Ювелирная энциклопедия
Ювелирные изделия времён Александра I
Ювелирные изделия времён Александра I

 

Цепочки. Начиная с 1806 г., когда женщины начали особенно богато украшаться и многие из них были покрыты массою ювелирных изделий, появились цепочки. Они окружали 2–8 рядами шею, или висели прямо на плечах, или через одно плечо "en sautoir". Они были и длинными и короткими. Обыкновенно у конца висел

маленький квадратный медальон, часто в форме книжки, или кресты из золота или камней. Рядом с этими цепочками, коих звенья имели всевозможные формы, как ромбы, квадратики и пр., в ходу были цепочки плетёные или витые из металлических круглых шнурков.

Серьги. Уже в 1800 г. из Англии пришла мода носить серьги из топазов и аметистов. В течение всей нас занимающей эпохи они были массивны, длинны и тяжелы, так что вытягивали мочку уха.Предпочитаемая форма, особенно для алмазов и жемчугов, как и для всех прозрачных камней, была грушеобразная. На воспр. на стр. 537 мы даём образец серёг из бриллиантов и изумрудов, на воспр. после стр. 536 — из опалов, а на воспр. после стр. 538 — из бирюзы и бриллиантов. Особенно характерны те, которые с левой стороны с длинными, очень тоненькими цепочками.

Однако, не только дамы, но и мужчины носили в то время серьги. Эти серьги в форме кольца были золотые, гладкие или с чеканкой, и иногда довольно большие.
Ювелирные изделия времён Александра I

Брошка из жемчуга и бриллиантов.
(Собств. С. П. Дурново)

Они служили не только украшением, но и по суеверию предохраняли от глазных болезней. Что мужчины и у нас приняли эту моду показывает портрет партизана Дениса Давыдова, писанный Кипренским и находящийся в музее Александра III.

Брошки, пряжки для пояса, для башмаков и аграфы для плащей, тальм и накидок тоже играли известную роль в числе ювелирных украшений. Собственно брошки явились довольно поздно; особенно они вошли в моду, когда в 1820 г. реакция против злоупотребления драгоценными вещами предписала дамам хорошего общества упрощение в туалетах. Тогда, обыкновенно, носили только одну довольно крупную брошку, особенно после того как вошли в моду индейские и турецкие шали, кашмировые шарфы и пр. Эти брошки овальные, заключали в себе или камею или миниатюрный портрет (Isabey и других). Когда роскошь опять взяла верх, первое место завоевали богатые, большие овальные брошки с драгоценными камнями, часто украшенные висячим жемчугом или висюльками и панделоками из грушевидных изумрудов и др. камней. На воспр. на стр. 542 и 543 мы даём два примера, равно на воспр. после стр. 536 — две брошки, принадлежащие к парюре из опалов, и на воспр. на стр. 537 — 2 брошки из изумрудов и бриллиантов, из которых одна имеет форму бантика. Пряжки для пояса различаются мало от других. Они иногда очень богаты и обыкновенно овальной формы.

Ювелирные изделия времён Александра I

Брошка из золота и камней.
(Собств. С. П. Дурново)

Пряжки для башмаков, часто очень роскошные из топазов, аметистов и жемчуга, составляли в Англии принадлежность исключительно мужского костюма. Они были обыкновенно квадратные. У нас они изменили своё первоначальное назначение и употреблялись дамами для разных частей костюма. Пряжки с камнями для плечей и для пояса, равно с драгоценными камнями с самого начала Empire были в моде. Мы видим образцы их, из резных камней и бриллиантов, на воспр. после стр. 530 и на стр. 537, и там же квадратную пряжку из бриллиантов с крупным изумрудом. Аграфы, или пряжки для плаща, тальмы и накидки имели разные формы, между прочим, один любимый образец состоял из двух золотых женских рук, державших одна цепочку, другая – крючок.

Браслеты в самом начале XIX века были не столь в моде как напр. колье, диадемы, цепочки и пояса. Сперва их носили выше локтя, реже у кисти. В течении всего царствования Александра I, только один вид браслета держался неизменно и не вышел из моды: это — эластичная змея, которую надевали то на верхнюю часть руки, то на нижнюю, то на шею или даже на талию как пояс. Обыкновенно, эти змейки были очень легкие и сделаны из тоненького, гладкого золота. В 1822 г. вошли в моду очень широкие браслеты из матового гладкого золота, без всяких украшений и гравировки. Они имели вид слитка золота или наручней; а в 1824 г. вдруг появились браслеты из простого шёлкового плетёного или кручёного шнурка с золотой пряжкой. Немного позже подобные же браслеты делали из плетёной золотой проволоки или из филиграна. К этому роду браслетов принадлежали и те, на которые мы уже выше указывали: браслеты плетённые из волос, с фермуаром в виде медальона или с миниатюрой. Только после 1825 г. появились широкие, некрасивые, большие, но внутри пустые и, следовательно, лёгкие браслеты с чёрной эмалью, убранные иногда аметистами и топазами.

Перстни и кольца настолько разнообразны, что трудно сказать о них что-либо определённое. И в них мы встречаем часто полудрагоценные камни, особенно корнеол, затем камеи, эмалевые украшения. Формы их, обыкновенно, грациозны и не очень массивны и широки. Многие из них носят особенные названия, как-то "гордиев узел", "la prudence" (рука с глазом), "l’amitié" (рукопожатие, – старинный мотив, постоянно возвращающийся в разных эпохах и стилях). В 1823 г. носили "la chevalière", кольцо чёрной черепахи, имеющее целью усилить белизну рук. Следует ещё упомянуть кольца с волосами. В Императорском Эрмитаже хранится кольцо из гладкого золота с волосами Александра I и тремя алмазами. Других форм колец и перстней было множество.

Часы карманные мужчины носили под жилетом, из под коего висела цепочка или шёлковая лента с брелоками. Дамы почти никогда не носили часов. Страсть к брелокам осталась с XVIII столетия и с 1805 г. возрастала с каждым годом. Брелоки называли "шаривари" из за шума, который они делали при каждом движении. Носили пучок из 15–20 штук. В 1820 году наряду с цепочками с брелоками явились такие, на конце которых висели только 2 печати и ключик — но эти предметы были так велики, что они образовали на ляжке пучок чуть ли не больший, чем 20 маленьких брелоков.

Табакерки и флаконы принадлежали, как в ХVIII столетии, так и в самом начале ХIX-го, – к предметам, к которым ювелиры прилагали особенное внимание, вкус и тщательность. Скромность их, в сравнении с предметами XVIII века имеет причиной самый стиль Empire. Табакерки обыкновенно золотые, эмалированные, четырёхугольной или восьмиугольной формы; овальных совсем не было. Они встречаются часто, так как привычка нюхать табак была очень распространена и табакерки делались везде: в Париже, в Лондоне, в Дрездене и у нас. В Петербурге золотых дел мастера и ювелиры Теннер, Кейбель, Шарф и Будде славились как отличные мастера. Менее хороши женевские табакерки этой эпохи, особенно двадцатых годов. Их изготовляли массами и, вероятно, за их дешевизну всюду вывозили и покупали. И к нам в Россию их попало большое число. Техника исполнения их слишком аккуратна, живопись холодна и чрезмерно закончена и жеманна. Их легко узнать по особенной тёмно-синей эмали, слишком блестящей и яркой. Эмаль эта часто не прочна, трескается, отскакивает и выпадает. В двадцатых годах табакерки теряют скромный, но изящный вид предметов Empire и делаются овальными и выдолбленными некрасивыми формами. Орнаментами служат рельефные цветы на пунктированном фоне. Из флакончиков для духов следует упомянуть особенно модные в 1811 г. Они совсем плоские и эмалированные. Их носили на шее на маленьких цепочках.

Набалдашники и лорнетки были очень богато украшены, равно и другие мелкие предметы, как напр. печати (см. воспр. на стр. 543), кошельки из золота, круглые и в форме часов, которые носили у пояса. Важную роль играли всякого рода пуговицы, для кафтана и жилета. То они алмазные, золотые, серебряные, эмалированные, с камнями и жемчугом, то из полированной стали или из топазов, аметистов, кораллов.

Веера выдержанного стиля носят чаще других предметов. Ручки обыкновенно золотые, с накладным рельефом, из пальметок, розеток и пр. Очень часто тоже работы "grainti" осыпаны камнями. Сам веер почти всегда бумажный с живописью, очень редко из кружев. (На воспр. после стр. 544 мы видим типичный образец с миниатюрной живописью, изображающей собор Св. Петра в Риме).

Наконец вспомним ещё появившиеся около 1820—24 гг. булавки для галстухов. Между ними одно время были в моде изображения змеи. Булавки делались золотые, эмалированные, стальные и часто были согнуты таким образом, что образовали букву. В 1822 г. пользовались кольцом для завязывания галстуха.

Окончив беглый обзор ювелирного дела времён императора Александра I, приведём ещё слова современника, жившего в России и коснувшегося в своих письмах ювелирного дела 1810—1812 годов*.

"В Германии составляют себе неверное представление о том, что в Петербурге бесчисленное количество замечательных бриллиантов. Число таких на самом деле, если хотите, ещё довольно велико, особенно в роскошной Москве – но, можно сказать, наверное, оно не бесконечно. Во время французской революции эмигранты привезли из Франции жемчуга, прекраснейшие драгоценности и пр. и их продавали в России по нужде или ради спекуляции. В каком же другом государстве могли бы купить такие ценные сокровища, если не в России, находившейся на вершине политического владычества, силы и благосостояния. Так и самые ценные и лучшие бриллианты покупались тогда русскими вельможами и князьями. В то время и при блестящем дворе Екатерины, количество бриллиантов было действительно огромно; но после Тильзитского мира, большая часть этих богатств возвратилась назад во Францию тем же путём, как пришла. На одной из последних Лейпцигских ярмарок, наплыв бриллиантов из России был так велик, что они на 30 процентов понизились в цене. Самые ценные камни в России находятся на иконе Казанской Божией Матери.

Самые крупные и ценные сапфиры, изумруды и бриллианты покрывают эту икону. Они оправлены истинно-художественно мастером-ювелиром г. Теннером, немцем, уважаемым всем Петербургом и даже за границей, как талантливый художник с тонким и артистическим вкусом. Публика оценивает драгоценности, принадлежащие иконе Казанской Божией Матери вместе с золотом в 1.800.000 руб.; но г. Теннер меня уверил, что ценность их не превышает 300.000 рублей.

После этого самые дорогие и хорошие бриллианты в России те, которые я видел несколько месяцев тому назад при освящении Казанского Собора, на очаровательной голове Императрицы Елизаветы Алексеевны. Это — диадема из листьев, окружающая всю голову, как корона. Каждый лист состоит из крупного бриллианта, в ажурной оправе замечательно тонкой работы, и каждый окружён более мелкими камнями, образовавшими конец листка. У самого лба бриллианты и листы крупнее, и очень большой сапфир сказочного огня соединяет оба конца ветвей. В этот торжественный день Императрица Мария Феодоровна, мать Императора, носила тоже замечательнейшие украшения из драгоценных камней: бантелеты, серьги, колье.

Некоторым из дам высшего общества тоже принадлежат ценные бриллианты. Между ними мне особенно понравились драгоценности супруги обер-камергера Нарышкина.

Драгоценные бриллианты носят купчихи, сохраняющие ревностно и с гордостью национальный костюм, по случаю праздников. Особенно серьги и перстни у них в моде; иногда они тоже украшены массою жемчугов".

Барон А. Фелькерзам

 

 

источник: Ювелирный музей Jewellerymuseum.ru


просмотров: 3112
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Front-Back Hoop Earrings with Diamonds in Sterling Silver

$164.99
End Date: Sunday Nov-19-2017 2:10:02 PST
Buy It Now for only: $164.99
|
Real 14K Solid White gold 2.45c Round Brilliant cut Anniversary Engagement Ring

$354.99
End Date: Tuesday Dec-5-2017 19:29:52 PST
Buy It Now for only: $354.99
|
1ct Diamond Studs 14K White Gold

$164.44
End Date: Sunday Nov-26-2017 16:56:19 PST
Buy It Now for only: $164.44
|
1.5MM- 11MM 14K SOLID YELLOW GOLD CUBAN LINK WOMEN/ MEN'S NECKLACE CHAIN 16"-30"

$127.39
End Date: Sunday Nov-26-2017 16:56:19 PST
Buy It Now for only: $127.39
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Ювелирные украшения


2003 Copyright © «Zoloto.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Золото, Украшения, Ювелирная энциклопедия. Производство ювелирных изделий.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика