Ювелирная энциклопедия
Черневое серебро Великого Устюга
Черневое серебро Великого Устюга

 

Искусство украшения серебряных и золотых изделий способом наводки черни было известно еще мастерам Киевской Руси. Работу русских мастеров знали и высоко ценили в Западной Европе и в XVI-XVII веках. В XVIII – первой половине XIX века, когда искусство чернения серебра в Западной Европе было уже забыто, оно продолжало успешно развиваться в России. Мастера черневого дела работали в Петербурге, Москве, Вологде, Костроме, Тобольске, Великом Устюге, причем В. Устюг, подобно Холмогорам, сделавшимся в это время центром косторезного дела, превратился в основной центр по производству художественных серебряных изделий. Здесь выполнялись пользовавшиеся в то время широким спросом табакерки, шкатулки, туалетные коробочки, подносы и т.д. Любовь, которой пользовались черневые изделия из серебра, объясняется тем, что эта техника обладает большими возможностями, она облагораживает изделия, позволяет выполнять самые разнообразные рисунки, начиная от простого растительного орнамента и кончая архитектурными мотивами и портретными изображениями.

Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле. Награвированная поверхность покрывается ровным слоем тщательно измельченной в порошок черни, которая приготовляется из сплава серебра, свинца, меди и серы. При прокаливании на небольшом огне в горне порошок черни плавится и заполняет все углубления – линейные контурные линии, штрихи и т. д., – сделанные резцом. Полировка выявляет прочно соединившийся с металлом темный, глубокий по цвету рисунок на светлой отполированной поверхности серебра. В зависимости от соотношения основных компонентов черни, цвет рисунка изменяется: он может быть более темным, приближающимся к глубокому черному цвету, и менее темным – с коричневым оттенком.

В чернении по серебру, как и в большинстве других народных промыслов (резьба по кости, резьба по камню и дереву, керамика и т.д.), отразилась последовательная смена вкусов и стилей, происходившая в русской архитектуре, основных отраслях художественной промышленности и различных видах искусства. Велико-устюжские мастера наряду с выполнением самостоятельных композиций широко использовали книжные иллюстрации своего времени, литографии и лубочные картинки с изображением всевозможных аллегорических фигур, видов Петербурга, Вологды, Архангельска, В. Устюга, карт и схем северных губерний, изображения батальных сцен ("Чесменский бой", "Взятие Очакова"), изображения выдающихся государственных деятелей и ученых (Петр I, Ломоносов).

Черневое дело не избежало общей участи, которая постигла другие народные промыслы во второй половине XIX века. С 1852 года в В.Устюге остался всего лишь один мастер М.Кошкин (1816-1896), владевший искусством черневого дела. Секрет изготовления черни и традиционные навыки мастерства Кошкин передал своему внуку и единственному ученику М.Чиркову, который после смерти Кошкина в свою очередь остался единственным хранителем традиции.

После революции Чирков долгое время выполнял отдельные частные заказы. Лишь в 1929 году Всекопромсоветом было принято решение об организации в В.Устюге "Экспериментальной мастерской". В первые годы в мастерской под руководством Чиркова работало всего несколько человек. Затем начался набор учеников. В 1933 году мастерская была реорганизована в промысловую артель "Северная чернь" и ее состав пополнился молодыми мастерами. Имея сырье и обеспеченный сбыт своих изделий, артель "Северная чернь" быстро экономически окрепла.

М.Чирков и начавший работать в артели с 1935 года художник Е.Шильниковский оказали большое влияние на творческое формирование коллектива мастеров артели "Северная чернь" и на художественный облик выпускаемой ею продукции. Образцы для артели выполняли в 30-х годах М. Раков, К.Будкин, А.Гущин и другие художники, работавшие по заданию Института художественной промышленности.

Из мастеров артели, кроме М.Чиркова, самостоятельные композиции с середины 30-х годов стали выполнять М.Угловская (Чулкова), М.Подсекина (род. 1917 г.), П.Попова (Насоновская) (род. 1917 г.) и другие.

М.Чирков был не только хорошим мастером, но и одаренным художником, глубоко чувствовавшим специфику искусства чернения серебра. Его работы отличаются крепким уверенным рисунком, богатством использованных в них орнаментальных мотивов, умелым сочетанием и одно органическое целое орнамента и разнообразных сюжетных изображений. Своеобразием стиля, в котором работал этот мастер, отличаются все его работы.

Таков, в частности, нож для разрезания бумаги, на одной стороне которого он изобразил одну из достопримечательностей Сольвычегодска – дом, в котором жил во время ссылки И.В.Сталин, а на другой – северных оленей и тундру. Верно угаданные масштабы этих изображений и декоративно-орнаментальный характер их трактовки придали художественно-стилевую цельность произведению. И деревянный рубленый дом с высоким глухим забором, и крыша, выглядывающая из-за сарая, и крона невысокой сосны, и фигуры северных оленей на фоне унылого пейзажа тундры – все эти столь разнообразные по своему характеру изображения мастер сумел включить в общий ритм классических орнаментальных мотивов, слить их с ними. Здесь мы видим то же тяготение к узорности, тот же умело использованный принцип контраста и ту же уверенную манеру, которые так характерны для лучших велико-устюжских вещей конца XVIII-начала XIX века. Матовая гладь серебра красиво отливает на глубоких, покрытых чернью фонах, а штриховые черненые рисунки не менее четко выделяются на светлом фоне отполированного серебра. Переходы от светлого к темному и от темного к светлому выполнены без какой-либо нарочитости. Узорные завитки легко и свободно вплетаются в сюжетные изображения, которые в свою очередь несут в себе так много декоративно-орнаментальных элементов, что органично сливаются с орнаментом.

Умением подчинить все изобразительные средства декоративной задаче Чирков как истинный представитель народного искусства владел в совершенстве. К сожалению, творческая деятельность этого мастера в советские годы была непродолжительной: он умер в 1938 году, а его ученики, не успев достаточно прочно усвоить его приемы и принципы мастерства, утратили впоследствии многие ценные декоративные качества его работы.

С середины 30-х годов главную роль в творческой деятельности артели "Северная чернь" начал играть Е.Шильниковский – уроженец В.Устюга, окончивший в 1917 году графическое отделение Академии художеств. В 1936 году он становится художественным руководителем артели, и основная масса продукции выпускается по его рисункам. Во второй половине 30-х годов была выполнена серия работ, посвященных 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина, комплект предметов, оформленных на сюжеты басен Крылова ("Крыловская серия"), разнообразные предметы с видами В.Устюга, а также предметы, декорированные изображениями животных, птиц и орнаментом. В эти годы на черневом серебре В.Устюга стал применяться введенный Шильниковским новый вид растительного орнамента, состоящего из довольно однообразных по форме многолепестковых цветов и листьев. Принцип контраста уступил место принципу спокойного перетекания форм, равномерного заполнения тщательно выполненным черненым рисунком поверхности предмета, и это внесло элементы известной сухости и однообразия в продукцию В.Устюга.

В послевоенные годы на самых разнообразных изделиях В.Устюга – портсигарах, ларцах, кубках, пудреницах и т.д. – особенно часто стали изображаться виды Московского Кремля, Красной площади, архитектурных памятников Москвы. Эти изображения в большинстве случаев обрамляются орнаментом. Но, в отличие от работ М.Чиркова, орнамент и архитектурные мотивы никогда не проникают друг в друга. Архитектурные памятники обычно выполняются в изобразительной манере книжных иллюстраций, имеющих мало общего с декоративно-орнаментальной манерой.

Ценным достижением в искусстве В.Устюга последних лет являются произведения, в которых стал применяться золотой фон для черневых изображений.

Хорошие результаты дали также опыты выполнения изделий, в которых золотой награвированный узор располагается либо на фоне черненого орнамента, либо на гладком черневом фоне. Такова выполненная по рисунку Шильниковского небольшая стопочка "Золотой хмель" (рис. 161), в которой золотой узор исполнен на фоне черневого орнамента, или портсигар с золотым орнаментом на гладком черневом фоне.

Искусство чернения по серебру В.Устюга, преодолев трудности, связанные с возрождением промысла, находится в настоящее время на подъеме. Опыты последних лет свидетельствуют о больших возможностях, которые имеются у коллектива мастеров артели "Северная чернь".

 

www.remesla.ru

 

источник: Ювелирный музей Jewellerymuseum.ru


просмотров: 5214
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
2 ct Natural Amethyst, Garnet & Topaz Turtle Pendant in 18K Gold over Brass

$15.40
End Date: Sunday Jul-8-2018 16:09:21 PDT
Buy It Now for only: $15.40
|
XOXO Tennis Bracelet with Blue Diamond in Sterling Silver-Plated Brass, 7 1/4"

$18.99
End Date: Sunday Jul-15-2018 13:35:40 PDT
Buy It Now for only: $18.99
|
Tennis Bracelet with Diamonds in 14K Gold Flashed & Sterling Silver-Plated Brass

$18.99
End Date: Sunday Jul-15-2018 8:52:10 PDT
Buy It Now for only: $18.99
|
Tree of Love Created Blue Opal Cutout Pendant in Sterling Silver

$16.75
End Date: Friday Jul-6-2018 1:33:43 PDT
Buy It Now for only: $16.75
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Ювелирные украшения
 
Запонки из белого золота
Запонки из белого золота
Цена:
111590 руб

Серьги из золота из коллекции «Орехи»
Серьги из золота из коллекции «Орехи»
Серьги из золота, 585 пробы.Средний вес 3.82 гр.Тип замка: английскийКоллекция: орехи...

Цена:
14590 руб

Зажим для галстука мужской Greg, цвет: серебристый. 156830
Зажим для галстука мужской Greg, цвет: серебристый. 156830
Зажим для галстука Greg с темно-синими стразами. Аксессуар выполнен из нержавеющей стали с прочным гальваническим покрытием под серебро. Подвижный фиксатор и цепочка для пуговицы обеспечивают надежное крепление. Универсальная длина зажима подходит для всех видов галстуков.
Лаконичное украшение подчеркнет изысканный вкус знатоков классического стиля.
Аксессуары Greg - эффектный подарок для современных мужчин....

Цена:
2212 руб

Запонки из серебра
Запонки из серебра
Цена:
7690 руб

Запонки из серебра
Запонки из серебра
Цена:
14690 руб

Браслет декоративный из белого золота
Браслет декоративный из белого золота
Цена:
4900000 руб

Браслет Классика из белого натурального жемчуга nasonpearl 1923
Браслет Классика из белого натурального жемчуга nasonpearl 1923
Надетый на изящную ручку, браслет от nasonpearl из белого пресноводного жемчуга поможет его обладательнице всегда оставаться женственной, утонченной и невероятно элегантной....

Цена:
20024 руб

Браслет Опера из золота с жемчугом цвета оранж nasonpearl 3696
Браслет Опера из золота с жемчугом цвета оранж nasonpearl 3696
Цена:
20706 руб

Браслет декоративный из красного золота
Браслет декоративный из красного золота
Цена:
23290 руб

Браслет декоративный из красного золота
Браслет декоративный из красного золота
Цена:
22390 руб



2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика