Ювелирная энциклопедия
Украина, история ювелирного дела
Украина, история ювелирного дела

 

Истоки

Ювелирное искусство (от немецкого Juwel или голландского juveel – драгоценный камень) – это искусство изготовления художественных изделий с драгоценных (золота, серебра, платины), а также из некоторых цветных металлов, часто в объединении с ценными и поделочными камнями, жемчугом; стеклом, янтарем, перламутром, костью и т.п..

Ювелирное дело в воображении человека связывается прежде всего с личными украшениями. Тем не менее браслеты, кольца, перстни и т.п. не исчерпывают этой области художественного творчества. Она включает также мелкую пластику, предметы для оформления интерьера, посуду, оружие, сувениры. Изготовленные из ценных металлов и камня или кости, такие изделия отмечаются высоким художественным и техническим качеством. Тем не менее, начинается ювелирное искусство именно c украшений, которые ярко иллюстрируют его историю от древнейших времен к настоящему.

Меч с золотыми украшениями рукоятки – Ювелирный музей – Украина – История ювелирного дела

Меч с золотыми украшениями рукоятки
Вторая половина IV ст. до н.э.
Золото, железо. Кование, тиснение, чеканка.
Курган поблизости с. Велыка Билозерка, Запорожская обл.

Гривна – ювелирный музей – украина – история ювелирного дела

Гривна
IV ст. до н.э.
Золото. Литье.
Курган поблизости с. Вильна Украина, Херсонская обл.

Пластина – украшение головы – Ювелирный музей – Украина – История ювелирного дела

Пластина – украшение головы
Конец IV ст. до н.э.
Золото. Тиснение.
Курган поблизости с. Гюневка,
Запорожская обл.

Древнейшие личные украшения, найденные на территории Украины, датируются эпохой палеолита. Это, прежде всего, два знаменитых костяных браслета с Мизинской стоянки на Черниговщине. Один из них имеет форму обруча, внешняя сторона которого декорирована мелким меандровым узором, разделенным полосами параллельных зигзагов. Второй состоит из пяти тонких пластинок, покрытых насечками. Мастерство нанесения декора, изысканность и богатство орнаментации, дают основание считать мизинские браслеты настоящими шедеврами первоначального ювелирного искусства. Выполненный чрезвычайно простым орудием, их декор превосходит все, созданное человеком палеолита в области орнаментации.

Материалом для украшений первобытному человеку служила не только кость мамонта, но и разные цветные минералы (белый кальцит, зеленый змеевик, нефрит), морские ракушки, зубы животных, клыка хищников. Кроме браслетов, в те прадавние времена были в обиходе ожерелья и амулеты, а также обручи на голову, похожие на диадемы античного мира.

Заметим, что рассматривать эти вещи как личные украшения в современном понимании не следует – сначала это были предметы прежде всего ритуально-магического назначения. Их формы и расположение на теле человека лишь со временем приобрели эстетическое значение. Например, меандровый орнамент одного из мизинских браслетов является своеобразной имитацией структуры мамонтовой кости и связанный с идеей благополучия, благосостояния, сытости, поскольку подстреленный мамонт ассоциировался именно с этими понятиями. Ожерелье в некоторых случаях могло иметь апотропеичную (защитную) функцию, помогать его собственнику на охоте и т.п..

Поворотным пунктом в истории украшений можно считать начало использования для их производства металла, в частности меди. В VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механического формирования самородного металла (кование, выгибание, обрезание, сверление, обтачивание) и лишь с V тыс. до н.э. – высокотемпературное плавление меди в горнах и технике литья. На территории Украины эти процессы были замедлены, но уже со времен раннего Триполья (4000-3600 гг. до н.э.) была известна техника механического формирования металла, а в период среднего этапа трипольской культуры (3600-3100 гг. до н.э.) – литье в открытые и даже закрытые формы.

В трипольской, как и в других земледельческих культурах энеолита, также были распространены украшения. Об их характере может дать представление как декор трипольских статуэток в виде одного или нескольких ниток ожерелья или подвесок, так и собственно украшения, найденные в могильниках, сокровищах, реже – на поселениях. Они изготовлялись из меди, разных пород камня (известняка, геширу, бирюзы, мрамора, сланца), янтаря, кости, рога, зубьев животных, створок моллюсков, керамики. Это были трубчатые и спиральные пронизки, подвески, кольца, амулеты, браслеты.

Период бронзы (с ХХ-ХVІІ до Х-ХІ ст. до н.э.) – это особенно интересный период развития ювелирного искусства на территории Украины, который обозначен преимуществом декоративности над образностью. Научные работники пока что не могут прийти к единой мысли в объяснении причин этого. Из периода бронзы к нам дошли украшения для головы (диадемы, височные подвески, сережки), шеи и груди (гривны, ожерелья, медальоны), рук (браслеты, перстни, кольца), пояса (пряжки), ног (браслеты), а также булавки, шумящие подвески, гребешки и т.п.. Материалом для их изготовления служили бронза, золото, серебро, кость, рог, ракушки, разные породы камня, янтарь, фаянс, гагат, кристаллический гипс, дерево, кожа.

 

Скифский период

Сережка с изображением сфинкса
Вторая половина VI ст. до н.э.
Золото, эмаль. Литье, гравирование, зернистость, эмаль по сканенному орнаменту.
Курган "Три брата" возле с. Огоньки,
Автономная Республика Крым

Сережка с изображением сфинкса
Вторая половина VI ст. до н.э.
Золото, эмаль. Литье, гравирование, зернистость, эмаль по сканенному орнаменту.
Курган "Три брата" возле с. Огоньки,
Автономная Республика Крым

Пектораль
Середина IV ст. до н.э.
Золото, эмаль. Литье, гранирование, скань, зернь.
Курган Товста Могила поблизости г. Орджоникидзе, Днепропетровская обл.

Перстень
IV ст. до н.э.
Золото. Литье, кование, гравирование, зернь, скань.
Курган Денисова Могила поблизости г. Орджоникидзе, Днепропетровская обл.

Чрезвычайно важной вехой в истории ювелирного искусства на территории Украины был скифский период (II-III ст. к н.э.). Благодаря развитому похоронному культу из скифских времен сохранилось огромное количество вещей, многие из которых – настоящие шедевры. В курганах скифской знати найдены изделия, созданные как самыми скифами, так и ремесленниками из греческих городов Северного Причерноморья. Именно с ювелирным искусством скифов непосредственно связанный так называемый "звериный стиль".

Ареал его распространения был огромным – от Китая на восходе к придунайским землям на западе. Для звериного стиля характерное изображение животных, птиц и фантастических существ – целых фигур или отдельных частей (голов, ног, лап, когтей, рогов, глаз и т.п.). Сложные композиции, например, фигуры животных в геральдических позах или сцены борьбы зверей, свидетельствуют о высоком профессиональном уровне скифских художников. Среди скифских художественных изделий в особенности много бронзовых и золотых, меньше – серебряных и железных. В ранний период были очень распространены предметы, вырезанные из кости. Золотые, бронзовые, серебряные и железные вещи в большинстве случаев идентичны. Металлические изделия изготовлялись с помощью литья, штампования, чеканки.

Звериный стиль каждого региона имел свою специфику. В частности, для Сибири характерным есть изображение горного козла и кабана, а скифы Причерноморья любили оленей, козлов, барсов, пантер, львов, левоголовых и орлиноголовых грифонов.

Изделия в зверином стиле большей частью служили для обрамления одежды и воинского снаряжения, а также доспехов коней. Дискуссионным вопросом на сегодня остается их содержание. Одни ученые видят в образах зверей изображение богов, которые имеют звериное подобие, другие – символы богов, не связанные с представлениями об их внешнем виде. По мнению третьих, образы животных не имеют непосредственного отношения к богам скифского пантеона и вообще к скифской мифологии, семантику звериного стиля они связывают лишь с магией. Изображение зверей должны были дать их собственнику силу, зоркость и ловкость. Именно поэтому в изображении подчеркивалось то, что убивало жертву (лапы, когти, рога, пасть), и то, что помогало отыскать ее.

В IV-III ст. до н.э. происходит видоизменение скифского звериного стиля. Воинская аристократия скифского царства начала интересоваться изображениями антропоморфных богов, религиозных сцен, эпизодов из местных легенд и эпических произведений и т.п. Созданные, скорее всего, мастерами из греческих городов Боспорского царства, они, однако, были выполнены в традициях греческого искусства передэлинистического времени.

Одним из интереснейших произведений, заказанных скифами греческим мастерам, считают славную пектораль из кургана Толстая Могила. Несомненна ее принадлежность к царской одежде, а также ритуальное назначение. Скорее всего, три яруса сцен на пекторали связаны с космогоническими представлениями скифов о трех уровнях миротворения. Общая концепция пекторали, по мнению большинства ученых, имеет отношение к культовому весеннему празднику обновления природы. На основе данных индоиранской мифологии, изображенную на поясе сцену растерзания грифонами животных можно трактовать как метафорический образ дня весеннего равноденствия, циклического изменения явлений природы и его возрождение через уничтожение; растительный пояс – как образ дерева жизни, которая воплощала животворные силы земли, ее плодородие.

Существует предположение, что в антропоморфном фризе пекторали изображена сцена подготовки к какому-либо чрезвычайно важному действу, содержание которого реконструируется довольно гипотетически. Действо, к которому готовятся скифы, могло быть имитацией рождения первогероя и его символического брака с богиней плодородия, которое обеспечивало плодородность земли и животных на протяжении года и символизировал восхождения царя на престол, объединение его с высшим миром. Существует гипотеза, что указанный ритуал должен был осуществляться во время праздника оказание почестей священных "золотых даров" (плуга, ярма, чаши и топора), которые, за легендой, записанной Геродотом, упали скифам с неба.

Звериный стиль был характерным многим народам, которые входили в состав Большой Скифии, в том числе и праславянским земледельческим племенам. Тем не менее искусство последних имеет специфические черты. Например, именно в лесостепной зоне встречаются малоизвестные кочевникам изображения лосей. Набор роговых пластинок, которые украшали доспехи из кургана VІІ-VI ст. до н.э. возле Жаботина, так называемые жаботинские пластины, гравированы изображением группы лосей, которые ведут борьбу со стаей хищных птиц, которые, по мнению Б. Рыбакова, есть символическим отражением первых скифских набегов на праславянские земли (налет степных хищных птиц) и борьбы с ними земледельцев-прасловян (лосей).

Сарматский период на территории Украины охватывает период с III ст. до н.э. по IV ст. н.э. Искусство сармат, которые будучи восточными соседями скифов, со временем вытеснили их из причерноморских степей, условно можно поделить на четыре периода: савроматский (VІ – сер. IV ст. до н.э.), раннесарматский или прохоровский (IV-II ст. до н.э.), среднесарматский (І ст. до н.э. – первая пол. II ст. н.э.), позднесарматский (вторая пол.II-IVст. н.э.), из которых три последних касаются непосредственно территории Украины. Начиная из савроматского периода (еще до переселения сармат на территорию современной Украины) и заканчивая позднесарматским, искусство сармат, которое, благодаря своей преимущественно утилитарной функции, легко воспринимало новые влияния, испытало значительные изменения, следствием которых стал новый, полихромно-инкрустационный стиль, который вобрал в себя особенности звериного стиля скифского времени.

 

Гривна, I ст.н.э.
Золото, сердолик. Кование, глиптика.
г.Керчь, Автономная Республика Крым

Накладка на уздечку, IV-V ст.
Золото, сердолик. Тиснение, зернистость, инкрустация.
Автономная Республика Крым

Поясной набор, VI-VII ст.
Золото, серебро, бронза, гранаты, стекло.
Литье, зернистость, инкрустация.
Курган поблизости с. Роздильне,
Автономная Республика Крым

Фибула, VI ст.
Серебро. Литье, позолота.
Находка в составе клада поблизости
с. Мартиновка, Черкаская обл.

Прохоровский этап

Прохоровский этап отмечается развитием локальных особенностей сарматского звериного стиля и характеризуется распространением геометрической стилизации, что вело к преобразованию изображений животных на символы. Новый звериный полихромно-инкрустационный стиль окончательно сформировался в среднесарматском периоде.

Особенностью сарматского звериного стиля есть размещение на фигурах животных инкрустаций из цветных камней, стекла и паст, в результате чего цветом выделялись глаза, уши, мышцы плеч и бедра животных, что придавало образам орнаментального характера. Основными композиционными мотивами, которые украшали предметы лошадиных доспехов (фалары, бляшки, псалии) и другие изделия (диадемы, гривны, браслеты, золотые флаконы и т.п.), были: хищный яр, который свернулся кольцом, животное с вывернутой задней частью фигуры, мотив священного дерева и сцены разрывания животных хищниками.

В ІІІ-ІV ст. н.э. сарматский звериный стиль постепенно трансформируется в полихромный геометрический. Изделия ювелирного ремесла встречаются также и в раннеславянских поселениях Среднего Приднепровья зарубинецкой эпохи (ІІ-І ст. до н.э.). Это, прежде всего, фибулы-застежки и пряжки, орнаментированные прямыми и скосными насечками. В черняховскую эпоху (ІІ-І ст. н.э.) ювелирное дело получило дальнейшее развитие. Черняховские мастера владели техниками кования, литья с потерей восковой модели, использовали грубоватую зернь, составляя простые геометрические узоры. Была им известна и выемчатая эмаль, типичная для многих народов раннего Средневековья.

Ювелирное искусство антов, в частности полян (VI-/ІІ ст. н.э.), связанное с местными традициями, органически дополнялось внешними влияниями. Чрезвычайно интересными образцами ювелирного искусства являются фибулы с серебра и бронзы с стилизированными изображениями животных, гадов, птиц и людей, которые образовывают химерические композиции (VII ст.). Ритуальная роль этих предметов несомненная. На некоторых из них мы видим интересную и сложную модель мира давних славян с небесным, земным и подземным ярусами. Заслуживает внимания сокровище серебряных с легкой позолотой бляшек из села Мартиновки на Черкащине (VI ст). Есть предположение, что ними украшали седло. Изображение танцующих человечков, вероятно, идолов, предохраняли всадника во время путешествия, а фигурки фантастических коней на боковых частях седла символизировали бег коня.

VIII-X ст. – эпоха изысканного геометрического стиля в ювелирном искусстве славян. Это период чрезвычайно тесных связей с Востоком. Тем не менее, например, одна и та же зернь (металлические шарики, которые напаивались на предмет), возможно, заимствованная с Востока, образовывает не мотивы восточного орнамента, а местные геометрические узоры. Кроме зерни, широко применялись чернь, скань, чеканка. Сложный геометрический орнамент не был единым в этот период. Рядом с ним бытовал и растительный. Одним из шедевров того времени есть серебряная оправа рога тура из княжеского кургана Черная Могила возле Чернигова, на котором чеканенное многофигурное изображение раскрывает легенду о похищении Кощеем женщины и о победе над ним светлых сил. Продуманная во всех деталях композиция иллюстрирует давний миф о вечной борьбе в природе двух начал – жизнь и смерти.

 

Львовское цеховое золотарство

Богатейший материал дает львовское цеховое золотарство ХVІІ-ХVІІ ст., детально исследованное выдающимся искусствоведом П.Жолтовским. Ювелирные изделия львовских золотарей того времени чрезвычайно разнородны.

Крест
ХVI ст.
Серебро, стекло, эмаль.
Литье, резьба, эмаль, позолота

Среди них – посуда, книжные оправы, наборы к лошадиным доспехам. Отмечались разнообразием украшения одежды в виде диадем, золотых цепей, аграфов, то есть приспособления для прикрепления пера на шляпах, запонок, перстней, браслетов, брошек, сережек и т.п.. Сережки, преимущественно в форме лилии, разукрашивались, как и перстни, бриллиантами, рубинами и другим ценным камнем. Для изготовления пуговиц, например, использовался широкий спектр ювелирных техник: гравирование, филигрань, эмалировка, обрамление ценным камнем.

Некоторые виды ювелирных изделий, такие как серебряные пояса, считались даже специфично львовскими. Изготовлялась также разнообразная посуда. Разукрашивались и оправы книг. Следует отметить изготовление золотым и серебряным, украшенным камнем оправ для сабель, обрамление панцирей и шлемов, перначей, булав, щитов, колчанов. Особого распространения приобрели парные брачные кубки, изображение которых стало эмблемой ювелирного ремесла.

Начиная с 1595 года, львовские мастера-ювелиры уже имели свой цех. Для получения звания мастера подмастеру поручалось выполнение "мастерштика" – пробной работы по изготовлению двух серебряных кубков, перстня с драгоценным камнем и печати. Ориентация мастеров-ювелиров на западноевропейские образцы оказывала содействие распространению ренессансных, а со временем и барочных форм. В значительной мере это предопределялось разнонациональным составом ювелиров, среди которых было немало немцев, венгров и т.п., а также практикой обучения ювелирного искусства за границей. Так, львовский ювелир Фридрих Аламбек в 20-30-е года XVII ст. учился профессии в Лондоне, некоторое время даже работал там при королевском дворе.

Украинское церковное золотарство к середине XVII ст. сравнительно со светским отмечалось скромными формами. В обрамлении преобладало гравирование, в начале XVIII ст. вытесненное чеканкой. Древнерусские традиции, которые сохранились, объединяясь в оригинальную целостность с ренессансными и барочными формами, образовывали сильное своеобразное соединение, которого не наблюдаем в светских кругах.

 

Сережка-подвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Золото. Скань, зернистость.
находка в составе клада, г. Киев

Эпоха Киевской Руси

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

В это время приобрели распространение серебряные и золотые изделия, выполненные в разнообразных техниках. Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. Среди сканеных узоров преимущество отдавалось мотивам ромба, треугольника, круга. Фантастическим совершенством отмечалась техника зерни. Примером могут быть большие колты в виде звезды из семью, а иногда и шестью лучами, почти вся поверхность которых покрыта чрезвычайно мелкой зернью (до 5 тыс. шариков).

В XII ст., когда возросло производство вещей широкого потребления, одними из наиболее распространенных техник стали гравирование и чернение по серебру. Чернью, в частности, украшали небольшие звездчатые колты, иногда браслеты. В последних затемнялся фон, а изображение оставляли светлыми.

Рясна, колт
ХII ст.
Золото, эмаль.
Тиснение, перегородчатая эмаль.
Находка в составе клада, г. Киев

Бесспорно влияние на древнерусское ювелирное искусства византийского. Тем не менее древнерусские мастера не ограничивались прямым заимствованием достижений византийцев, а всегда творчески их переосмысливали, создавая оригинальные вещи. Примером могут быть двухступенчатые браслеты-наручи, которые женщины носили сверх длинных рукавов. На Руси они стали, как это не удивительно, ритуальным предметом языческого культа, связанным с так называемыми "русалиями", игрищами-молениями о дожде.

Тем не менее, наиболее интересной есть техника перегородчатых эмалей, которой киевские ювелиры научились от греческих художников в мастерских при великокняжем дворе.

Со времен Киевской Руси к нам дошло свыше 150 украшений с перегородчатой эмалью: колты, рясна, диадемы, нашивные пластины, образки и т.п.. Причем больше половины из них походят из Киева и Киевщины. (В Киеве прослеживается творчество ювелиров двух мастерских – княжеской и лаврской.)

Основой для эмалей были золото, серебро, медь. Несмотря на устойчивость стиля эмалей во времени, заметная эволюция изделий от сложного к упрощенного, а потом – от упрощенного к сложному.

Уступая византийским эмалям в изысканности и усердии выполнения, древнерусские выигрывали в выразительности, их колорит более сдержан, с вариациями нескольких главных, чаще всего локальных, цветов. Преобладают непрозрачные синие, красные, зеленые. Намного активнее, чем в Византии, используется белая эмаль. Полутоны почти отсутствуют. Характер рисунка более обобщенный и упрощенный. Перегородки не измельчают формы, напоминая легкую паутину, как в Византии, а распределяют ее на довольно большие плоскости.

Об ювелирном искусстве украинских земель со времен Киевской Руси до XVI ст. за недостатком материалов тяжело составить какое-то определенное представление. Но начиная с XVI ст. имеем уже целый ряд памяток и довольно подробные исторические сведения об ювелирном деле, которое развивалось и как народный промысел, и как городское цеховое производство.

 

Барокко

Времена барокко (вторая пол. ХVII- кон. XVIII ст.) ознаменовались небывалым расцветом золотарства на восточных землях. Начиная с XVII ст., такие центры художественного ремесла, как Киев, Чернигов, Нежин, Глухов, заслоняют

Посох
Первая половина XVIII ст.
Серебро, стекло.
Литье, чеканка, позолота.
Мастер Н. Нарунович

ячейки ювелирного производства на западноукраинских землях. Широко используя декоративные формы западного барокко, украинские ювелиры вкладывали в них свое содержание. Чрезмерная блистательность форм, подчеркнутый динамизм, напряженность, присущий западному барокко, украинскому были совсем чужие. Для него характерны живые, но спокойные, лишенные экзальтированности формы.

Главным центром украинского золотарства в это время становится Киев. Изделия многочисленных киевских ювелиров отмечаются высоким уровнем, хотя нередко лишены выразительных индивидуальных признаков. Они не столько демонстрируют творческие достижения отдельных мастеров, сколько свидетельствуют о развитии ювелирного дела вообще. Лишь произведения Иван Равича, Михаила Юревича, Петра Волоха, Ивана Завадовского, Ясинского, Иеремии Билецкого имеют определенные признаки собственного стиля. Работая как для церкви, так и для светских заказчиков (казацкой старшины), ювелиры чудесно учитывали специфику назначения вещи. Потиры, оклады книг, панагии, кроме других техник, украшались также финифтью, которая, акцентируя внимание на главных местах, предоставляла произведениям еще большей декоративности.

Эпоха украинского барокко была временем последнего взлета ювелирного искусства на тернах Украины. Конечно, мастера-ювелиры работали здесь и позже, тем не менее о существовании собственной профессиональной ювелирной школы говорить уже не приходится. Однако в XIX ст. работали чрезвычайно интересные ювелиры: Самсон и Александр Стрельбицкие, Федор Коробкин, Герасим Проценко, Петр Арендаревский, Максим Бишевский и прочие. На кон. ХIX – нач. XX ст. приходится деятельность такого выдающегося ювелира и предпринимателя, как Иосифа Маршака, чья ювелирная фабрика успешно конкурировала с фирмами Фаберже, Хлебникова, Овчинникова. Произведения мастеров предприятия с большим успехом демонстрировались на многочисленных всероссийских и всемирных выставках.

Интересным явлением можно считать народное ювелирное искусство гуцулов этого периода, чьи мосяжные (отлитые с латуни) изделия достигают своими архаическими формами периода Киевской Руси и даже более давних времен, поражая чрезвычайной жизненной силой.

 

Двадцатый век

Процесс развития ювелирного искусства на территории Украины в XX ст. был довольно сложным. И спады, и бушующие подъемы этого периода оставили, вопреки своей кратковременности, заметный след в формировании национальной ювелирной школы. В 60-70-е года XX ст. художники ювелирных предприятий, дизайнеры Художественного фонда Украины и народные мастера сделали серьезную попытку овладеть достижениями прошлого и создать на этой базе условия для подъема ювелирной области. В настоящее время они смело экспериментируют с разнообразными материалами, осваивают новые технологии, создают современные украшения, предоставляя им национального колорита.

Среди ювелирных предприятий Украины важную роль в изготовлении высокохудожественных украшений из золота и серебра, а также в разработке сравнительно недорогих серийных моделей, сыграло киевское производственное объединение "Ювелирпром" (директор – Г.В. Плющ). Художники этого старейшего в Украине производителя ценностей неоднократно принимали участие в престижных зарубежных выставках и добывали в борьбе высшие награды за создание эксклюзивных украшений. В 1984 году на международной выставке в Лондоне художница киевского ювелирного завода Л.И. Шепель получила "Гран-при" за дизайн изысканного золотого колье. Оригинальности изделию предавал миниатюрный рог изобилия, усеянный 170 вставками бриллиантов.

К 1500-летию Киева на заводе изготовили небольшие серии украшений из золота и серебра, стилизованные под ювелирные изделия времен Киевской Руси. Разнообразные по форме броши, сережки, заколки, запонки, выполненные за эскизами Т. Перпечко, Л. Шепель, Е. Злой, отмечались высоким качеством обработки металла, новыми видами обрамления и интересными конструктивными элементами.

В 70-80-е года XX ст. художники Львовского и Одесского ювелирных заводов разрабатывали интересные модели с применением высокопробного золота и драгоценных камней. Многочисленные украшения, изготовленные в одном экземпляре, представляли собой уникальные произведения профессиональных мастеров.

Ювелирные предприятия Украины широко использовали в изделиях драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывалось мастерами производственного объединения "Западкварц-самоцветы" (сгт Володарск-Волынский Житомирской обл.). Предприятием выпускались разнообразные по форме и окраске берили, аквамарины, топазы, кварцы. Камни отмечались высоким ювелирным качеством и сложной огранкой.

Важная роль в обработке алмазов на Украине принадлежала Винницкому ювелирному заводу. Высокое профессиональное мастерство работников этого предприятия дала возможность наладить производство бриллиантов как традиционно круглых, так и фантазийных форм огранки – "груша", "маркиз", "изумруд", "принцесса", "овал". Кроме изделий с бриллиантами на заводе ежегодно обновлялся ассортимент украшений с изумрудами, рубинами и сапфирами.

В отличие от художников, занятых в промышленности и зависимых от плановой дисциплины, ювелиры, объединенные системой Художественного фонда Украины, были более свободными в реализации своих творческих замыслов. Большим разнообразием стилей отмечались произведения художников Киева, Днепропетровска, Харькова, Симферополя, Одессы. Не имея возможности работать с золотом, серебром и драгоценными камнями, художники экспериментировали с более сложными металлами – мельхиором, нейзильбером, титаном, использовали для обрамления изделий нетрадиционные материалы.

В 70-80-е годы XX ст. ювелиры Украины вышли на международную арену, принимая активное участие в престижных выставках, которые проходили в странах социалистического содружества. Они многократно награждались на выставках в г. Яблонец (Чехословакия). В 1977-1980 гг. дипломантами этой популярной выставки стали ведущие художники Украины – В. Друзенко (г. Киев), Е. Жданов, Ю. Федоров, А. Михальянц, А. Грамотный, Т. Грамотная (г. Симферополь).

В творчестве большинства художников этого времени отображается стремление постигнуть богатое наследство ювелирного искусства минувших столетий.

В 70-80 годы XX ст. украинские ювелиры достигли определенных успехов. Важную роль в усовершенствовании их профессионального мастерства сыграли теоретические и практические семинары, организованные Художественным фондом Украины. В настоящее время увеличивается количество специализированных выставок, посвященных творчеству современных ювелиров. Благодаря тому, что большинство выставок демонстрировалось в Музее исторических ценностей Украины, известного собраниям уникальных произведений старинных мастеров, у художников возникла замечательная идея воплотить свои замыслы в драгоценном металле. С этой целью в 1985 году в Киеве была создана Творческая группа, в которую вошли ведущие украинские ювелиры. Впервые все участники группы получили официальное разрешение на работу с серебром. На протяжении нескольких месяцев ювелиры, заменяя друг друга, создавали оригинальные произведения в мастерской известного киевского художника В. Хоменка. Лучшие работы мастеров Творческой группы по праву размещены в отделе современного искусства Музея исторических ценностей Украины.

Следующие процессы перестройки в государстве, расширение сферы торгово-экономических и культурных отношений с зарубежными странами не могли не сказаться на развитии творчества отечественных мастеров-ювелиров, оказывали содействие обогащению его новыми современными идеями и художественными формами, достояниями многих зарубежных ювелирных школ, прогрессивными техническими приемами изготовления украшений.

 

Современность

Получение Украиной государственной независимости создало благоприятные условия для стремительного и свободного развития художественного творчества, культуры и духовности народа. За годы независимости приобрело динамического развития и ювелирное производство. Возникшая фактически новая область, в которой сейчас работают сотни предприятий и мастерских, что изготовляют ювелирные изделия, на которые существует большой спрос в Украине и за границей. Это важная область экономики страны, которая, с одной стороны, дает необходимые поступления в ее бюджет, а с другой – дарит людям радость и украшает их жизнь.

Наше время знаменует начало новейшей истории ювелирного искусства Украины, появление новой генерации талантливых художников-ювелиров, создание настоящих художественных произведений искусства, которые умножают славу отечественных мастеров и вместе с тем подымают авторитет и оказывают содействие формированию достойного имиджа нашего государства в мире.

 

источник: Ювелирный музей Jewellerymuseum.ru


просмотров: 8500
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
10K Yellow Gold Light 1.5mm-4mm Diamond Cut Rope Chain Pendant Necklace 14"- 30"

$129.19
End Date: Friday Apr-12-2019 13:25:49 PDT
Buy It Now for only: $129.19
|
10K Yellow Gold Light 1.5mm-4mm Diamond Cut Rope Chain Pendant Necklace 14"- 30"

$138.31
End Date: Friday Apr-12-2019 13:25:49 PDT
Buy It Now for only: $138.31
|
10K Yellow Gold Light 1.5mm-4mm Diamond Cut Rope Chain Pendant Necklace 14"- 30"

$162.63
End Date: Friday Apr-12-2019 13:25:49 PDT
Buy It Now for only: $162.63
|
10K Yellow Gold Light 1.5mm-4mm Diamond Cut Rope Chain Pendant Necklace 14"- 30"

$196.07
End Date: Friday Apr-12-2019 13:25:49 PDT
Buy It Now for only: $196.07
|
Украина 5 гривен, 2019, паланок замок, новый, bunc, 2019

434,01 руб.
End Date: 02.04 09:16
Buy It Now for only: US 434,01 руб.
Buy it now |
Украина 5 гривен, 2019, 100 лет ассоциации акт, новый, bunc

363,80 руб.
End Date: 14.04 15:13
Buy It Now for only: US 363,80 руб.
Buy it now |
Украина 2 гривен, 2019, Богдан Ханенко, медно-никелевая, новый, bunc

376,56 руб.
End Date: 14.04 15:08
Buy It Now for only: US 376,56 руб.
Buy it now |
Украина 2 гривен, 2018, марене, барбусы Днепровский, Флора & фауны, новый, bunc

440,39 руб.
End Date: 20.04 15:19
Buy It Now for only: US 440,39 руб.
Buy it now |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Revolve Jewelry
Search Results from «Озон» Ювелирные украшения
 
Подарочный набор мужской Greg: зажим для галстука, запонки, цвет: серебристый. 156808/Set
Подарочный набор мужской Greg: зажим для галстука, запонки, цвет: серебристый. 156808/Set
Собираясь на торжество или просто на работу, мужчины не меньше женщин продумывают свой образ. Не стоит забывать и о стильных мелочах. Запонки и зажим для галстука Greg станут идеальным дополнением к классической рубашке и продемонстрируют ваш безупречный вкус.
Запонки и зажим Greg оформлены вставками из белого перламутра. Аксессуары выполнены из латуни с прочным гальваническим покрытием под серебро.
Удобное крепление запонки типа "пушка" обеспечивает надежную фиксацию на манжете. Прекрасно дополняют сорочки с двойными французскими или универсальными манжетами (под запонки и пуговицы).
Лаконичные украшения подчеркнут изысканный вкус знатока классического стиля.
Аксессуары Greg - эффектный подарок для современных мужчин....

Цена:
4212 руб

Подарочный набор мужской Greg: зажим для галстука, запонки, цвет: серебристый. 155974/Set
Подарочный набор мужской Greg: зажим для галстука, запонки, цвет: серебристый. 155974/Set
Собираясь на торжество или просто на работу, мужчины не меньше женщин продумывают свой образ. Не стоит забывать и о стильных мелочах. Запонки и зажим для галстука Greg станут идеальным дополнением к классической рубашке и продемонстрируют ваш безупречный вкус.
Запонки и зажим Greg оформлены вставками из квадратных розовых страз. Аксессуары выполнены из латуни с прочным гальваническим покрытием под серебро.
Удобное крепление запонки типа "пушка" обеспечивает надежную фиксацию на манжете. Прекрасно дополняют сорочки с двойными французскими или универсальными манжетами (под запонки и пуговицы).
Лаконичные украшения подчеркнут изысканный вкус знатока классического стиля.
Аксессуары Greg - эффектный подарок для современных мужчин....

Цена:
3878 руб

Зажим для галстука мужской Greg, цвет: серебристый. 155988
Зажим для галстука мужской Greg, цвет: серебристый. 155988
Зажим для галстука Greg с розовыми стразами. Аксессуар выполнен из латуни с прочным гальваническим покрытием под серебро. Подвижный фиксатор и цепочка для пуговицы обеспечивают надежное крепление. Универсальная длина зажима подходит для всех видов галстуков.
Лаконичное украшение подчеркнет изысканный вкус знатоков классического стиля.
Аксессуары Greg - эффектный подарок для современных мужчин....

Цена:
2212 руб

Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: голубой. БР-804
Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: голубой. БР-804
Милейшие брелки из искусственного меха с колечком и карабином станут прекрасным украшением вашей сумочки, рюкзака или интерьера автомобиля. Отличный подарок вашим близким.
Материал - Искусственный мех.
Размер 13х10 см....

Цена:
317 руб

Брелок Vebtoy "Пушистый шарик", цвет: оранжевый. БР-012
Брелок Vebtoy "Пушистый шарик", цвет: оранжевый. БР-012
Милейшие брелки из натурального кроличьего меха с колечком и карабином станут прекрасным украшением вашей сумочки, рюкзака или интерьера автомобиля. Отличный подарок вашим близким.
Материал - натуральный мех кролика.
Размер 15х10 см....

Цена:
192 руб

Брелок Vebtoy "Кролик", цвет: коричневый. БР-1401
Брелок Vebtoy "Кролик", цвет: коричневый. БР-1401
Милейший брелок Кролик из ткани станет прекрасным украшением вашей сумочки, автомобиля или самой любимой детской игрушкой. Отличный подарок вашим близким.
Материал - ткань. Мы гарантируем, что после первой стирки мех не истончится и не скатается.
Карабин у брелка изготовлен из высококачественного и прочного металла. Золотое опыление не начнет стираться откалываться.
Размер 18х7х6 см.
Товар не подлежит обязательной сертификации.
Детям с 3 лет....

Цена:
370 руб

Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: темно-розовый. БР-1207
Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: темно-розовый. БР-1207
Милейший брелок Пушистый Малыш из натурального меха на карабинах станут прекрасным украшением вашей сумочки, автомобиля или самой любимой детской игрушкой. Отличный подарок вашим близким.
Материал - натуральный мех кролика.
Карабин у брелка изготовлен из высококачественного и прочного металла. Золотое опыление не начнет стираться откалываться.
Размер 22х16х9 см.
Товар не подлежит обязательной сертификации.
Детям с 3 лет....

Цена:
388 руб

Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: серый. БР-802
Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: серый. БР-802
Милейшие брелки из искусственного меха с колечком и карабином станут прекрасным украшением вашей сумочки, рюкзака или интерьера автомобиля. Отличный подарок вашим близким.
Материал - Искусственный мех.
Размер 13х10 см....

Цена:
317 руб

Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: розовый. БР-809
Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: розовый. БР-809
Милейшие брелки из искусственного меха с колечком и карабином станут прекрасным украшением вашей сумочки, рюкзака или интерьера автомобиля. Отличный подарок вашим близким.
Материал - Искусственный мех.
Размер 13х10 см....

Цена:
317 руб

Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: серый. БР-1202
Брелок Vebtoy "Пушистый малыш", цвет: серый. БР-1202
Милейший брелок Пушистый Малыш из натурального меха на карабинах станут прекрасным украшением вашей сумочки, автомобиля или самой любимой детской игрушкой. Отличный подарок вашим близким.
Материал - натуральный мех кролика.
Карабин у брелка изготовлен из высококачественного и прочного металла. Золотое опыление не начнет стираться откалываться.
Размер 22х16х9 см.
Товар не подлежит обязательной сертификации.
Детям с 3 лет....

Цена:
388 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика