровском и других, – расположенных по Волге в 30-40 километрах от Костромы, Село Красное – центр ювелирного промысла, охватывающего четыре волости, пятьдесят одно селение и около 1706 работников, к концу XIX века, подобно Гжели, представляло собой, по определению В.И.Ленина, типичный центр "народной" капиталистической мануфактуры. В конце XIX века красносельский ювелирный промысел производил продукции более чем на миллион рублей.

Недорогие ювелирные изделия расходились по всей стране, они сбывались в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, в Сибири, часть изделий шла в Среднюю Азию, Афганистан, Иран и Индию.

В конце XIX – начале XX века в продукцию красносельских ювелиров стали проникать черты модерна. Открытие земством в селе Красном класса технического рисования, преобразованного в 1904 году в художественно-ремесленную мастерскую, не улучшило положения дела. Это мероприятие в значительной мере способствовало развитию модных в то время модернистских тенденций и ложнорусского стиля; промысел находился во власти скупщиков и торговцев, наживающихся от перепродажи изделий кустарей и являвшихся главными проводниками дурного вкуса.

После Великой Октябрьской социалистической революции мастера красносельского ювелирного промысла одни из первых стали создавать кооперативные артели. По числу занятых в промысле мастеров это был самый крупный центр народных художественных промыслов. В 30-х годах здесь работало в нескольких крупных артелях ("Красный кустарь" в селе Красном, Сидоровский промколхоз в селе Сидоровском, "По заветам Ильича" в селе Подольском) более 1200 мастеров. Кадры для промысла готовил Красносельский техникум.

Глубокий упадок, в котором находился красносельский ювелирный промысел перед революцией, изживался постепенно. В 20-х годах промысел выпускал главным образом революционные значки и пятиконечные звезды (до 20 тысяч штук в год), а также чайные ложки (до 12 тысяч дюжин). По мере возрастания спроса на ювелирные украшения красносельские. мастера постепенно возрождали свой исконный ассортимент: серебряные с позолотой серьги, перстни, браслеты, кольца, кулоны, заколки, броши и т.д. В большинстве изделий употреблялись искусственные камни (цветное граненое стекло). Резкий блеск позолоты и цветных граненых стекол придает, как правило, грубоватый вид таким изделиям. Лучшими среди них до сих пор продолжают оставаться изделия, в которых отсутствуют цветные искусственные камни, например, традиционные серьги – "калач". Такого вида изделия, очень скромные, простые по форме, лишенные какой-либо вычурности и претенциозности, убедительно свидетельствуют о больших потенциальных возможностях народного творчества.

Такие вещи просты в выполнении и требуют минимальной затраты металла. Вместе с тем они могут служить образцом и убедительного художественного решения. Форма изделий хорошо согласована с их функциональным назначением. Нарастающая книзу объемность серьги придает ей пластическую выразительность, подчеркивая весомость и массивность нижней части и ювелирную тонкость и легкость верхней. Плавно округленная форма серьги напоминает полумесяц, острые рога которого сближены и соединены тонкой проволочкой-подковкой.

По-видимому, не случайно эта древняя народная форма ювелирного украшения продолжает пользоваться успехом и в наши дни. Если учесть, что близкие аналогии ей мы находим среди золотых и серебряных колт XI-XII веков Киевской Руси, то станет очевидным, какое серьезное испытание временем она выдержала.

С середины 30-х годов в красносельском ювелирном промысле стала с особой остротой ощущаться необходимость обновления ассортимента, развернулась творческая работа над новыми видами изделий. В этой работе участвовали и старейшие мастера промысла – Л.Метлин (род. 1873г.), М.Волков (1875- 1953), и, с конца 30-х годов, представители молодого поколения – Н.Грустливый (род. 1914г.), В.Каретин (род. 1921 г.), Г.Дерябин (род. 1914 г.) и другие.

Творческие поиски шли в разных направлениях. Делались попытки выполнять из металла миниатюрные изделия, не имеющие определенного целевого назначения, типа настольных украшений. Создание таких вещей диктовалось главным образом потребностью блеснуть мастерством, виртуозной техникой исполнения. К числу таких изделий принадлежат: миниатюрный стол со стульями, со стоящим на столе самоваром и чайным сервизом работы Л.Метлина или миниатюрная скульптурная группа, состоящая из лошади, запряженной в тарантас, в котором сидит кучер. Лошадь и кучер выкованы из железа и обработаны чеканом (мастер К.Шестернин). Тарантас и упряжка (оглобли, сбруя) исполнены в технике филиграни (мастер А.Серов). Эта скульптура отличается не только тонкостью мастерства, но и большой выразительностью. В ней много общего с народной деревянной и керамической скульптурой. Делались опыты изготовления и эмалевых вещей, в частности, серебряных изделий, украшенных геометрическим орнаментом, а также изделий с растительным орнаментом, выполненным техникой эмали в глубину. Убедительно свидетельствуя о высоком техническом мастерстве красносельских ювелиров, все эти опыты не разрешали, однако, главной задачи – обновления ассортимента массовых изделий.

Более перспективными оказались опыты по возрождению филигранного дела. Со второй половины 30-х годов производство филигранных изделий получило в красносельском ювелирном промысле широкое развитие.

Филигранью, или сканью, называется жгутик, скрученный из двух или нескольких медных (иногда серебряных или золотых) проволочек. Такие металлические жгутики легко гнутся и принимают форму спиралек, колечек, лепестков, розеток, а также всевозможных криволинейных и прямолинейных геометрических фигур. Орнамент плоских филигранных изделий обычно предварительно прорисовывается на бумаге. Такой рисунок помогает набрать проволочные детали и составить из них требуемый узор путем наклейки их на бумагу. Набранный рисунок посыпают измельченным припоем (сплав серебра или золота с цветным металлом) и спаивают. Иногда филигрань напаивается на металлический остов предмета. Для получения объемных предметов пользуются железными формами.

Техника филиграни позволяет выполнять разнообразные по форме изделия и композиции. Из медной позолоченной или посеребренной витой проволоки путем набора и спайки отдельных, заранее приготовленных узорчатых деталей можно делать и плоские и округлые изделия. Филигранная поверхность может быть ровной и рельефной, она нередко дополнительно украшается специально выполняемыми накладками, небольшими литыми шариками – зернью, сочетается с гладкими, награвированными или обработанными чеканом поверхностями металла. Техника филиграни дает возможность выполнять композиции, состоящие из растительных и геометрических узоров, она позволяет вводить в эти узоры и изобразительные мотивы. Для того чтобы подчеркнуть тот или иной мотив или ту или иную деталь узора, в филигрань нередко вводится более толстая и гладкая проволока. Очень часто основной контур узора выполняется из толстой, а все детали из более тонкой проволоки.

Во второй половине 30-х годов в с. Красном вырабатывался довольно широкий ассортимент филигранных изделий: подстаканники, портсигары, пряжки, брошки и т.д. Филигранный (сканный) орнамент строится по-разному. Иногда он составляется из крутых спиральных завитков, выполняемых из толстой проволоки. Этот основной стержень несет на себе множество тонких побегов-усиков, закручивающихся на конце в мелкие спиральки и заполняющих все внутреннее пространство между крупными завитками. Иногда сканный орнамент состоит из розет, окруженных крупными лепестками, которые располагаются либо довольно свободно, заполняя плоскость предмета, либо вписываются в определенные геометрические фигуры-ромбы, восьмиугольники, треугольники и т.д. В этих случаях из толстой проволоки выполняются обычно контуры розет, геометрических фигур и крупных лепестков, а все свободное между ними пространство заполняется тонкими волнистыми линиями, колечками, спиральками, ромбиками и другими мелкими орнаментальными формами.

Некоторые изделия, например подстаканники, украшаются филигранным орнаментом, состоящим из розет и восьмиконечных звезд, вписанных в строгие геометрические формы. Сочетание геометрических форм с тончайшим кружевным филигранным орнаментом накладывает отпечаток своеобразия на такие изделия.

Делались попытки выполнения в технике филиграни изделий и с сюжетными изображениями. Таков, например, нож-закладка, ручка которого украшена изображением плывущих в волнах рыбок.

О совершенстве исполнительского мастерства, которого достигли мастера Красного села, работавшие в технике филиграни, дает представление государственный герб СССР, выполненный во второй половине 30-х годов коллективом красносельских мастеров под руководством Н.Грустливого и Г.Дерябина. В этой большой работе (размер 31х31,5 см) техникой филиграни выполнена значительная часть изображения земного шара, серпа, молота, солнца, ленты, перевивающей колосья, и самих колосьев.

Ювелирные украшения и бытовые предметы, выполненные мастерами села Красного в технике филиграни, экспонировались на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939). Артели "Красный кустарь" (с. Красное) за филигранные изделия была присуждена на Всемирной Парижской выставке 1937 года золотая медаль.

В послевоенные годы филигранное дело продолжало развиваться. В отличие от довоенных лет посеребренная и позолоченная филигрань стала применяться не только в массовых бытовых вещах, но и в дорогих уникальных произведениях – в юбилейных кубках, декоративных вазах, ларцах и т. д., причем нередко она сочеталась с зернью, с гладким полированным металлом, делалась не только плоской, но и выпуклой или рельефной.

К числу наиболее значительных филигранных произведений, выполненных во второй половине 40-х годов, принадлежит ларец работы В.Каретина (рис. 162). Ларец прост по форме. Его прямоугольный остов покоится на невысоком постаменте. Приземистые, крепкие ножки, слегка выходящие за габариты постамента, придают ларцу устойчивость, а слегка сужающаяся кверху четырехскатная крышка делает его стройным. Филигрань покрывает верхнюю (плоскую) часть крышки ларца, ее скаты и боковые стенки остова, причем характерно то, что она расположена не сплошным кружевным узором, как это делалось в большинстве вещей довоенного времени, а делится узкими полосками гладко отполированного металла на правильные геометрические фигуры:- прямоугольники, различной формы треугольники и т.д. Слегка выступающие полоски гладкого металла членят поверхности ларца, как бы образуя его конструктивный остов. Вместе с тем они обрамляют определенные участки филигранного узора, подчеркивая своими четкими, гладко отполированными поверхностями его легкость и ажурность. Филигранный узор также стал разнообразнее; в его кружевные прозрачные завитки то там то здесь вкраплена зернь. На крышке ларца расположены три крупные выпуклые розетки, центры которых сплошь заполнены крупными шариками зерни. Это был первый, достаточно интересный и удачный опыт создания филигранного рельефа.

В позолоченном кубке – "Социалистическое строительство", выполненном в 1951 году мастерами А.Васиной (род. 1920 г.) и А.Шибановым (род. 1899 г.) по проекту художников А.Удалова и А. Щепелкина, филигрань не менее органично сочетается с полированным металлом, который в одних случаях резко контрастирует с кружевным филигранным узором, в других – создает красивую светотеневую игру чеканными и давлеными рельефами, в третьих – радует глаз изящными и тонкими профилировками. Этот кубок неплох, хотя и несколько тяжеловат по своим пропорциям, его цилиндрическое, слегка расширяющееся кверху тулово покоится на достаточно массивной, устойчивой и выразительной по силуэту ножке.

Заоваленная крышка завершается небольшим отполированным шариком, поддерживающим изображение ордена Победы. Верхняя и нижняя части тулова опоясаны неширокими полированными металлическими поясками. Между ними на определенном расстоянии проходят вертикальные профилированные полоски металла. Соединяясь с горизонтальными поясками, они делят слегка усеченное книзу цилиндрическое тулово кубка на четыре равные части. В каждую из этих частей вписан круглый медальон с чеканными рельефными изображениями (панорама новостройки, механизированная уборка урожая, лаборатория ученого, парный профильный портрет В.И.Ленина и И.В.Сталина). Филигрань в этом кубке лишь дополняет металлический остов кубка, подчеркивая своим легким матовым кружевным узором блеск и массивность отполированного металла.

Вслед за этим в селе Красном было выполнено еще несколько уникальных произведений. Художники и мастера промысла успешно продолжали поиски новых форм изделий, в которых металлический остов отделывался филигранью. В одних из них филигрань сплошным кружевным узором покрывает тулово изделий. Таковы, например, две вазы работы А.Голикова (род. 1919 г.) и А.Васиной, выполненные в 1952 году. Широкие полосы полированного металла образуют здесь несколько поясов разной ширины (по верхнему борту и нижней части ножки). Все пространство между этими поясами сплошь покрывает филигрань, которая играет главную декоративную роль.

В других изделиях филигрань использовалась по тому же принципу, как и в кубке "Социалистическое строительство": она лишь дополняла металлический остов, который сам по себе был достаточно выразителен. Таков, например, юбилейный кубок, выполненный в 1954 году по проекту А.Удалова и А.Щепелкина мастерами А.Васиной (скань), М.Суригиным (штампованные детали) и А. Шибановым (монтировка) и подаренный Украинской ССР в честь 300-летия воссоединения с Россией.

Кроме красносельского района, производство недорогих ювелирных украшений – брошей, колец с цветным стеклом, кулонов – существует в городе Приволжске Ивановской области (артель "Красная Пресня"). Здесь же изготовляется и цветное стекло (искусственный камень).

Красносельский ювелирный промысел способствовал возникновению в советские годы филигранного производства в селе Казакове, Горьковской области и в поселке Мстера, Владимирской области. В казаковской артели "Металлист", входящей в известный промысловый Павловский куст и выпускающей столовые приборы и хозяйственные инструменты, филигранный цех был организован в 1939 году. Технику филиграни казаковские мастера восприняли от красносельских ювелиров. В развитии искусства филиграни заметных успехов казаковская артель достигла в послевоенные годы.

В первых филигранных изделиях этой артели, в частности в работах О.Таракановой, чувствовалось подражание кружевным узорам. В дальнейшем был выработан свой тип филигранного орнамента. Особенно успешно стала развертываться творческая работа в этой артели в 50-х годах. В артель пришли молодые художницы Л.Савельева и В.Касаткина; была начата работа не только над филигранным узором, но и над формой изделий, что сильно способствовало улучшению художественного качества продукции. Филигранные вазы и сухарницы, имеющие форму корзиночки, блюда, чаши и т.д., разработанные по рисункам этих художниц, – бесспорное достижение артели. Фигурные, слегка заоваленные края у вазы-корзиночки, легкая вогнутость ее ажурных стенок делают ее легкой и изящной.

Филигранный узор в казаковской артели также приобрел характерный облик. В его основу была положена розетка с длинными вытянутыми лепестками и круто завивающиеся спирали. Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных завитков, сплошным узором заполняющих поверхность филигранных изделий. В мастерской артели производство филигранных изделий возникло лишь в 1947 году. Первое время продукция этой артели была не вполне удачна: филигрань выполнялась из толстой проволоки, не велось работы над формами изделий, вещи выглядели грубоватыми. Но постепенно и в этой артели филигранные работы сделались одним из наиболее интересных видов продукции. Большое значение имело то, что в артели было уделено внимание не только улучшению качества филиграни, но и работе над формой изделий, а также над различными способами применения филигранной техники. Над филигранными изделиями мастерской артели много и серьезно поработала художница В.Дмитриева (род. 1919 г.). В результате артель стала выпускать вещи, в которых филигрань сочетается в большинстве случаев с полированным металлом. В одних изделиях из гладкого металла сделана лишь ножка (туалетная вазочка в виде чаши), в других – гладкий металл играет более активную роль, из него выполнена и ножка и ручки, он включен в виде гладких полосок, лучами расходящихся от центра, в самый корпус вазочки (плоская вазочка-конфетница), наконец, в некоторых вещах филигрань сочетается с штампованными позолоченными накладками (подстаканник). Не во всех случаях задача решена с одинаковым успехом, но самый факт творческих поисков новых конструктивных решений применения филиграни имеет большое положительное значение.

Производство разнообразных ювелирных изделий развито в Москве и Ленинграде. Артель "Московский ювелир" в Москве, фабрика "Ленэмальер" и Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга в Ленинграде – крупные предприятия, выпускающие основную массу продукции.

В артели "Московский ювелир" работает много опытных мастеров, прекрасно владеющих техникой гравировки, филиграни, зерни. По образцам мастеров М.Фирсова (род. 1889г.), А.Ефимова (род. 1922 г.), Б.Сергеева (род. 1930 г.), а также по рисункам-эскизам художников О.Дворяткиной, Т.Новиковой и других артель вырабатывает перстни, броши, серьги, кулоны, браслеты и прочие ювелирные изделия с цветными драгоценными камнями и филигранными украшениями. Удачны оказались опыты артели по сочетанию филигранных работ с резной костью (художники В.Сасин и О.Дворяткина).

Ленинградские предприятия (фабрика "Ленэмальер", Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга) вырабатывают разнообразные ювелирные изделия – портсигары, пудреницы, запонки, подстаканники, стопки и т.д. – из биметалла с эмалевой росписью и филигранью, применяется томпак, штампованная эмаль. На этих предприятиях работают опытные художники: А.Радьков (род. 1887 г., фабрика "Ленэмальер"), Н.Фогт (род. 1887 г., Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга). Но отсутствие традиций и стремление удовлетворить запросы той части потребителей, которую привлекают не столько художественные достоинства изделий, сколько их яркость и блеск, накладывают определенный отпечаток на продукцию этих предприятий. Имеет, конечно, определенное значение новизна используемых материалов и технических приемов. Здесь предстоит проделать еще очень большую творческую работу, чтобы наметить пути дальнейшего развития и поднять художественное качество продукции. Огромный опыт прошлого, глубокие традиции ювелирного искусства, которыми обладает русский народ, должны явиться той отправной базой, опираясь на которую, можно решить эти задачи


По материалам сайта http://www.remesla.ru


просмотров: 3121
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Fire Opal Genuine 925 Sterling Silver White Gold Gemstone Jewelry Ring 6,7,8,9

$49.99
End Date: Thursday Nov-2-2017 13:32:29 PDT
Buy It Now for only: $49.99
|
18K Gold Plated Brass 1.00ct TDW Natural Diamond Tennis Bracelet

$19.99
End Date: Saturday Nov-4-2017 7:58:10 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Halo Stud Earrings with Black Diamonds in Sterling Silver

$63.70
End Date: Thursday Nov-9-2017 15:12:50 PST
Buy It Now for only: $63.70
|
14K Yellow Gold Round channel set Eternity Endless Anniversary Wedding Ring Band

$30.00
End Date: Sunday Nov-5-2017 13:17:47 PST
Buy It Now for only: $30.00
|
Search Results from «Озон» Ювелирные украшения


2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика